Почему государству выгодно поддерживать корпоративный ЗОЖ

Обновлено 18 октября 2023, 11:20
Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Член правления Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Антон Наумов — о тренде на well-being и корпоративных программах укрепления здоровья сотрудников.

Экономический ущерб от снижения производительности труда из-за плохого самочувствия и больничных листов работников признан сегодня глобальной проблемой. Так, по оценке Всемирного экономического форума, в США ежегодные финансовые потери превышают $300 млрд в год, продуктивность работника, который испытывает хроническую боль, снижается на 13%, страдающего от депрессии — на 22%. В нашей стране точной статистики на этот счет нет, но очевидно, что производительность труда у здорового и эмоционально устойчивого человека выше.

Поэтому, даже несмотря на возросшую нагрузку на бизнес, российские компании стараются сохранять программы ДМС, расширяют соцпакет и развивают корпоративные well-being-программы. Как показывает мировой опыт, такие программы влияют и на количество хронических заболеваний, и на затраты на медобслуживание работников. В итоге сделанные вложения в будущем оборачиваются экономией, позволяя избежать потерь, связанных с отгулами, больничными и демотивацией сотрудников.

Подобный подход отвечает и социальным трендам в обществе — сегодня мы видим, как набирает популярность здоровый образ жизни (ЗОЖ). Люди занимаются спортом, ходят в фитнес-центры, внимательнее следят за качеством питания, заботятся о своем психическом здоровье. Немало усилий для развития программ профилактики и пропаганды здорового образа жизни прилагает Минздрав. И все чаще на самых разных уровнях вспоминают о хорошо забытом старом — программах ЗОЖ на предприятиях, которые были нормой в советские времена.

Речь не идет о том, чтобы возродить прежнюю систему буквально, когда в числе прочего шло формирование медицинских служб вокруг производств. Сегодня на волне возрождения интереса к корпоративным программам здоровья бизнес формирует современные, более успешные с точки зрения насущных задач платформы, используя накопленный в прошлом опыт.

Планирование этих программ — вопрос очень вариабельный: свои особенности есть у разных отраслей, географических зон, немаловажен и биологический статус работников. Однако любая корпоративная программа должна быть нацелена на комплексное решение нескольких общих задач.

Прежде всего это создание единого информационного пространства, формирующего представление о безусловной ценности здоровья и регламентирующего действия по изменению нездорового образа жизни. Очень важны условия труда на рабочем месте: освещение, проветривание, кондиционирование помещения, питание, исключение травмирующих факторов производства. Конечно, одни только красивые слова и призывы, ничего не дадут. Они должны быть подкреплены конкретными, в том числе техническими, решениями, улучшающими качество жизни. Таким решением может быть, к примеру, замена фастфуда в буфете на смарт-диету на перекусы и обеды, создание условий для физической активности — как минимум выделение помещения, где можно немного подвигаться, поиграть в настольный теннис.

Кроме того, нужен контроль со стороны руководства компании за прохождением диспансеризации и профосмотров и связанная с этим система поощрения работников. И, наверное, самое сложное — мотивация сотрудников на отказ от вредных привычек, создание условий, минимизирующих потребление алкоголя и никотина. И прямыми запретами тут добиться ничего невозможно. Политика запретов никогда не приносила результатов, достаточно вспомнить «сухой закон» в США и борьбу с алкоголем в позднем СССР.

Напомню, что простой отказ от курения с точки зрения снижения смертности в пять раз эффективнее, чем сокращение уровня холестерина, в четыре раза — чем контроль уровня артериального давления. Табачный дым и продукты горения приводят к развитию огромного числа онкологических и иных заболеваний. При этом сама зависимость от никотина — это болезнь, которая лечится. В рамках программ корпоративного здоровья следует создавать благоприятные условия для отказа от табака. Например, привлекать на предприятия специалистов, которые бы занимались с людьми, желающими бросить курить, создавать необходимую мотивацию, в том числе финансовую. Сегодня медицина может предложить разные варианты помощи человеку, который решил отказаться от курения, — от психологической поддержки до медикаментозной никотинозаместительной терапии.

Конечно, всегда найдутся заядлые курильщики, которые не хотят или не могут отказаться от своей зависимости, несмотря ни на что. И им надо предложить менее вредную альтернативу. Для взрослых людей с низкой мотивацией на отказ от курения это могут быть бездымные продукты, например электронные системы нагрева табака.

Поскольку сам по себе никотин не приносит такого вреда здоровью, как выделяющиеся при горении табака вещества, следует исключить сам фактор горения. Переключение на бездымные продукты позволит минимизировать вред как для самих курильщиков, так и для окружающих, и может стать промежуточным шагом на пути отказа от вредной привычки. Важная роль в этом вопросе отводится работодателю, который должен создать раздельные места для курения табака и бездымных продуктов. Эти вещи несовместимы, и, если человек с электронной сигаретой пойдет в обычную курилку, где будет задыхаться, это никак не поможет ему стать здоровее.

Конечно, один работодатель не сможет решить вопрос здоровья своих сотрудников. В формировании здоровой среды на рабочем месте должны участвовать и СМИ, и медики, и государство. Сегодня нам необходима широкая пропаганда здорового образа жизни. А государственное регулирование должно быть ориентировано на индивидуальный риск пациента. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: так, успешным примером отказа от тотальных запретов в пользу рискоориентированного регулирования можно считать систему маркировки сладких напитков. Среди напитков с повышенным содержанием сахара маркируются те из них, где на 100 г жидкости приходится больше 5 г углеводов.

К сожалению, пока нет государственного шаблона по достижению цели создания здорового общества, который можно было бы взять за основу для всех работодателей. Не решает комплексно вопрос здорового образа жизни, особенно в условиях рабочего места, ни один из реализуемых сегодня нацпроектов, связанных со здоровьем человека. А разделы по профилактическим подходам к тем или иным болезням в большинстве клинических рекомендаций вообще не заполнены. Министерством здравоохранения сделано очень много с точки зрения диспансеризации и профилактики. Ведомство активно поддерживает внедрение корпоративных систем здравоохранения. Но этого явно недостаточно, и общие усилия надо наращивать. Нам нужны скоординированные программы и продвижение здорового образа жизни, единый государственный подход к корпоративному здоровью.

Поделиться