Лента новостей
Антонов заявил, что США пытаются запугать Китай санкциями против России 05:15, Новость Кулеба призвал «взглянуть в глаза» правде о военной эффективности России 05:01, Статья В США украинского хакера из банды REvil приговорили к 13 годам тюрьмы 04:32, Новость Прокуроры потребовали устранить сбои в доставке международных посылок 04:09, Статья Трамп пообещал «американскую мечту» людям с низким доходом 03:58, Новость Умер давший показания против поставщика Boeing бывший аудитор качества 03:37, Новость Постпред Украины при ООН опубликовал список «основных типов мостов» 03:24, Статья В Ростовской области уничтожили два беспилотника 03:05, Новость Работодатели в России увеличили спрос на кровельщиков и монолитчиков 03:00, Статья Пашинян заявил, что на делимитированных участках разместят погранвойска 02:42, Новость Богомаз сообщил об уничтожении двух беспилотников над Брянской областью 02:29, Новость Небензя призвал провести расследование из-за массовых захоронений в Газе 02:09, Новость Медведчук обвинил Турчинова в организации событий в Одессе в 2014 году 01:50, Статья Китай начал испытания третьего авианосца «Фуцзянь» 01:42, Новость В США задержали более 1,5 тыс. человек на пропалестинских протестах 01:25, Новость В парламенте Грузии повысили меры безопасности из-за протестов 01:10, Статья В Киеве запланировали демонтировать памятник Жеглову и Шарапову 00:34, Новость В Орловской области дроны повредили объекты энергоструктуры 00:31, Статья
Газета
Лифты и эскалаторы движутся на восток
Газета № 033 (3526) (2103) Бизнес,
0

Лифты и эскалаторы движутся на восток

Российские застройщики ищут новых поставщиков стационарных подъемных механизмов
Крупнейшие западные производители лифтов остановили поставки в Россию. Застройщики ищут замену на внутреннем рынке и в Азии. Несмотря на высокий уровень локализации, российские производители говорят о риске дефицита деталей
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Почти 30% лифтов, установленных в России в прошлом году, привезли из-за границы, рассказал РБК представитель Минпромторга. На лифты из дальнего зарубежья (Европы, США и других западных стран) пришлось 13% и еще 15% — на Белоруссию, отметили в ведомстве.

Российские застройщики, использующие европейские и американские лифты в своих проектах, уже начали искать аналоги, а производители — пути локализации недостающих деталей. Но в производстве лифтов на территории России около 30% импортных комплектующих, предупреждает гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов.

Какие зарубежные лифты больше не ввозят в Россию

Западные компании, включая производителей лифтов, начали останавливать поставки в Россию в ответ на продолжающиеся боевые действия на Украине. В целом, по подсчетам Fortune, с 24 февраля, когда началась военная операция, 165 иностранных компаний полностью прекратили работу в России, 186 компаний приостановили операции и еще 26 сократили некоторые операции и заявили об остановке инвестиций.

Американская Otis на прошлой неделе перестала принимать новые заказы на лифты и эскалаторы. В компании заверили, что продолжат выполнять существующие договоренности и «по мере возможности» предоставлять услуги по техническому обслуживанию оборудования. По данным Otis, доля России в выручке компании составляет около 2%.

Otis — единственная зарубежная компания, у которой здесь локализовано производство лифтов, она собирает их в Петербурге. Среди лифтов, установленных в России в 2021 году, на Otis приходится около 16%, и большинство из них произведено в России. Крупнейший производитель лифтов в России — Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ; входит в группу компаний «Дом.РФ») занимает около 20% рынка. Гендиректор «Дом.РФ» Виталий Мутко рассказывал в интервью РБК в конце 2021 года, что завод планирует нарастить эту долю до 30–35%.

У Otis есть совместное производство с ЩЛЗ «Щербинка Отис Лифт» (у Otis — 55%, у российской компании — 45%), которое производит лебедки для лифтов. Этот завод продолжает работать и принимать заказы, говорят в пресс-службе ЩЛЗ. В пресс-службе Otis не ответили на вопрос о работе этого производства, сославшись только на официальное сообщение компании о приостановке новых контрактов в России.

Финский производитель лифтов и эскалаторов KONE также временно прекратил поставки в Россию и подписание новых контрактов. На компанию в 2021 году пришлось, по данным Российского лифтового объединения, менее 2,5% российского рынка. В российской пресс-службе KONE отмечают, что компания остается на российском рынке, но не уточняют, когда поставки будут возобновлены. Немецкая TK Elevator (бывшая Thyssenkrupp Elevators) заявила, что немедленно ставит на паузу новый бизнес в России. На этого производителя приходится около 1% поставок.

Бизнес
Компания Otis приостановила производство лифтов для России Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

В России продолжает работать представительство швейцарской компании Schindler, компания исполняет заключенные договоры на поставку, монтаж, обслуживание лифтового и эскалаторного оборудования. В сообщении российского представительства не сказано, принимает ли компания новые заказы, штаб-квартира компании не делала заявлений. О приостановке поставок в Россию не заявляли и некоторые другие европейские производители лифтов, например греческая Kleemann и французская Sodimas. Доли этих производителей на рынке в прошлом году составили менее 1% (у каждой). РБК направил запросы в TK Elevator, Schindler, Kleemann и Sodimas.

