Дума спустя два года вернется к закону о рубках на Байкале
Законопроект, который разрешает при определенных условиях сплошные рубки на Байкале, готовят ко второму чтению. В четверг, 4 декабря, профильный комитет Госдумы по экологии рассмотрит поправки в документ, следует из повестки заседания комитета.
Проект закона был внесен в Госдуму в июне 2023 года и принят в первом чтении в июле того же года.
Сплошные рубки решили оставить
Вариант ко второму чтению практически ничем не отличается от варианта, предложенного Минприроды летом (документ, подготовленный к заседанию комитета, есть у РБК). В нем осталась норма о сплошных рубках, которая вызвала больше всего возражений со стороны экологов и ученых. В тексте ко второму чтению в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории разрешаются сплошные рубки погибшего леса, если выборочные рубки не обеспечили его замену на здоровый лес (по действующему законодательству на все сплошные рубки в этой зоне наложен запрет).
Помимо законопроекта ко второму чтению, комитет по экологии подготовил также проект постановления Госдумы (есть у РБК). В нем нижней палате рекомендуется принять закон о сплошных рубках на Байкале. В то же время правительству рекомендуется «оставить неизменным запрет на проведение сплошных рубок» в границах Центральной экологической зоны, а также внести в Думу законопроект, «направленный на корректировку понятия «сплошные рубки». Вместо него предлагается использовать понятие «мероприятия природоохранного характера, направленные на лесовосстановление».
Утром 3 декабря глава комитета Думы по экологии Дмитрий Кобылкин сообщил, что под руководством председателя палаты Вячеслава Володина прошло расширенное совещание по теме Байкала. По словам депутата, оно «четко обозначило консенсус: сплошные рубки на Байкальской природной территории должны уйти в прошлое». Он уточнил, что для решения этой задачи необходимо внести изменения в Лесной кодекс, в которых была бы пересмотрена терминология и цели рубок на Байкале.
«Понятие «сплошные рубки», которое ассоциируется с промышленной заготовкой древесины, должно применяться исключительно в контексте коммерческой деятельности», — подчеркнул Кобылкин.
Споры о рубках
Часть экологов и ученых заявляла, что для восстановления лесов разрешать сплошные рубки нет необходимости, этого можно добиться уже существующими средствами — например, с помощью механизма уборки неликвидной древесины. Снятие запрета, пусть и частичное, откроет дорогу злоупотреблениям, коммерческим вырубкам под видом санитарных мероприятий, утверждали они. В сентябре 87 ученых и экологов, в том числе 11 академиков РАН и 18 членов-корреспондентов РАН, написали открытое письмо президенту с просьбой не допустить принятия законопроекта в таком виде. По их мнению, в представленной на тот момент редакции законопроект не соответствует задаче сохранения уникальной экосистемы Байкала, а сплошные рубки создают вероятность эрозии почвы, ущерба озеру, повышения пожарной опасности.
С критикой законопроекта в интервью РБК выступил глава Совета по правам человека Валерий Фадеев. «В первом законопроекте было приложение, если не ошибаюсь, там было 140 объектов — где-то надо туалет поставить, где-то дорогу расчистить, где-то очистные сооружения небольшие, где-то места на кладбище не хватает. Это все очень маленькие объекты. Наша позиция заключалась в том, что надо принять закон с перечислением всех этих 140 объектов с указанием, что можно сделать немедленно, потому что людям действительно трудно жить. Другое дело сплошные рубки, в том числе в связи с развитием туризма, это отдельная проблема... Давайте немедленно решать проблемы жителей. Я предполагаю, что мешают это сделать как раз те, кто выступает за сплошную рубку», — говорил глава СПЧ.
Закон, разрешающий сплошные рубки в зоне вокруг Байкала, необходим в том числе для защиты от катастрофического селя, который сходит раз в 50 лет и может разрушить Транссиб и хранилища вредных веществ на территории закрытого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), говорил в интервью РБК глава Бурятии Алексей Цыденов. По его словам, принятие закона позволит обеспечить должный уровень пожарной защиты поселков, построить очистные сооружения и решить другие накопившиеся проблемы местных жителей.
Что еще предлагается в варианте ко второму чтению
Законопроектом разрешается перевод земель лесного фонда в земли иных категорий для строительства объектов определенных типов: гидрозащиты; селезащиты; автомобильных дорог; электросетей, объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, если они необходимы населению или для работы особых экономических зон (их на Байкале две); создания новых кладбищ или расширения уже существующих.
Сторонники этих изменений поясняли, что это необходимо для обеспечения населенных пунктов в границах Центральной экологической зоны очистными сооружениями, ремонта мостов, подготовки новых мест для захоронений и так далее.
Лица, в интересах которых происходит перевод земель, обязаны в срок не позже трех лет обеспечить лесовосстановление, в пять раз превышающее площадь земель, исключаемых из состава лесного фонда.
Поправками в законодательство также создается специальная комиссия, которая будет принимать решения о разрешении или запрете на определенные действия. Например, она будет согласовывать перечень участков, на которых разрешаются сплошные рубки (при этом будет требоваться положительная позиция РАН, финальное решение будет принимать правительство), а также по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий.
В комиссию войдут депутаты и сенаторы, представители администрации президента, правительства, ФСБ, главы Иркутской области и Бурятии. Вопрос перевода земель комиссия будет рассматривать при наличии заключения государственной экологической экспертизы.
Помимо этого, законопроект окончательно решает вопрос с пересечением земель лесного фонда с границами населенных пунктов (если часть населенного пункта относится к землям лесного фонда). В нем говорится, что приоритет отдается ЕГРН: если такие участки в реестре отнесены к землям других категорий (не населенных пунктов) или отсутствуют сведения об отнесении их к землям населенных пунктов, то до конца 2030 года их можно зарегистрировать как земли населенных пунктов независимо от того, что сказано в государственном лесном реестре, лесном плане региона или документах на участок.
Предполагается, что закон вступит в силу 1 марта 2026 года.