Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 
Эксклюзив

Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет

И стали меньше верить новостям об экономике и внешней политике
Россияне, по данным Левада-центра, стали гораздо реже смотреть федеральные телеканалы, треть респондентов черпает информацию из независимых СМИ. Около трети смотрят видеоблоги, половина пользуются мессенджером WhatsApp
Фото: Евгений Леонов / ТАСС
Фото: Евгений Леонов / ТАСС

Постепенный упадок телевидения, рост влияния интернета, социальных сетей и видеоблогов, а также повышение доверия к независимым СМИ — вот главные тенденции, зафиксированные в отчете Левада-центра «Российский медиаландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети», с которым ознакомился РБК.

Опрос Левада-центра был проведен по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1,6 тыс. человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах. Исследование проводилось на дому у респондентов методом личного интервью. Последние данные приведены на март 2019 года.

ТВ против интернета

Телевидение по-прежнему остается основным источником информации для большинства россиян, но его аудитория постепенно снижается. Если десять лет назад информацию по ТВ получали 94% россиян, то сегодня — 72%. Реже всего получает новости по телевизору молодежь: 42% среди россиян до 25 лет против 93% среди людей 65 лет и старше. У молодежи роль главного источника информации сегодня играет не телевидение, а социальные сети.

Среди основных телеканалов, из которых россияне черпают новости, лидируют «Россия 1» (снижение популярности с 57 до 48%, за год) и «Первый канал» (самое серьезное снижение — с 72 до 47%). За ними следуют НТВ (падение с 44 до 36%), «Россия 24» (с 38 до 31%) и РЕН ТВ (с 21 до 17%). Далее идут «5-й канал» (13%), «Звезда» (12%), ТВЦ (9%), ОТР (8%), «Москва 24» (6%).

Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет

Также респонденты упоминают «Культуру» (5%), РБК ТВ (4%), «Спас» (2%), Euronews (2%) и «Дождь» (1%).

У трех крупнейших вещателей по итогам 2018 года среднесуточные доли в самой общей аудитории (все зрители старше четырех лет) снизились, следует из данных исследовательской компании Mediascope. У «России 1» и «Первого канала» — на 0,3 п.п., у НТВ — на 0,1 п.п.

Минкомсвязь предупредила о мошенничестве с отключением аналогового ТВ
Технологии и медиа
Фото:Олег Смыслов / РИА Новости

Общее телесмотрение в последние годы действительно падает, это общерыночный тренд, но не столь существенно, как по данным «Левады», говорит директор Института современных медиа Кирилл Танаев.

Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет

Интернет и соцсети как источники новостей по значимости сегодня опережают все остальные источники информации, кроме ТВ. За десять лет их аудитория выросла в три раза: с 9% до трети населения страны (34% — соцсети и 32% — интернет). В двух возрастных группах потребление новостей из соцсетей превышает долю ТВ: 64 против 42% у молодежи (18–24 лет) и 56 против 49% у респондентов от 25 до 34 лет.

Опросы фиксируют рост популярности интернет-агрегаторов новостей: декларируемое использование «Яндекс.Новостей» выросло с 29% в 2018 году до 39% в марте 2019 года, новостей Mail.Ru — с 11 до 15%.

Друзья, родные, соседи — четвертый по распространению источник информации для респондентов (18%).

Традиционные каналы (радио и газеты) за десять лет сократили свои аудитории более чем в два раза. Часто используют их для получения новостей лишь 15 и 12% соответственно.

Новым источником информации об окружающем мире становятся видеоблоги и видеоблогеры. Около трети россиян смотрят их раз в неделю или чаще (7% ежедневно), а среди респондентов до 25 лет — две трети (19% ежедневно). Telegram-каналы — регулярный источник новостей для 1% россиян.

Эксперты заявили о рекордном расслоении регионов по развитости СМИ
Политика
Фото:Эмин Джафаров / «Коммерсантъ»

Падение доли респондентов, получающих информацию по ТВ, при росте доли соцсетей говорит об изменении модели потребления контента, считает Танаев. «Молодежи удобно потреблять контент через интернет. Сегодня это соцсети, а какую площадку или канал доставки информации они выберут через пять лет — пока сложно предположить, — говорит он. — Это будет зависеть как от степени доверия к существующим источникам, так и от появления новых площадок и каналов доставки информации».

Не верят телевидению

Доверие к телевидению как источнику новостей в последние годы колеблется вокруг 55% респондентов, хотя десять лет назад около 80% респондентов доверяли ТВ. Доверие к телевидению сохраняют в первую очередь россияне старше 35 лет.

Телевидение зачастую представляется респондентами зависимым от государства каналом информации, уровень доверия к нему связан с одобрением деятельности руководства страны и положением дел в стране, считают социологи. На сегодня более половины населения считает, что освещение телеканалами положения дел в экономике «не соответствует действительности». За год недоверие россиян к тому, как гостелевидение освещает российскую экономику, выросло с 45 до 52% (доверяют теперь только 40%). За тот же период недоверие к освещению внешней политики также выросло — с 22 до 34% (обратного мнения придерживаются 53%).

Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет

Растет доверие россиян к интернет-ресурсам и соцсетям: за десять лет измерений оно выросло в три-четыре раза и теперь колеблется вокруг 20%. Молодые россияне доверяют социальным сетям больше, чем телевидению, прежде всего потому, что ТВ смотрят мало, замечают социологи. В свою очередь, россияне старшего возраста не доверяют интернету и соцсетям, потому что ими в основном не пользуются.

Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет

Аудитория независимых СМИ

Приблизительная совокупная аудитория независимых СМИ, которые регулярно публикуют точки зрения, отличные от официальной позиции, на сегодняшний день составляет, по подсчетам Левада-центра, порядка 35% россиян. Но только 6% респондентов регулярно использует сразу несколько независимых источников. В Москве аудитория независимых СМИ 42%; 16% жителей столицы используют несколько независимых источников. Более критический взгляд на происходящее и политическую ситуацию имеют респонденты, которые пользуются несколькими независимыми источниками информации, отмечают социологи.

Под независимыми СМИ Левада-центр подразумевает те ресурсы (телеканалы, газеты, интернет-сайты), на которых хотя бы время от времени звучат мнения, альтернативные официозным. «Такая методология, хотя и содержит множество допущений, тем не менее позволяет хотя бы приблизительно оценить аудиторию независимых СМИ в России», — пояснили в Левада-центре.

Интернет, соцсети, мессенджеры

Около 72% населения пользуется интернетом «ежедневно, практически ежедневно» и «несколько раз в неделю», выяснили социологи. В 2001 году таких было всего 2–3% россиян. Около 45% граждан выходят в интернет «несколько раз в день» (среди молодежи 87 против 6% среди россиян старше 65 лет).

Регулярно соцсетями пользуется порядка 56% россиян (рост в 2,5 раза за восемь лет), никогда не пользовались ими около трети населения страны. Среди молодежи 85% посещают сети «ежедневно или практически ежедневно» против 8% в старшей возрастной группе.

Социологи зафиксировали снижение доверия россиян к государственным СМИ
Политика
Фото:Михаил Терещенко / ТАСС

Наиболее популярными социальными сетями в России являются «ВКонтакте» (пользуется порядка 42% россиян), «Одноклассники» (33%), YouTube (30%) и Instagram (23%). Аудитория Facebook в России насчитывает порядка 9%, Twitter — 4%. Аудитория «ВКонтакте», Instagram, Twitter моложе, нежели аудитория «Одноклассников». Социологи указывают на почти непрерывный рост числа посетителей социальных сетей на протяжении последних восьми лет.

Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет

Мобильный банкинг и навигация

По данным Левада-центра, среди интернет-услуг россияне чаще всего используют мобильный банкинг (46% используют «время от времени»), заказ такси (28%), карты и навигаторы (25%). Еще 21% совершает покупки в онлайн-магазинах (21%), а 15% россиян заказывают еду и приобретают билеты. Около 10% опрошенных проходили учебные онлайн-курсы.

Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет

Что касается мессенджеров, то их аудитория за три года наблюдений увеличилась вдвое, говорится в исследовании: с 31% в 2013 году до 62% весной текущего года. Лидерами по популярности среди мессенджеров являются WhatsApp (49% пользователей в России) и Viber (31%). Мессенджером «ВКонтакте» пользуются порядка 17%, Skype — 14% опрошенных. Аудитория Telegram, которая заметно выросла в прошлом году на фоне блокировок, на сегодняшний день составляет порядка 8% населения (ранее РБК писал, что, несмотря на блокировку, он остался в тройке самых популярных приложений для общения в России).

За год блокировки Telegram остался в тройке самых популярных мессенджеров
Технологии и медиа
Фото:Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Мессенджерами пользуется преимущественно молодежь, однако WhatsApp и Viber довольно распространены и в остальных возрастных группах, сообщается в исследовании. За год самый сильный рост показал WhatsApp (с 36 до 49%), зимой 2016 года им пользовались всего 17% опрошенных. Количество пользователей Skype упало за год с 19 до 14%, мессенджера «ВКонтакте» — с 26 до 17%. Viber и Telegram сохранили свою аудиторию (рост с 29 до 31% и сохранение 8% соответственно).

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 16:37
Путин поддержал выдвижение главы Крыма Аксенова на новый срок Политика, 18:19
Глава NASA заявил о скрытом военном присутствии Китая в космосе Технологии и медиа, 18:17
Кадыров назвал «провокацией» задержание главы МЧС Чечни в Дагестане Политика, 18:07
Павлюченкова не смогла выйти в четвертьфинал турнира в Руане Спорт, 18:06
США и Британия ввели санкции против Ирана за нападение на Израиль Политика, 18:06
Слуцкого признали лучшим тренером месяца в чемпионате Китая Спорт, 17:58
До ₽10 млрд: как выглядят самые дорогие продающиеся в Москве особняки Недвижимость, 17:44
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Австралийская TIG решила продать угольный бизнес в России Бизнес, 17:40
С актера-иноагента Трескунова суд взыскал ₽10 тыс. долгов по коммуналке Общество, 17:36
Google уволила 28 сотрудников за бунт против сотрудничества с Израилем Политика, 17:34
Аргентина решила стать партнером НАТО Политика, 17:24
СК задержал отца и друга подозреваемого в убийстве москвича на парковке Общество, 17:16
В Москве нашли еще одну машину подозреваемого в убийстве из-за парковки Общество, 17:05
В Москве умер режиссер РАМТ Александр Пономарев Общество, 16:58