Лента новостей
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» 02:15, Новость Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство 02:12, Статья Определились все полуфинальные пары Лиги Европы 01:50, Статья Определились все полуфинальные пары Лиги Европы 01:50, Статья Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород 01:42, Статья Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» 01:37, Статья США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН 01:20, Новость «Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений 01:09, Статья Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области 00:45, Новость Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал 00:43, Статья Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов 00:28, Статья Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС 00:20, Новость Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» 00:00, Статья МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа 00:00, Статья Число назначенных иноагентам штрафов за год выросло в 20 раз 00:00, Статья Киносети отказались от пиратских фильмов после ультиматума прокатчиков 00:00, Статья Миранчук помог «Аталанте» впервые в истории выйти в полуфинал еврокубка 18 апр, 23:54, Статья Крупнейший банк США подал в суд на ВТБ 18 апр, 23:43, Статья
Газета
Инфляция сработала на торговлю
Газета № 165 (3454) (2910) Бизнес,
0

Инфляция сработала на торговлю

Ведущие игроки рынка завершили представление текущей отчетности
Основные выводы из отчетности публичных российских ретейлеров за третий квартал: росту выручки способствуют сделки M&A, из-за продовольственной инфляции увеличивается средний чек, по-прежнему активно развиваются онлайн-продажи
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

На неделе по итогам третьего квартала отчитались сразу несколько российских ретейлеров: X5 Group (FIVE; сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит» (MGNT), «Лента» (LNTA) и Fix Price (FIXP).

Как покупки конкурентов отражаются на результатах

«Магнит» показал самую высокую динамику выручки в третьем квартале: рост на 27,7%, до 489,3 млрд руб. Для сравнения: в первом квартале продажи увеличились только на 5,8%, до 397,9 млрд руб., во втором — на 9,6%, до 424,3 млрд руб.

Отчасти это следствие покупки сети «Дикси», которую «Магнит» закрыл в конце июля 2021-го: за 87,6 млрд руб. были приобретены свыше 2,4 тыс. магазинов «Дикси», а также 39 суперсторов «Мегамарт». Однако, как отмечает аналитик Райффайзенбанка по потребительскому рынку Егор Макеев, значительный вклад в рост выручки внес и сам «Магнит»: ретейлер продемонстрировал сильные сопоставимые продажи (выручка сопоставимых точек без учета новых открытий) — рост на 8,6%. В расчет этого показателя магазины «Дикси» не входят. У других отчитавшихся компаний рост сопоставимых продаж не превысил 5%.

Бизнес
«Магнит» договорился о покупке «Дикси» Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Улучшила благодаря сделкам M&A свои операционные показатели и «Лента», которая этим летом за €215 млн (около 19,5 млрд руб.) приобрела сеть супермаркетов «Билла». В третьем квартале продажи «Ленты» выросли год к году на 13,3% год, до 118,2 млрд руб. В апреле—июне выручка компании падала на 0,2%, до 110,8 млрд руб.

В четверг на момент закрытия торгов на Лондонской фондовой бирже «Магнит» вновь стал самым дорогим российским продовольственным ретейлером. Бумаги компании подорожали на 0,45%, до $18,95, а капитализация достигла почти $9,7 млрд. В то же время стоимость ГДР крупнейшего по обороту ретейлера X5 Group снизилась на 2,56%, к концу торгов бумаги стоили $34,28, а капитализация составила $9,3 млрд. «Магнит» обходит по капитализации своего конкурента второй раз за месяц: так, к закрытию торгов на Лондонской бирже 12 октября капитализация «Магнита» достигла $9,201 млрд, X5 — $9,149 млрд. До того как уступить лидерство по капитализации X5 Group в феврале 2018 года, краснодарский ретейлер удерживал его почти семь лет.

Что помогает наращивать продажи

Главным драйвером роста сопоставимых продаж стал увеличившийся средний чек, отмечает в своей отчетности лидер отрасли X5 Group. Сопоставимый средний чек ретейлеров растет значительно быстрее трафика, эти «паруса» надувает усиливающаяся инфляция, указывает руководитель департамента анализа рынка акций «Атон» Виктор Дима.

Продовольственная инфляция в третьем квартале 2021 года составила 8,1%, достигнув максимального значения 9,2% в сентябре в сравнении с 7,3% во втором квартале 2021 года. Ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников пояснял, что разгону продовольственной инфляции способствовали два фактора: нетипичное удорожание овощей и фруктов, а также ускорение роста цен на мясо.

Экономика
Инфляция в России вдвое превысила целевой показатель ЦБ Фото: Андрей Любимов / РБК

Снижение сопоставимого трафика из отчитавшихся ретейлеров зафиксировала «Лента». Как поясняет Дима, вероятнее всего, в этих данных нашла отражение нормализация потребительского поведения и конкуренция с онлайн-торговлей — в прошлом году меньше посещали магазины, но наращивали объем корзины, большой формат «Ленты» способствовал таким покупкам, сейчас же потребители вернулись к обычным паттернам потребления и чаще предпочитают магазины более мелких форматов.

Бурный рост онлайн-продаж

Продовольственные сети активно наращивают свои дистанционные продажи. В июле—сентябре X5 Group в 2,5 раза, до 11,6 млрд руб., увеличила совокупный товарооборот «Vprok.ru Перекресток» и сервисов экспресс-доставки. Доля онлайн-продаж в выручке компании приблизилась к 2%. «Магнит» начал свои онлайн-продажи только в третьем квартале 2020 года, спустя год товарооборот составил 2,9 млрд руб., но в общих продажах он пока еще не дотягивает до 1%. У «Ленты» этот показатель превышает 3%. Компания не указывает товарооборот в этом сегменте, но называет выручку: она в третьем квартале увеличилась более чем в три раза, до 4,4 млрд руб.

Бизнес
«Вкусвилл» назвал долю онлайн-продаж в преддверии IPO Фото: Андрей Любимов / РБК

Внешняя среда в сегменте онлайн-торговли продуктами питания оставалась очень конкурентной, «многие технологические игроки продвигали свои услуги со значительными маркетинговыми бюджетами», признает в своей отчетности X5 Group.

Единственный ретейлер, не раскрывший свои показатели в онлайне, — Fix Price. Компания пока только «аккуратно изучает» инструменты онлайн-продаж, так как в сегменте магазинов фиксированных цен традиционно дистанционные продажи не занимают большую долю. Однако товары сети уже доставляет «Сбермаркет».