Лента новостей
Закрытый с февраля 2022 года аэропорт Элисты откроют для полетов 09:16, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 09:12, Онлайн На Украине арестовали министра агрополитики за махинации с землей 09:10, Статья Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть 09:03, Статья Какими будут новые Samsung Galaxy Z Fold 6 и Galaxy Z Flip 6 09:00, Статья «Дочка» «Газпрома» подала три иска к европейским компаниям 08:55, Статья В Британии «смахнули пыль» с плана на случай смерти Карла III 08:46, Статья Более 5,1 тыс. человек эвакуировали из-за паводка в Тюменской области 08:38, Новость Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением 08:27, Статья Более тысячи пассажиров застряли в аэропорту Норильска из-за тумана 08:17, Новость Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным 08:07, Статья В Северной Корее прошли испытания новой системы РСЗО 08:03, Новость ФНС решила обанкротить развивавшуюся ранее «Билайном» сеть «Ноу-хау» 08:01, Статья Аршавин оценил дерби «Спартака» против ЦСКА 08:00, Статья WSJ сообщил о новых санкционных рисках из-за закона США о помощи Украине 07:57, Статья Постпред России назвал «финальным аккордом» резолюцию ЕП о выборах 07:48, Новость Над Белгородской областью сбили два снаряда «Ольха» 07:42, Новость «Зенит» захотел выручить от будущего контракта с букмекером до ₽2 млрд 07:30, Статья
Газета
Авиакомпаниям дадут по рукам
Газета № 018 (2742) (0102) Бизнес,
0

Авиакомпаниям дадут по рукам

ФАС назвала виновных в завышении цен на авиабилеты
Цены на авиаперелеты растут из-за вмешательства людей в деятельность автоматизированных систем по продаже билетов, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Служба сама хочет участвовать в ценообразовании, что недопустимо, говорит эксперт
Фото:  Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС
Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

Человеческий фактор

Повышение цен на авиабилеты во время проведения крупных мероприятий связано с намеренным вмешательством людей в алгоритм работы систем продажи билетов, заявил на слушаниях в Совете Федерации руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. По его словам, к такому выводу сотрудники службы пришли после проверки ценообразования в электронных системах бронирования авиабилетов.

«Авиакомпании все, от «Аэрофлота» до других, говорят, что это машина в автоматическом режиме устанавливает цены в зависимости от повышенного спроса. Мы точно установили, что никакая это не машина, а делаются эти алгоритмы вручную, и творцом является никакой не робот», — цитирует Артемьева «Интерфакс».

Глава ФАС сделал свое заявление, отвечая на вопрос одного из сенаторов, пожаловавшегося на гостиницы и авиакомпании, которые будто бы завышают цены во время проведения в регионах крупных экономических форумов, таких как ПМЭФ в Санкт-Петербурге или ВЭФ во Владивостоке. Артемьев ответил, что ссылки авиакомпаний на роботов и алгоритмы их работы несостоятельны. «С ума сошел этот робот, что ли? Нет, это люди этим управляют пока еще, ориентируясь на очень абстрактные представления о том, что спрос вырос на какие-то непонятные величины, и я думаю, что это ничем не обосновано или же обосновано в незначительной степени», — пояснил глава ФАС.

Артемьев уточнил, что его ведомство «пока в мягком варианте» будет пытаться вместе с авиакомпаниями изменить алгоритмы ценообразования, для того чтобы не допускать «несанкционированного ручного вмешательства», в результате которого повышаются цены на авиабилеты.

Он также посетовал на то, что антимонопольная служба не может воздействовать на ценообразование в гостиницах. «По гостиницам, к сожалению, высшая судебная инстанция отказала и сказала, что это конкурентный рынок и нам туда нельзя, иначе мы должны доказать картельный сговор. А его доказать трудно, поэтому пытаемся, но это такая сложная тема», — сказал Артемьев.

