Перейти к основному контенту
Мнение⁠,
0
Эдуард Гуринович

Упадок лошадиных сил: как покупают автомобили в кризис

Времена спонтанного выбора автомобиля прошли. Подержанная машина выбирается на несколько лет. При этом многие задумались о том, что стоимость ремонта, обслуживания и парковок уже несопоставима со стоимостью того же такси

В период кризиса люди начинают осторожнее тратить деньги, и рынок вынужден подстраиваться под новые потребительские стратегии. В новом цикле статей для РБК предприниматели рассказывают, как меняется поведение покупателей в их сегменте и какие товары окажутся на полках в ближайшие несколько лет.

На долгую службу

Если вы хотите вложить деньги в крупную покупку в этом году, покупка автомобиля — это худшее решение для сохранения ваших капиталов. Машина — тот актив, который дешевеет со временем: на ней ездят, она портится, стареет, ломается. Если есть возможность расстаться с авто и вложиться в более ликвидные активы, поторопитесь это сделать прямо сейчас. Удача, которая улыбнулась тем, кто купил авто в конце декабря 2014-го по ценам прошлого года и продал в середине февраля 2015 года, давно отвернулась от автопрома.

На автомобильном рынке сформировался очевидный потребительский тренд: население переориентировалось с первичного рынка на вторичный. Те, кто собирался купить новый автомобиль в кредит, сейчас такой возможности лишены из-за стоимости кредитов. Им проще купить подержанный, но кредитование вторичного рынка еще недостаточно развито. Кроме того, многие в принципе отказались от идеи менять автомобиль, поэтому средний срок владения автомобилем сейчас существенно увеличился примерно на четверть. Если раньше автовладелец в среднем менял машину каждые четыре года, то сейчас срок эксплуатации увеличится до пяти лет.

Начинать считать деньги — естественное поведение потребителей в кризис. И автовладельцам становится очевиднее, что личный транспорт — это большая статья расходов, поэтому покупатели стали тщательнее подходить к выбору. Сейчас при покупке автомобиля потребители стали обращать внимание на затраты на эксплуатацию, страховку, техническое обслуживание. По-прежнему важным фактором остается мощность авто.

Времена спонтанного выбора авто на полгода прошли: подержанная машина должна быть надежным вариантом минимум на несколько лет. Растет часть сознательных автовладельцев, которые вообще продают автомобиль, понимая, что стоимость ремонта, обслуживания и оплаты парковок несопоставима, скажем, со стоимостью того же такси.

Покупают, где дешевле

Немаловажным критерием при выборе по-прежнему остается статусность. Несмотря на кризис, наши соотечественники продолжают покупать автомобили, которые им не по карману. Шоковой терапии не случилось: к автомобилям во многом относятся как к предмету роскоши. В этом смысле мне близка формула, придуманная в Америке: автомобиль должен стоить не более шести среднемесячных семейных доходов. В Европе и Штатах примерно так и происходит: там автомобиль в первую очередь средство передвижения.

В России модель потребления автопрома, как и отношение к роскоши в целом, похожа на азиатскую: в Китае машина — показатель власти и статуса. Там символическое значение личного транспорта проявляется даже сильнее, чем на Северном Кавказе.

Импортозамещение не обходит стороной и авторынок. Спрос на отечественные машины повысился, особенно на внедорожники: тот же УАЗ ставит рекорды по продажам. Прежде всего это происходит из-за ухода части китайских дешевых производителей. Кроме того, отечественные производители должны быть «благодарны» подорожанию сопоставимых по характеристикам дешевых европейских и американских аналогов.

В целом по рынку нельзя точно сказать, почему покупатели предпочитают одни машины другим. Во многом это вопрос маркетинга и промоакций. Но главным для покупателей остается вопрос цены: где дешевле, там и покупают.

Единственный сегмент, который чувствует себя уверенно вне зависимости от кризиса, — люксовый. Обеспеченные клиенты не экономят на автомобилях. Если зайти в автосалон BMW, то вы увидите парковки, забитые простаивающими моделями самой дешевой комплектации, которые автодилеры закупили в середине 2014 года. А люксовые версии продаются моментально. Для клиентов, которые имеют среднемесячный доход около 1 млн руб. и выше, автомобиль за 5 млн руб. не такая уж существенная трата. Для таких покупателей вообще не стоит вопрос отказа от покупки нового автомобиля.

Рост неизбежен

О перспективах автомобильного рынка нельзя говорить в отрыве от перспектив российской экономики. После кризиса Россию ждет виток роста экономики, он неизбежен. Вопрос в темпах и сроках. Если рост произойдет в 2020 году, то до этого периода рынок вторичных автомобилей будет доминирующей силой и не схлопнется.

Если вдруг по каким-то экономическим и внешнеполитическим факторам цена барреля нефти вырастет до $100, придет новая волна нефтедолларовых доходов, потребители снова получат доступ к дешевым кредитам и начнут скупать иномарки, как после кризиса 2007–2008 годов.

Если же это будет медленный рост на 2–3% годовых, то рынок новых автомобилей начнет восстанавливаться медленно, а рынок подержанных будет гармонично развиваться и расти. В абсолютном значении по количеству подержанных автомобилей, меняющих хозяев, рынок не упадет ниже 4,5 млн в год против 6 млн в 2014 году.

Читайте другие материалы серии: ​
Кризис на подошвах: какую обувь нам придется носить в ближайшие пару лет
 

Об авторе
Эдуард Гуринович Эдуард Гуринович генеральный директор компании CarPrice
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 10:01
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 10:01
Аналитики «Синары» спрогнозировали плавную девальвацию рубля в декабре Инвестиции, 10:34
Дмитриев связал вопрос обмена рупий с выходом России на рынки Индии Финансы, 10:33
Что не так с вручаемой Трампу премией мира ФИФА Спорт, 10:32
Обстановка перед российско-индийскими переговорами. Видео Политика, 10:31
Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям #всенабиржу!, 10:30
Триггерный маркетинг «как из Pinterest» — когда это работаетПодписка на РБК, 10:27
India Today показал мультфильм с Путиным и Моди на байке, Трампом у АЗС Политика, 10:27
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Дмитриев предложил российским компаниям нарастить обороты за счет Индии Бизнес, 10:24
Панарин стал восьмым россиянином в истории НХЛ, набравшим 900 очков Спорт, 10:14
Названы округа Москвы с наибольшим ростом цен на вторичное жилье Недвижимость, 10:07
Скидки и акции больше не спасают: как разработать собственную стратегиюПодписка на РБК, 10:06
Моди заявил о поддержке усилий для мира на Украине Политика, 10:06
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Что известно о мемориале «отца нации» Ганди в Дели, который посетил Путин Политика, 09:59