Перейти к основному контенту
Война санкций ,  
0 
Эксклюзив

Таможня Германии раскрыла основания для ареста личных автомобилей россиян

Таможня Германии: личные автомобили россиян, на которых они приехали, могут арестовать
Любой ввоз автомобилей в Германию из России, даже въезд на личном транспорте, будет расцениваться как основание для его ареста, следует из ответа немецкой таможни, поступившего в РБК. О случаях арестов сообщали россияне
Фото: Lennart Preiss / Getty Images
Фото: Lennart Preiss / Getty Images

Въезд на территорию Германии на личном автомобиле из России расценивается немецкими таможенными органами как основание для ареста машины, следует из ответа таможни ФРГ, имеющегося в распоряжении РБК.

«Ввоз пассажирских автомобилей из России в ЕС запрещен в соответствии со ст. 3i Регламента 833/2014, определяющего эмбарго в отношении России. В данном контексте выражение «ввоз» фактически охватывает любое перемещение товаров или груза. Эмбарго не предусматривает исключений из запрета для указанных вами обстоятельств», — следует из ответа представителя Центральной справочной Главного управления таможни ФРГ, поступившего в РБК в ответ на запрос о возможности въезда в Германию на автомобиле с российскими номерами.

«Согласно текущей юридической ситуации, импорт автомобиля запрещен», — указал представитель таможни, пообещав вернуться к запросу, «если в правовой ситуации произойдут какие-либо изменения».

Статья 3i гласит (на английском языке), что запрещаются «приобретение, импорт или передача, прямо или косвенно, товаров, которые производят существенные доходы для России», по перечню в приложении XXI, если они российского происхождения или экспортированы из России.

Эксперты оценили случаи изъятия автомобилей россиян в Германии
Политика
Фото: Sean Gallup / Getty Images

При этом на немецком языке в официальном переводе санкционного закона ЕС используется термин Einfuhr, который может означать простой ввоз (в отличие от таможенного импорта).

Перечень XXI включает в себя не только пассажирские автомобили (код таможенной номенклатуры 8703), но и, например, обувь, ноутбуки, мобильные телефоны.

Согласно правилам ЕС, каждая страна союза вправе самостоятельно интерпретировать и имплементировать общеевропейские санкции.

Единообразного определения того, что следует считать «импортом», нет, сказал РБК партнер брюссельской юрфирмы Acquis, специалист по санкциям Юрий Шумилов. «Например, законодательство ЕС о создании европейской системы учета определяет импорт как сделки с товарами между резидентами и нерезидентами. При этом в своих разъяснениях касательно применения ст. 3i Регламента Еврокомиссия указывает на то, что в периметр запрета на импорт попадают любые «товары, перемещаемые в ЕС», — пояснил эксперт.

«Вероятно, что немецкие власти применяют эту более широкую интерпретацию, тем более с учетом того, что она дана как раз в контексте применения санкционного режима в отношении России. То, что в этом случае отсутствует «доход для России», не является определяющим (эта фраза скорее просто отсылает к перечню в приложении XXI)», — добавил Шумилов.

Меры немецкой таможни можно пытаться оспорить в соответствующем суде в Германии, который, в свою очередь, может адресовать вопрос применения общеевропейских норм на уровень Суда ЕС. «В то же время применительно к данной ситуации большое значение может также иметь статус лица, ввозившего машину, и цели, заявленные при ввозе», — считает юрист.

Среди столкнувшихся с арестами личного автомобиля — россиянин Иван Коваль, проживающий в Германии. Он рассказал РБК, что машину у него забрали 1 июня возле дома в Гамбурге. По его словам, сотрудник таможенной службы проверил документы и признал, что они в порядке, но автомобиль все равно арестовали, так как «с октября 2022 года въезд автомобилей с номерами РФ в ЕС запрещен». На вопрос, как его пропустили через границу Евросоюза в Латвии и затем не остановили в Литве и Польше, таможенники ответили, что другие страны следят за исполнением санкций самостоятельно.