Импортный компонент

Владимир Путин в августе прошлого года поручил разобраться с автоматизированной системой формирования цен на авиабилеты, после того как Игорь Артемьев заявил, что российские авиакомпании импортировали из США и Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования, устанавливающие тарифы на авиабилеты в зависимости от спроса. Глава ФАС, в частности, указал на одну из крупнейших международных систем бронирования Amadeus.

В конце декабря 2017 года глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев потребовал от ФАС и Минтранса расследовать факты повышения цен на авиабилеты в некоторые города на время чемпионата мира по футболу 2018 года. Как писал РБК, они продавались в 2–5 раз дороже, чем в остальное время. Жалобы на дороговизну авиабилетов уже поступили в ФАС, однако регулятор не обнаружил тогда признаков сговора между авиакомпаниями, но пообещал усилить контроль. Сами авиаперевозчики объяснили рост цен повышением спроса.

Самый большой скачок цен РБК зафиксировал на авиабилеты в Волгоград, где пройдут четыре матча. Резко подорожали также перелеты в Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань, Самару и другие города.

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил во время встречи с российским президентом, что стоимость билетов на рейсы компании до городов, в которых пройдут матчи ЧМ-2018 с участием российской сборной, будет снижена для российских болельщиков до 5 руб. в один конец.

Отрегулировать цены

ФАС, которая должна следить за сохранением рыночного ценообразования и соблюдением конкуренции на рынке, по сути, хочет регулировать цены и диктовать их авиакомпаниям, считает руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, если ведомство выявило нарушения, то оно должно штрафовать перевозчиков, а не вмешиваться в процесс ценообразования.

По словам адвоката юридической компании Art de Lex Кирилла Дозмарова, если рост цен можно объяснить функционированием алгоритмов специального программного обеспечения, а также динамикой спроса на авиабилеты, то шансы ФАС повлиять на цены на авиабилеты стремятся к нулю. Авиакомпании имеют право использовать автоматизированные системы, но достаточно сложно доказать, что именно их использование привело к завышению цен, считает он.

«Если же рост цен явился результатом монопольной деятельности авиакомпаний — это основание для прямого вмешательства ФАС. Последствия для компаний в случае выявления фактов такой деятельности могут быть достаточно серьезными: начиная с оборотного штрафа, заканчивая предписанием перечислить весь доход, полученный вследствие нарушения законодательства», — пояснил Дозмаров.

«Сегодня гражданская авиация работает с минимальной прибылью, мы видим, что многие перевозчики даже убыточны. Чтобы конкурировать с иностранными авиакомпаниями, российские перевозчики используют те же инструменты и сервисы и не могут позволить себе повышать цены», — считает Гусаров. По его словам, цены на авиабилеты снижать нереально, они растут медленнее, чем уровень инфляции. По данным сервиса OneTwoTrip, средняя стоимость авиабилетов на внутренние направления в 2017 году уменьшилась на 7,5%, до 10,181 тыс. руб., а на международные — на 12,3%, до 20,948 тыс. руб. По данным Росстата, в 2017 году инфляция в России составила 2,5%.

В пресс-службах «Аэрофлота» и Amadeus отказались от комментариев. В авиакомпаниях S7, «Уральские ​авиалинии» и «ЮТэйр» и компании Sabre (владеет системой бронирования билетов, которую использует, в частности, «Аэрофлот») на запросы РБК к моменту публикации материала не ответили

Источник в авиакомпании, входящей в топ-10, сообщил РБК, что 70% билетов компании продают ниже себестоимости, еще 10% — на уровне себестоимости, 20% — выше себестоимости. «Спрос в низкий и высокий сезоны может отличаться в десять раз. Для обеспечения равномерной загрузки авиакомпании в низкий сезон устанавливают тариф ниже себестоимости, и за счет высокого сезона компенсируют убытки. Если бы такой сезонности не было, то авиакомпании могли бы предложить более сбалансированные тарифы», — заключил​ он.