Где найти замену западным лифтам

Лифты, произведенные западными компаниями, в России используются прежде всего в коммерческом строительстве, например для торговых и бизнес-центров, высотных зданий, а также для жилья в ценовом сегменте выше среднего. Застройщики уже начали искать альтернативы этим производителям на азиатских рынках.

«Ситуация с лифтами сейчас сложная. Привычная линейка производителей в более высоких ценовых сегментах недвижимости меняется», — говорит директор по строительству ГК «Гранель» Андрей Зимонов. По его словам, компания ведет переговоры с поставщиками импортного оборудования по исполнению заключенных договоров и рассматривает в качестве альтернативы продукцию корейской компании Sigma. «Но точного понимания ценовой политики и сроков поставки пока нет», — говорит Зимонов. В массовом сегменте компания закупает и продолжает закупать лифты у отечественных производителей. РБК направил запрос в Sigma.

Экономика
Эксперты назвали самые уязвимые для санкций отрасли экономики России Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Директор по закупкам и тендерам группы «Самолет» Артем Блинов рассказал, что компания в последние две недели перевела все заказы на российские заводы. Доля импортных лифтов в проектах «Самолета» всегда была небольшой и составляет около 5%: это лифты KONE и Otis, которые устанавливаются на высотных объектах, все они уже поставлены, говорит Блинов. «Рассматриваем новые закупки на рынках Турции и Китая, — сообщил он. — Отечественные производители также освоили выпуск высокоскоростных лифтов для высотных зданий».

Ранее у российских компаний не складывалось активного сотрудничества с китайскими производителями лифтов, говорит Харламов. Он связывает это с тем, что они требовали частой замены запчастей, которые нужно было заказывать из Китая, и это осложняло обслуживание.

А девелоперская компания «Мармакс» пока не ведет переговоры с новыми поставщиками, говорит ее коммерческий директор Валерия Русакова. Она надеется, что лифты Otis можно будет продолжить закупать, но уже в Китае, где у группы есть подразделение с полным циклом производства. Но это приведет к увеличению сроков поставок.

Насколько независимы российские производства

По данным Российского лифтового объединения, доля импортных составляющих в российских производствах лифтов составляет около 30%. В основном это лебедки, которые поднимают кабину лифтов. Российские производители зачастую закупают их в Италии, а также в Корее, Китае и Турции.

В России есть заводы, которые готовы изготавливать лебедки для лифтовой отрасли. «Но здесь нужна будет поддержка Минпромторга как с точки зрения гарантирования объемов заказов, так и денег на модернизацию», — считает Харламов. Кроме того, в станциях управления лифтами используется микроэлектроника из Китая и Тайваня. «Если будут остановлены поставки этой микроэлектроники, возникнут сложности у производителей станций управления для лифтов», — предупреждает эксперт. Проблемы с чипами начались еще год назад, а сейчас запасы у производителей, по его оценкам, есть на три-шесть месяцев.

Но в пресс-службе Минпромторга заверили РБК, что «критических проблем с поставками импортных комплектующих не наблюдается». «В случае их возникновения нами будут рассмотрены альтернативные рынки», — говорят там.

PRO
Дефицит чипов растет. Как конфликт России и Украины может усугубить его Фото: Shutterstock

На ЩЛЗ работа по замене импортных комплектующих на российские разработки-аналоги началась в прошлом году, и сейчас доля импортной составляющей в продукции не превышает 10%, говорят в пресс-службе завода. Импортные комплектующие могут быть заменены на другие компоненты без ущерба качеству продукции, уверены там. «Дефицит импортных составляющих возможен, но мы прорабатываем все пути замещения, чтобы минимизировать трудности в производстве и сохранить эффективность работы завода», — заверили в пресс-службе ЩЛЗ.

У другого производителя лифтов, завода «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ), европейские составляющие не превышают 5% от всего объема поставок, говорят в пресс-службе группы ПИК, крупнейшего застройщика жилья в России, в структуру которого входит этот завод. При этом ПИК не использует импортные лифты в строительстве жилья в России, добавили там.

В России работают более 20 российских производителей лифтов, их загрузка составляет около 75%, подчеркивают в Минпромторге. «Дефицита лифтового оборудования не ожидается, российские предприятия готовы полностью закрыть потребность в лифтах, в том числе в рамках замены лифтов в жилых домах», — уверены в министерстве.

Чем отличаются западные лифты от российских

Высотность зданий, на которые возможно поставить лифты российского производства, ограничена, говорит гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов: их нельзя установить, например, в небоскреб. При этом производители ведут разработки, проводят испытания для совершенствования продукции, добавляет эксперт.

Лифты Щербинского лифтостроительного завода пока монтируются на высоту до 110 м, то есть 42 этажа, а скорость их движения составляет 2 м/с, говорят в пресс-службе завода. ЩЛЗ поставляет лифты как для стандартных жилых домов, так и для домов бизнес-класса и офисных центров. На заводе «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ) также есть разработки для сегмента бизнес-класса, говорят в пресс-службе ПИК.

В пресс-службе Минпромторга отмечают, что при содействии ведомства «ведущими российскими организациями» сейчас уже ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию отечественных скоростных лифтов и комплектующих к ним. К скоростным лифтам в министерстве относят подъемники со скоростью выше 2,5 м/с. МЭЛ работает над увеличением скорости лифтов с 2,5 до 4,5 м/с. Для сравнения: Otis устанавливает в небоскребах лифты со скоростью 12 м/с.