Лента новостей
По меньшей мере 13 человек погибли при ударе Израиля по Рафаху 05:10, Новость «Коррозия металла» приостановила деятельность 04:46, Новость Кандидата в президенты США арестовали на митинге за Палестину 04:17, Новость Киев пересмотрел соблюдение Европейской конвенции по правам человека 04:11, Статья В Белоруссии начали готовить снайперов из рыболовов и охотников 03:27, Новость Шойгу поздравил воинские соединения, отличившиеся в военной операции 02:54, Новость Кличко рассказал о неоднократных попытках встретиться с Зеленским лично 02:50, Статья Катар обвинил Израиль и ХАМАС в срыве мирных переговоров 02:37, Новость Спецназ со спецтехникой покинул центральный проспект Тбилиси 01:45, Новость В Краснодарском крае пять человек погибли в ДТП 01:33, Новость Экс-госминистра Грузии задержали на акции протеста в Тбилиси 01:16, Новость Лидер «Коррозии металла» сообщил о коме у барабанщика после задержания 01:10, Статья Адама Кадырова назначили куратором Российского университета спецназа 00:41, Новость Главный тренер «Пари НН» ушел в отставку после шестого поражения подряд 00:16, Статья Рогов сообщил о серии взрывов в Запорожье 00:10, Новость От «Детройта» до банды Овечкина. Самые русские команды в истории НХЛ 00:00, Статья В Петербурге голая девушка прыгнула с 19-метрового моста 28 апр, 23:55, Новость ЦСКА не смог прервать трехматчевую серию без побед в РПЛ 28 апр, 23:45, Статья
Газета
Игровая зона идет вширь
Газета № 131 (3624) (2510) Технологии и медиа,
0

Игровая зона идет вширь

Аналитики TelecomDaily ожидают роста отечественного рынка развлекательных приложений в 2022 году
Несмотря на уход ряда крупнейших разработчиков, российский рынок мобильных игр в 2022 году покажет рост на 25%, убеждены аналитики TelecomDaily. На рост влияет нехватка развлечений и усталость аудитории от новостного контента
Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press
Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

Рынок мобильных игр в России по итогам 2022 года вырастет на 25% по сравнению с предыдущим и достигнет $1,2 млрд. Это следует из предоставленных РБК предварительных расчетов информационно-аналитического агентства TelecomDaily, которые учитывают выручку всех компаний — разработчиков мобильных игр, чьи проекты доступны в России и за них платят российские пользователи.

Для сравнения: в 2021 году объем рынка мобильных игр в стране, по данным агентства, составил $960 млн. Годовой прирост объема рынка в 2021 году был в два раза меньше — всего 12% по сравнению с 2020-м.

Вячеслав Богаткин, директор российской компании — разработчика мобильных игр и приложений Appfox (разработала, например, «Цирк чудес» и «Школу умняшек»), в разговоре с РБК также анонсировал рост рынка по итогам года, хоть и менее заметный, — 15%.

Роста популярности игр ожидает и гендиректор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Алексей Гореславский, но конкретных прогнозов не называет. По его словам, ИРИ планирует увеличивать объем инвестиций в индустрию игр. «Как это скажется на общем объеме производства, сейчас сказать сложно, но однозначно и число потребителей игр, и времяпровождение в них будет расти», — отметил Гореславский.

Политика
Власти выделили гранты на игры про ЧВК и партизан войны 1812 года Фото: Николай Гынгазов / Global Look Press

Аналитики международной исследовательской компании Newzoo ранее прогнозировали, что выручка от продаж мобильных игр во всем мире в 2022 году вырастет на 5,1% по сравнению с 2021-м — до $103,5 млрд. На мобильный сегмент по итогам года придется половина всего оборота игровой индустрии, который Newzoo оценивает в $203,1 млрд.

Рынок мобильных игр по итогам 2022 года вырастет вопреки тому, что после начала военной спецоперации на Украине его покинули ряд компаний-разработчиков и издателей, ожидает TelecomDaily.

Кто из разработчиков игр ушел из России

В июне о закрытии российского юрлица и роспуске сотрудников объявило издательство Game Insight. Главной причиной такого решения оно назвало санкции западных стран. Компания была основана в Москве, но по мере роста числа проектов и пользователей открыла офис в США, а позже перенесла штаб-квартиру в Литву. По собственным данным, число пользователей разработанных Game Insight игр составляет 300 млн человек. Среди наиболее узнаваемых проектов компании — Paradise Island, «Аэропорт-Сити» и «Туземцы».

