Лента новостей
«Манчестер Сити» одержал пятую победу в АПЛ подряд 20:30, Статья Суд оштрафовал еще двоих участников «Коррозии металла» 20:22, Новость «Мыл полы, вел тренировки»: как россиянин создал успешный бизнес 20:16 Слишкович фразой «Анчелотти трясется» оценил последние матчи «Спартака» 20:05, Статья Новосибирский «Новоколледж» объявил о прекращении работы 20:04, Статья FT узнала о желании сторонников Джонсона и Трасс сместить Сунака с поста 19:48, Статья Сальдо сообщил о гибели двух человек при обстреле в Херсонской области 19:40, Статья «Автодор» после пробок на М-12 призвал водителей заправляться заранее 19:38, Новость Axios узнал кандидата Трампа на пост вице-президента США 19:22, Статья Тренер «Локомотива» не увидел пользы в выходе Дзюбы против «Спартака» 19:19, Статья В Запорожье произошел второй взрыв за день 19:13, Новость В Армении протестующие перекрыли трактором трассу в Иран 19:00, Новость В Турции назвали сделки с Россией спасением от энергетического кризиса 18:40, Статья Мирра Андреева победила чемпионку Уимблдона на крупном турнире в Мадриде 18:30, Статья В азербайджанской Нахичевани при взрыве боеприпаса погибли два человека 18:21, Новость «Спартак» победил «Локомотив» 18:13, Статья Боррель заявил, что европейцы «не пойдут умирать за Донбасс» 18:10, Статья Умер украинский историк и автор книг о Древней Руси Петр Толочко 18:07, Статья
Газета
«Натали Турс» ушла на каникулы
Газета № 119 (2843) (0507) Бизнес,
0

«Натали Турс» ушла на каникулы

На какую компенсацию могут рассчитывать лишившиеся отдыха клиенты туроператора
«Натали Турс» аннулировала все оплаченные туры. При этом компания де-юре остается действующим туроператором, поэтому клиенты могут обращаться к ее финансовому гаранту только после наступления даты уже аннулированного тура
Фото: Сафрон Голиков / «Коммерсантъ»
Фото: Сафрон Голиков / «Коммерсантъ»

«Натали Турс» аннулирует все, в том числе и уже оплаченные туры, объявил в среду, 4 июля, президент компании Владимир Воробьев. При этом о приостановке деятельности речи не идет, туроператор рассчитывает с октября возобновить продажи, уточнил Воробьев. Ни в Ростуризм, ни в ассоциацию «Турпомощь», созданную для помощи клиентам разорившихся туроператоров, «Натали Турс» с официальным заявлением не обращалась.

Фактически компания приостановила свою деятельность, но пока об этом не объявила официально, она де-юре остается действующим оператором, а значит, «Турпомощь» не может запустить механизм компенсации пострадавшим клиентам из фонда персональной ответственности туроператора, констатирует пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

«Натали Турс» сейчас работает над тем, чтобы все туристы, чей отдых был испорчен, «так или иначе получили компенсацию в полном объеме», утверждает Воробьев. По его словам, из-за финансовых проблем туроператора пострадают «несколько тысяч туристов». Точные цифры президент «Натали Турс» не называет, говоря только, что в Испании сейчас находится 300–400 туристов. Те, кто прилетел на курорты чартерными рейсами, будут вывезены до конца недели, обещает Воробьев.

Крупнейшие банкротства российских туроператоров Компания работала на рынке с 2003 года, продавала путевки по 40 туристическим направлениям. В ноябре 2010 года прекратила деятельность из-за того, что ее счета оказались под арестом. Иск к оператору подал Московский кредитный банк, которому «Капитал Тур» на тот момент задолжал 45 млн руб. (общая задолженность компании составляла 1,3 млрд руб.). В результате пострадали около 8 тыс. клиентов «Капитал Тура», находившихся за рубежом. Финансовая ответственность компании была застрахована в компании «Инногарант» на сумму 100 млн руб. «Инногарант» принял иски более чем от 6 тыс. пострадавших на общую сумму 268 млн руб., но ничего не выплатил, поскольку осенью 2011 года лишился лицензии. Сам «Капитал Тур» подал в Московский арбитражный суд заявление о банкротстве, которое и было удовлетворено в апреле 2011 года Неприятности у оператора, работавшего на рынке около 20 лет и продававшего туры в Европу, Азию и США, начались в конце января 2012 года: из-за неудовлетворительного финансового состояния компании «Мастер-банк» отказался кредитовать ее на сумму 30 млн руб. В итоге пострадали около 6 тыс. клиентов «Ланта-тура», 3,5 тыс. из которых находились за границей; общий убыток клиентов превысил 194 млн руб. Против руководителей оператора возбудили уголовное дело; в дело спасения клиентов вмешался премьер-министр Владимир Путин: 1 февраля ВТБ выдал «Ланте» пятилетний кредит на $7 млн, которые пошли на возвращение застрявших туристов в Россию. Ответственность оператора была застрахована в «Ингосстрахе» на сумму 100 млн руб. В сентябре суд признал «Ланта-тур» банкротом. Компания, основанная в 1992 году и в 2007 году проданная швейцарскому туристическому концерну Hotelplan, в мае 2012 года вернулась к российским владельцам. Летом 2013 года оператор, специализировавшийся на Хорватии и Черногории, сперва заявил, что сворачивает 60% летних программ (пострадавшими, по ряду оценок, могли числиться около 16 тыс. человек, из них за рубежом находились 1,3 тыс.), а в июле полностью остановил свою деятельность и обратился в суд с заявлением о банкротстве. Суд признал «Асент Трэвел» банкротом в апреле 2014 года, общая сумма долга на тот момент составляла 49 млн руб., 70% из них — долг перед физлицами. Крупнейший туроператор со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге работал на рынке с 1990 года и являлся одним из учредителей Ассоциации туроператоров России (АТОР); в год «Нева» обслуживала до 700 тыс. туристов, предлагая им до 50 направлений по всему миру. 16 июля 2014 года оператор объявил о приостановке своей деятельности «в связи с невозможностью исполнять обязанности перед туристами и заказчиками». 4 августа 2014 года СК заявил, что проверит действия «Невы» на предмет совершения мошенничества. В конце ноября 2014 года был задержан гендиректор турфирмы Максим Пирогов, вскоре его отправили под домашний арест. О дальнейшей судьбе руководителя «Невы» не сообщалось.

