Долгая дорога в НАТО
Димитров отметил, что его страна прошла долгую дорогу к членству в альянсе. Он также поблагодарил премьер-министра Греции Алексиса Ципраса за то, что две страны смогли решить проблему с названием Македонии.
Ранее Греция отказывалась поддерживать вступление Македонии в НАТО из-за спора о названии республики: оно не устраивало Афины, так как этот топоним распространяется в том числе на греческую Эгейскую Македонию, что якобы могло дать македонцам основания заявить права на греческие территории и культурное наследие. 17 июня прошлого года Ципрас и его македонский коллега Зоран Заев подписали Преспанское соглашение о новом названии Македонии — Республика Северная Македония. Власти Греции пообещали, что не станут блокировать попытки республики присоединиться к НАТО и Евросоюзу.
В июле 2018 года Македония получила от НАТО официальное приглашение о вступлении в альянс. 11 января 2019 года соглашение о переименовании Македонии поддержал парламент республики: большинство депутатов проголосовали за изменения в Конституции. 25 января договор, заключенный Заевым и Ципрасом, был одобрен законодателями Греции. Официально Македония сменит свое название в ближайшие дни, сообщил в среду Димитров.
Планируется, что Греция также станет первой страной, которая ратифицирует вступление Македонии в НАТО. Голосование по этому вопросу должно пройти в парламенте страны уже 8 февраля, передает агентство Euractiv.
Россия против
Россия Преспанское соглашение осуждает. В январском заявлении российского МИДа утверждается, что этот договор был навязан сторонам внешними силами. В Москве отметили, что правительство Македонии, в частности, проигнорировало мнение президента Георге Иванова, который выступал против переименования. «Налицо продолжение навязанного извне процесса искусственной перекройки государственного названия с целью форсированного втягивания Скопье в НАТО», — говорилось в заявлении дипломатического ведомства.
Недовольство в Москве выражают и по поводу вступления Македонии в НАТО. Присоединение Скопье к альянсу станет ошибкой, отмечал в июле 2018 года постоянный представитель России в ЕС Владимир Чижов. «Каждая страна имеет право принимать решения и делать свои ошибки. <...> Есть ошибки, которые имеют последствия», — цитировало его «РИА Новости».
У России никогда не было серьезных интересов и рычагов влияния в Македонии, однако противостояние Западу становится для России самоценным, считает заместитель главного редактора Carnegie.ru Максим Саморуков. Хотя утверждение Преспанского соглашения не прошло гладко и договор был принят в том числе благодаря давлению Запада, вступление Македонии в НАТО фактически предрешено и Москва не сможет этому помешать, считает он.
Исторически Россия выступает с лозунгом «Балканы — балканским народам», отметил в беседе с РБК старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров. «Сейчас Москва исходит из того, что балканские народы слишком долго находились под внешним влиянием: в распаде Югославии во многом участвовали внешние силы, после этого странам региона были даны обещания, которые до сих пор не выполнены, по-прежнему не решены многие межэтнические проблемы», — говорит он. Поэтому, поясняет Искендеров, Россия исходит из необходимости предоставлять балканским народам возможность самим определять наименования своих стран и внешнеполитические приоритеты, чтобы избегнуть возможных вспышек насилия.
Вступление в НАТО важно для Македонии, так как это первая ступенька на пути вступления в ЕС, говорит военный эксперт Александр Гольц. Вступление Македонии в НАТО дает Скопье гарантию безопасности и стабильности, отмечает Гольц: «Страны НАТО не воюют между собой, а мы знаем, что у стран бывшей Югославии много межэтнических проблем».
Авторы
Андрей Гатинский, Евгений Пудовкин, Александр Атасунцев