Лента новостей
Лукашенко заявил о прослушке «лохушек» и центре против Минска под Киевом 27 ноя, 23:08, Политика В Москве за сутки умерли 76 заболевших коронавирусом 27 ноя, 23:04, Общество Комфорт первой необходимости: как создать себе пространство для жизни 27 ноя, 23:02, РБК и ВТБ Глава ВОЗ заявил о неравномерном распространении коронавируса в мире 27 ноя, 22:44, Общество СМИ показали последнее прижизненное видео с Диего Марадоной 27 ноя, 22:43, Спорт В Совфеде предложили сажать иноагентов за сбор чувствительной информации 27 ноя, 22:40, Общество Трамп назвал условие для передачи Байдену Белого дома 27 ноя, 22:30, Политика Адвокат сообщил о выводах следователей о смерти Тесака 27 ноя, 22:06, Общество Как проходит «черная пятница» во время пандемии. Фоторепортаж 27 ноя, 22:01, Фотогалерея  Агент рассказал о самочувствии заболевшего COVID-19 Алексея Миранчука 27 ноя, 21:56, Спорт В Москве машины скорой помощи привлекут к доставке лекарств 27 ноя, 21:44, Общество МИД выразил США протест из-за «авантюры» «Джона Маккейна» 27 ноя, 21:22, Политика Bloomberg узнал о повороте Турции к США из-за разногласий с Россией 27 ноя, 21:20, Политика Молдавия из-за коронавируса объявила ЧП в здравоохранении 27 ноя, 21:07, Общество Готовы ли вы к ипотеке. Тест 27 ноя, 21:05, РБК и ВТБ Игрок сборной России Алексей Миранчук заразился COVID-19 27 ноя, 20:53, Спорт В Аргентине завели дело о халатности при лечении Марадоны 27 ноя, 20:48, Спорт Немецкий вирусолог назвал причину распространения COVID-19 в Европе 27 ноя, 20:38, Общество Как оборудовать фургон под мобильный бизнес и сколько это стоит 27 ноя, 20:36, РБК и VW коммерческие автомобили События недели: IPO Ozon, нефть по $49 и новый рекорд Dow Jones 27 ноя, 20:03, Инвестиции По какой цене покупать криптовалюту. Три мнения 27 ноя, 20:00, Крипто Глава МИД Ирана увидел израильский след в убийстве физика Фахризаде 27 ноя, 19:54, Политика «Бесшовная» удаленка на природе: место, где хочется жить и работать 27 ноя, 19:52, РБК и Сколково Парк Суд в Москве отказался арестовать четырех участников «Свидетелей Иеговы» 27 ноя, 19:32, Общество Футболист сборной России Денис Черышев заразился коронавирусом 27 ноя, 19:29, Спорт Bloomberg предупредил о надувании пузыря на рынке электрокаров 27 ноя, 19:27, Инвестиции Денис Савостин — как построить новый аэропорт 27 ноя, 19:24, РБК и ВТБ Привилегия «Каста» выпустила клип, посвященный насилию со стороны силовиков 27 ноя, 19:17, Стиль
Газета
Общественный транспорт переходит на паспортный контроль
Газета № 119 (3074) (1908) Финансы,
0

Общественный транспорт переходит на паспортный контроль

В России меняются правила пополнения электронных проездных билетов
Транспортные карты в большинстве российских регионов через год нельзя будет пополнить наличными без предъявления паспорта. Новое требование затронет около 30 млн карт более чем в 60 городах, в том числе подмосковную «Стрелку»
Фото: Александр Артеменков / ТАСС
Фото: Александр Артеменков / ТАСС

Примерно половину выпущенных в России транспортных карт с августа 2020 года нельзя будет пополнять наличными без идентификации их владельцев. Это следствие принятых Госдумой и подписанных президентом Владимиром Путиным поправок в закон о национальной платежной системе (опубликованы 2 августа 2019 года, вступают в силу через год после публикации).

В законе говорится, что неидентифицированные клиенты смогут «предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием банковского счета», то есть речь идет о запрете анонимного пополнения электронных кошельков. «Запрет коснется и транспортных карт, которые используются для оплаты проезда на наземном транспорте и в метро и де-юре являются электронными кошельками», — говорится в аналитической записке Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД), с которой ознакомился РБК. При такой модели денежные средства поступают в записанный на транспортной карте электронный кошелек.

Транспортные карты с электронными кошельками действуют в более чем 60 российских городах, ими пользуются миллионы человек, они востребованы среди туристов, однако эти риски не рассматривались при принятии закона и, вероятно, окажутся неожиданными для потребителей, подчеркивает ассоциация.