Ущерб от мошеннической деятельности следствие оценило в 450 млн руб. В январе 2015 года турфирму признали банкротом.
Еще 6 фото
Фотогалерея

Хроника пикирующего туроператора

В пятницу вечером, 29 июня, «Натали Турс» объявила об отмене всех чартерных программ на зарубежные курорты. Президент туроператора сначала ​объяснил отказ от чартеров их низкими финансовыми показателями, но позже признал, что это была вынужденная мера, после того как принимающая компания в Испании World2Meet «из-за финансовых разногласий» прекратила сотрудничество с «Натали Турс». По словам Воробьева, «из-за негативной информации» в последние несколько дней «Натали Турс» не может осуществлять обязательства перед партнерами, и они «веерно» прекращают сотрудничество с туроператором. О долгах «Натали Турс» заявили, к примеру, в принимающих компаниях Peninsula Tours (Турция) и Alpha Tours (ОАЭ). К среде около половины партнеров «Натали Турс» прислали ей уведомления о нежелании продолжать сотрудничество, рассказывает Воробьев.

Доля «Натали Турс» на российском туристическом рынке, по словам Воробьева, «сейчас настолько низка, что никто не возьмется ее оценивать». В 2017 году туроператор продал около 22 тыс. туров за рубеж, но помимо пакетных туров большой объем продаж приходится на отдельные услуги: авиабилеты, отели, трансферы. По его словам, в 2017 году прибыль «Натали Турс» от продаж составила 119 млн руб., в первом квартале 2018 года — 28 млн руб., а во втором прогнозируется убыток 8–10 млн руб.

Финансовым гарантом трех юрлиц, образующих группу «Натали Турс» и имеющих право отправлять клиентов за границу, выступает «Ингосстрах». Гражданская ответственность каждого юрлица застрахована на 50 млн руб. При наступлении страхового случая «Ингосстрах» готов выполнить все свои обязательства в полном объеме, отмечает представитель страховщика Карен Асоян. Но он также обращает внимание на то, что пока официальной информации о прекращении деятельности туроператора не поступало.

Бизнес
Канули в лето: почему с рынка уходят старейшие туроператоры Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Аннуляция тура со стороны туроператора является неисполнением его обязательства и, как следствие, страховым случаем, объясняет на сайте Ассоциации туроператоров России руководитель ее правовой службы Надежда Ефремова. Но она предупреждает, что нельзя говорить о том, что туроператор не выполнил свои обязательства, до тех пор пока не наступила дата начала тура.

Чтобы получить компенсацию, туристу необходимо обратиться с претензией на имя руководства компании, рекомендует член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации адвокат Евгений Корчаго. Параллельно он советует обратиться в Роспотребнадзор и с заявлением в Ростуризм, в котором должно быть указано, что компания аннулировала тур. Если претензия осталась без внимания, турист может обратиться с исковым заявлением в суд.

Списки клиентов и механизмы компенсации «Натали Турс» сформирует к экстренному заседанию наблюдательного совета «Турпомощи», которое состоится в четверг, 5 июля. Владимир Воробьев, по его словам, уже встретился с руководством десяти ведущих сетей турагентств, чтобы выработать «приемлемые с их точки зрения инструменты по компенсации туристам».

Часть туристов «Натали Турс», которые находятся на курортах, вынуждены были повторно оплатить услуги, например проживание в отелях. Эти расходы туристам «будут, несомненно, компенсированы», обещает Воробьев. У многих туристов, чьи туры были аннулированы, уже есть оплаченные авиабилеты. «Натали Турс», говорит Воробьев, сотрудничает с турагентами и туроператорами, чтобы разработать «механизмы, которые позволили бы им успеть воспользоваться оплаченными услугами». Самый быстрый и понятный способ — забрать оплаченные билеты и самостоятельно или с помощью турагентства решить вопрос проживания.