Лента новостей
Силы РЭБ уничтожили два дрона на севере Ростовской области 07:14, Новость Четыре ключевых тренда года на маркетплейсах 07:10 Эксперты оценили риски лихорадки Оропуш для россиян 07:07, Статья Власти Белоруссии изменили механизм выплат по спорным евробондам 07:00, Статья Украинский дрон упал рядом с жилым домом в Липецкой области 06:53, Новость Трамп анонсировал большой митинг в городе, где произошло покушение 06:33, Новость Новостройка с собственным пляжем: жилой район City Bay 05:54 Напарник Трампа вызвал недовольство однопартийцев словами о «кошатницах» 05:52, Статья В Липецкой области ввели режим воздушной опасности 05:49, Новость Подорвавшего железную дорогу под Рязанью обвинили в девяти преступлениях 05:33, Новость Песков заявил, что «о мобилизации вообще никто не разговаривает» 05:08, Статья В Госдуме анонсировали повышение размера детских пособий в 2025 году 04:58, Новость Более 20 человек отравились хлором в бассейне в Варшаве 04:37, Новость Bloomberg узнал, какой вопрос спас Ferrari от мошенничества с дипфейком 04:29, Статья Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусов 03:58, Новость Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против России 03:36, Статья Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской области 03:34, Новость Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУ 02:58, Статья
Журнал
Время долгосрочных отношений
Журнал Февраль 2016 Общество,
0

Время долгосрочных отношений

Российский потребитель много лет был гедонистом: если телефон — то флагманская модель, даром что в кредит, если украшение — то с бриллиантами, пусть и маленькими. И даже покупая пакет кефира в самом дешевом магазине, ассортимента и сервиса он ожидал «на миллион». «Один раз живем» — это было про него.
Анфиса Воронина, заместитель главного редактора
Анфиса Воронина, заместитель главного редактора (Фото: Алена Кондюрина для РБК)

После кризиса-2008 и социологи, и бизнесмены, работающие с конечными потребителями, начали замечать сначала робкие, а потом все более уверенные признаки того, что «потребительская удаль» россиян пошла на спад: к тратам они с каждым годом подходили все более рационально.

Но, несмотря на это, частное потребление продолжало двигать экономику вперед. Например, в рейтинге 50 быстрорастущих компаний, который РБК рассчитывал на основе трехлетнего прироста выручки за 2012–2014 годы, чемпионом по количеству представленных компаний с большим отрывом была розница — 15, а на втором месте было производство и торговля продуктами питания — еще шестеро участников. При этом лидеры среди быстрорастущих компаний по размеру выручки — «Магнит», «Дикси» и «Лента» — одновременно входили и в топ-50 крупнейших российских бизнесов. Такого не было ни в одном другом секторе.

Теперь все изменилось: макроэкономические показатели больше напоминают сводки с поля битвы, даже оптимистичные российские чиновники признают, что нынешнее положение дел быстро не исправится. «Магнит», магазины которого благодаря сосредоточенности вдали от столиц хорошо подходят на роль барометра настроений потребителей, за 2015 год показал самый низкий рост выручки за 10 лет.

Летом 2009 года я брала интервью у Пола Бюльке, гендиректора крупнейшего в мире производителя продуктов питания Nestle. В мире продовольственным компаниям в тот момент нужно было справляться не только с мощным финансовым кризисом, но еще и с последствиями беспрецедентного роста цен на сырье. В России даже гиганты отчитывались в двузначном падении продаж. «Этот кризис должен упорядочить многие вещи. Отступим немножко назад, скажем так — к нормальной, правильной жизни. Это отступление в старые добрые времена оздоровит и общество тоже. Заставит нас вспомнить о ценностях, принципах, долгосрочном планировании отношений», — руководитель 100-миллиардной компании на вопросы о кризисе отвечал с таким спокойствием и уверенностью, будто речь о выборе вина к ужину.

Кризис закончится. А преданные потребители останутся. Лучшее доказательство — герои журнала, который вы держите в руках: Дмитрий Костыгин заработал первый миллион в 1994 году, Андрей Трубников придумал «Секреты бабушки Агафьи», когда его прежний бизнес не пережил 1998 год, а Антон Титов поверил, что сапоги и туфли можно продавать в кредит, в 2008-м. В 2016 году для бизнесменов самое время вспомнить о долгосрочном планировании отношений и заметить новые возможности.