Всего в России выпущено более 60 млн транспортных карт в 75 городах, половина из них работает по модели электронного кошелька, пояснил РБК Дмитрий Пьянковский, гендиректор компании «Технезис» — разработчика программного обеспечения и методики управления транспортными предприятиями. Карты, попадающие под запрет на пополнение наличными без идентификации клиента, по его словам, используются в 60–65 российских городах, в том числе в Нижнем Новгороде, Самаре и Ростове-на-Дону, а также в Московской области (транспортная карта «Стрелка»).

Финансы
В России запретят анонимное пополнение кошельков «Яндекс.Деньги» и QIWI Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

На московскую «Тройку» и петербургский «Подорожник» новые требования не распространяются, указывает Пьянковский. Эти карты пополняются по другой модели: деньги поступают на счет юридического лица, а оттуда уже переводятся на конкретную транспортную карту, то есть, внося наличные, владелец карты не пополняет электронный кошелек, а кладет деньги на счет компании, предоставляющей транспортную услугу.

До принятия июльских поправок все держатели транспортных карт могли пополнять их наличными без проверки личности. По данным Пьянковского, в регионах доля пополнения этих карт наличными составляет около 20%, а в крупных городах варьируется в пределах 15–20%.

Причины запрета

Маловероятно, что запрет появился намеренно, объясняет председатель АЭД Виктор Достов, «скорее всего, причина в том, что изменения в законодательство принимались в крайне короткий срок и без обсуждения с участниками рынка возможных прямых и косвенных последствий» их введения.

Внимание на проблему в письме к председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной обратила и Национальная платежная ассоциация. «Законопроект вводит запрет на пополнение наличными деньгами транспортных карт, работающих по принципу электронных кошельков (за исключением карт «Тройка»). Подавляющее большинство электронных проездных билетов в целях обеспечения проезда на различных видах транспорта вынуждены использовать механизм неперсонифицированных электронных средств платежа», — сказано в письме, с которым ознакомился РБК. В ответе ЦБ от 7 августа говорится, что запрет на пополнение неидентифицированных кошельков наличными был предложен Росфинмониторингом для возможности установления источника поступления денежных средств, что снизит риски использования анонимных электронных средств платежа для финансирования терроризма и отмывания доходов, полученных преступным путем.

Общество
МВД предложило запретить микрозаймы через интернет без паспорта Фото: Simon Dawson / Bloomberg

Влияние таких поправок на транспортные карты законодатели обсуждали с ЦБ и Росфинмониторингом, рассказал РБК глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «Новые требования не должны касаться транспортных карт», — подчеркнул он, добавив, что будет выпущен подзаконный акт, который внесет ясность в ситуацию. Однако федеральный закон согласно Конституции имеет превалирующую позицию по отношению к подзаконным нормативным актам, поэтому в сложившейся ситуации налицо будущий конфликт содержания норм права, объясняет партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

РБК направил запрос в ЦБ и Росфинмониторинг. Минтранс перенаправил запрос в Минфин и ФНС.

К чему приведет запрет

Чтобы соответствовать новым требованиям законодательства, есть два пути решения, говорит исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова. «Либо у держателей карт при пополнении наличными будут запрашивать документ, удостоверяющий личность, либо операторы транспортных карт будут менять договорную схему, чтобы карты перестали быть электронными кошельками», — объяснила она. В последнем случае есть риски, указывает Михайлова: сейчас все денежные средства хранятся на счету в банке, обслуживающем электронный кошелек, и если переделать схему пополнения, то деньги будут проходить через региональные транспортные компании или местных операторов, что ненадежно, так как при наличии проблем у таких компаний или просто из-за их недобросовестности деньги держателей карт могут пропасть.

Финансы
Трудности перевода: как ЦБ изменит регулирование AliPay и WeChat Фото: Qilai Shen / Bloomberg

В «Золотой короне» (выпускает транспортные карты по модели электронного кошелька) знают о существующей проблеме, сказал РБК руководитель дирекции транспортных и социальных карт «Золотая корона» Александр Гришин. По его словам, пополнение наличными — критичный функционал и люди будут просто отказываться от использования карт.

Изменение законодательства усложнит процедуру пополнения транспортных карт наличными, так как необходимо будет пройти идентификацию, соглашаются в «Расчетных решениях» («дочка» Сбербанка, оператор подмосковной «Стрелки»). В настоящее время, по данным компании, на наличные приходится не более 10% от объемом пополнения «Стрелки». «Вероятно, увеличится объем пополнения транспортных карт из безналичных каналов и снизится доля пополнения наличными», — прогнозируют в компании, добавляя, что оператор выполнит все требования законодательства и внесет в схему пополнения карт наличными изменения.

В Ассоциации участников рынка электронных денег считают, что запрет на пополнение неидентифицированных карт без открытия счета не соответствует социальным и экономическим интересам населения и его следует пересмотреть.