В Думе решили отказаться от идеи штрафовать СМИ за сцены насилия

Законопроект, предусматривающий штрафы от 100 тыс. до 1 млн руб. за производство и выпуск СМИ с призывами к терроризму и экстремизму или оправдание таких действий, был внесен в Госдуму правительством в декабре 2014 года. За производство и выпуск СМИ, пропагандирующих культ насилия и жестокости, документ предлагает штрафовать на 20–200 тыс. руб. Инициатива предполагает также ужесточение административной ответственности за массовое распространение материалов из федерального списка запрещенных.
Профильным по этому законопроекту назначен конституционный комитет Госдумы; комитет по информационной политике – комитет-соисполнитель. Документ готовится к первому чтению (оно намечено на 13 марта, следует из отметки в карточке законопроекта на сайте Госдумы), срок представления отзывов на него истекает 20 февраля.
Можно предположить, что комитет по информполитике выступит за исключение положения о «культе насилия и жестокости» из законопроекта, сказал РБК председатель комитета Леонид Левин. Собеседник РБК, по его словам, разделяет озабоченность правительства наличием экстремистской угрозы в информационном пространстве, но считает «неразумным принимать закон, допускающий нарушение работы СМИ за счет произвольных трактовок». Это произойдет, если СМИ будут привлекать к ответственности «за пропаганду культа насилия и жестокости», считает Левин – ни в правительственном законопроекте, ни в других российских нормативно-правовых актах это понятие не определено. Депутат напомнил, что ранее сходные законопроекты уже отклонялись Госдумой из-за недостаточной проработанности.
Профильный конституционный комитет Госдумы будет опираться на позицию комитета по информполитике, сказал РБК его председатель Владимир Плигин. В комитете по конституционному законодательству тема, связанная с публикацией сцен насилия и жестокости, обсуждалась неоднократно, не только в связи с законопроектом правительства, но и другими, напомнил депутат. «Нам представляется, что очень сложно сформулировать точное определение («культа насилия и жестокости»). В случае принятия данной нормы в данной редакции могут возникнуть проблемы, связанные со злоупотреблением этой нормой и некоторыми неоправданными ограничениями», – сказал Плигин.
В целом Плигин, как и Левин, считает, что вопросы борьбы с экстремизмом, особенно в настоящее время, приобретают дополнительное значение. «В этой части представляется, что предлагаемая правительством конструкция учитывает многие положения, и прежде всего положения, которые касаются обеспечения безопасности общества, – каждого из нас», – считает он.