Time назвал истоки «одержимости Трампа» Гренландией
Начало попыткам американского президента Дональда Трампа установить контроль над Гренландией положил брифинг разведслужб, проведенный для него в 2018 году, сообщает журнал Time со ссылкой на источники. Материал Time называется «Истоки одержимости Трампа Гренландией».
Тогда Трампу сообщили о росте активности российских подводных лодок и усилении присутствия китайских судов в Арктике. Разведслужбы считали, что это представляет угрозу безопасности США.
Затем Трамп встретился со своим давним другом и бизнесменом Рональдом Лаудером. Тот рассказал политику об экономических проблемах Дании и предположил, что США могли бы использовать это для прямой покупки Гренландии.
По словам высокопоставленного чиновника Белого дома того времени и еще одного источника, знакомого с содержанием встречи, Трампа больше всего волновала мысль о необходимости более масштабного и постоянного присутствия США в Гренландии из-за ее стратегического расположения в Северной Атлантике.
Три источника, близких к Трампу, рассказали: со времен первого срока президенту не давало покоя чувство, что США уже однажды уступили власть над Гренландией. В начале 1950-х годов Штаты построили там авиабазу Туле — ныне космическую базу Питуффик, которую впоследствии стали использовать. Эта территория играла ключевую роль в противоракетной обороне и ядерном сдерживании в регионе.
В годы холодной войны США фактически контролировали Гренландию в военном отношении, пишет журнал. Влияние Дании было ограниченным и в основном номинальным: когда стратегические потребности сталкивались с вопросами суверенитета, приоритеты американской безопасности становились определяющими. Но после окончания холодной войны США сократили свое присутствие в Гренландии, закрыв или объединив объекты, база Туле сохранилась в качестве форпоста.
Впоследствии Дания восстановила политический контроль над базой, продолжая при этом полагаться на американские гарантии безопасности. Когда Трамп узнал о событиях прошлого, он подумал, что они говорят о слабости США, сообщает Time.
По данным издания, в дальнейшем в разговорах с друзьями и помощниками политик постоянно упоминал Гренландию. Советники Трампа времен его первого президентства выразили мнение, что если бы не множество внутренних проблем, США бы более активно добивались покупки Гренландии. По их словам, эта мысль не оставляла Трампа. «Из-за всех испытаний и невзгод [времен] Трампа 1.0 мы так и не достигли цели», — сказал Time бывший советник главы государства по нацбезопасности, экс-спецпосланник по Украине Кит Келлог.
Трамп неоднократно заявлял, что Дания не может обеспечить безопасность Гренландии, которая нужна США для национальной обороны. Президент утверждал, что остров (автономия, входящая в состав датского королевства) «окружен» российскими и китайскими судами. Однако затем он заверил, что не собирается военным путем брать под американский контроль эту территорию.
После январских переговоров с генсеком НАТО Марком Рютте по вопросам безопасности Гренландии и Арктического региона президент США объявил, что была заложена основа для будущего соглашения по острову. Также Трамп сообщил, что отказался от идеи введения пошлин против восьми европейских стран. Тарифы 10% должны были вступить в силу 1 февраля, в случае если те не позволили бы США взять под контроль Гренландию.
Посол России в Дании Владимир Барбин подчеркивал, что у Москвы нет никаких притязаний на Гренландию, она не вынашивает «агрессивных планов» в отношении соседних стран по Арктике.