«Я спросил, что я нарушил. Выяснилось, что это регламент ЕС 833/2014. Я начал читать этот документ в интернете — было написано, что это санкции против России из-за дестабилизации ситуации в Украине. Я спросил: «Я тут при чем, я ничего не дестабилизирую». Мне сказали, что это касается всех — военных, не военных, без разницы», — рассказал Коваль, отметив, что никаких документов об аресте ему не выдали, позволив лишь сфотографировать протокол.

Мужчина отметил, что в английской версии регламента ЕС 833/2014 употребляются слова import и export, в немецком есть похожие слова (importieren, exportieren), но более официальный вариант — einführen и ausführen. Они означают не только «импорт» и «экспорт», но еще и «ввозить» и «вывозить».

«Получается, что из-за особенностей немецкого языка закон распространился также на ввоз и вывоз машин, а это огромная разница», — подчеркнул Коваль. По его словам, многие адвокаты отказывались браться за его дело, а согласившийся специалист сообщила об отсутствии юридической практики по этой статье. Он подал жалобу в таможню, там передали обжалование в прокуратуру Гамбурга.

«Если прокуратура встанет на сторону таможни и назначит штраф, я никакие штрафы платить не готов, потому что я знаю, что я прав. Я не планировал эту машину реализовывать. В этом случае я пойду в суд. За нарушение закона о внешней торговле Германии предусмотрен уголовный срок. Но адвокат сказала, что это маловероятно — первый раз нарушили, не знали», — резюмировал Коваль.

О случаях конфискации личных автомобилей с российскими номерами ранее писала «Фонтанка». Среди прочих, машину конфисковали у жителя Санкт-Петербурга Сергея, который вместе с женой и двумя маленькими детьми с конца мая путешествовал по Европе. Они въехали в Евросоюз через Норвегию по французской шенгенской визе, проехали Финляндию, Германию, Австрию, Францию, Испанию, Италию; после чего ехали по Германии в сторону Скандинавии на паром Стокгольм — Хельсинки. Неподалеку от Гамбурга от них потребовали остановиться сотрудники немецкой таможни, выгрузили личные вещи россиян и увезли автомобиль на эвакуаторе, сославшись на введенные санкции.

Сергей рассказал изданию, что связался с консульством России. Дипломаты пообещали связаться с таможней Германии и предложили перевести бумаги, которые выдадут в ведомстве, а также проконсультировать, подписывать их или нет. Другой помощи в консульстве оказать не смогли.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 октября
EUR ЦБ: 106,42 (+0,73)
Инвестиции, 09 окт, 17:45
Курс доллара на 10 октября
USD ЦБ: 96,95 (+0,84)
Инвестиции, 09 окт, 17:45
Кадры вопроса Путина губернатору о происхождении костюмаОбщество, 02:06
Стивен Сигал показал пленных членов «Азова» в колонии в ЕленовкеПолитика, 02:05
Алаудинов рассказал о взятии опорных пунктов ВСУ в Курской областиПолитика, 01:50
Фонд кино поддержал идею переснять «Золушку» и «Морозко»Технологии и медиа, 01:24
Ураган «Милтон» ослаб до третьей категорииОбщество, 01:22
Как свадьбы стали одним из драйверов роста экономики ИндииОтрасли, 01:02
Над Брянской областью сбили беспилотникПолитика, 00:56
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Зеленский назвал приглашение в НАТО первым пунктом «плана победы»Политика, 00:42
Путин разрешил ВТБ сделки с акциями инвесторов из недружественных странФинансы, 00:31
Правительство Украины частично отменило бронирование от мобилизацииПолитика, 00:29
Рогов заявил о попытке ВСУ нанести массированный удар по югу РоссииПолитика, 00:26
В ЕС по запросу США задержали россиянина по делу о криптомошенничествеКрипто, 00:03
Минэк определился с регулированием маркетплейсов и агрегаторовТехнологии и медиа, 00:00
Путин призвал удержать темпы роста промышленностиЭкономика, 09 окт, 23:52