Почти одновременно с этим стало известно о решении краснодарской студии разработки мобильных видеоигр Plarium закрыть российский бизнес, а также вывезти часть сотрудников из страны. В марте компания убрала все свои игры из магазинов мобильных приложений в России и Белоруссии. Среди наиболее узнаваемых проектов компании — Raid: Shadow Legends и Terminator Genisys: Future War.

В июле основанный в России разработчик игр Nexters (Throne Rush и Hero Wars) также сообщил, что передаст 100% акций своих российских юрлиц локальному менеджменту. В результате компания перестала «напрямую работать» в России, а головной офис, находящийся на Кипре, не получает выручку от российских платформ. В августе также стало известно, что экс-глава «МегаФона» Иван Таврин покинет пост председателя совета директоров Nexters и выйдет из его состава, как и один из основных акционеров компании Игорь Бухман и ее сооснователь Борис Герцовский.

Бизнес
Экс-глава «МегаФона» купит «Авито» Иван Таврин

Почему растет популярность мобильных игр

Среди ключевых факторов, которые оказали влияние на рост мобильных игр, глава TelecomDaily Денис Кусков называет усталость россиян от политических новостей и желание больше времени тратить на доступные по бюджету развлечения: «Сказывается отсутствие премьер в офлайн-кинотеатрах, часть из которых и вовсе закрыта, а также сокращение трафика в торговых центрах».

Директор Института современных медиа Кирилл Танаев согласен с тем, что аудитория действительно устала от новостного контента. «Это некая форма вытеснения», — объясняет собеседник РБК. Но, по его мнению, на динамике российского рынка в большей степени может сказаться уход сильных зарубежных конкурентов и недоступность многих зарубежных игр из-за проблем с платежными системами. «В этом смысле происходит очевидное перераспределение в сторону российских разработчиков», — пояснил Танаев.

Впрочем, член правления Российского фонда развития информационных технологий Василий Овчинников ожидает, что рынок разработки мобильных игр в России и их бюджеты «рухнут в четыре раза по сравнению с прошлым годом из-за ухода значительной части компаний». Абсолютные показатели собеседник РБК не уточнил. Российский рынок мобильных игр, который представляет 1,5–2% от мирового, способен поддерживать лишь небольшое количество продуктов, и «разработку дорогих и крутых проектов можно похоронить, поскольку они никогда не окупятся на отечественном рынке», категоричен Овчинников.

Отключение платежных систем в рамках западных санкций и запрет на продажу в Россию программного обеспечения и лицензий, необходимых для разработки, напрямую скажутся на результатах года, признает Богаткин. Но рынку, как он утверждает, удалось избежать оттока инвестиций за счет роста популярности продукта. «Спрос есть, а это, в свою очередь, позволяет искать и находить различные обходные пути для реализации продукта как на российский рынок, так и на зарубежный», — говорит глава Appfox.

Технологии и медиа
Компания братьев из Вологды вошла в тройку самых успешных издателей игр Фото: Playrix / Instagram

В пресс-службе VK Play отказались от комментариев, в My.Games не ответили на вопросы РБК. Представитель Nexters заявил, что из-за ухода компании с российского рынка не может ответить на вопросы РБК.

Кто играет в мобильные игры в России

Больше половины россиян — 55% — регулярно играют в игры, в том числе мобильные, хотя бы раз в неделю, следует из проведенного в 2022 году исследования компании Mediascope. В возрастной группе от 12 до 24 лет этот показатель еще больше — 69%. По объему потраченного пользователями времени мобильные игры занимают третье место среди всех мобильных приложений (15%), уступая лишь социальным сетям (29%) и видеосервисам (15%). По данным Mediascope, в четвертом квартале 2021 года 40% мобильных пользователей ежедневно заходили хотя бы в одно игровое приложение. А среднее время, которое они проводили в играх, достигало 1 часа 25 минут в сутки.

Исследователи Mediascope также выяснили, что 82% всего времени, которое россияне тратили в октябре—декабре 2021 года на мобильные игры, приходится на пять жанров: казуальные, то есть наиболее простые по механике игры (35%), экшен (18%), стратегии (11%), симуляторы и ролевые игры (по 9%). При этом соотношение играющих мужчин и женщин практически одинаково — 51% против 49%. 61% часто играющих пользователей мобильных устройств имели постоянную работу, а 37% не имели детей.