Подвижные игры для детей. 12 идей для дошкольников и начальных классов

. Польза для физического и эмоционального развития
Обновлено 28 февраля 2024, 17:42
Unsplash
Фото: Unsplash

Несмотря на популярность гаджетов и онлайн-игр, каждому ребенку необходима физическая активность, и спортивные кружки пару раз в неделю полностью ее не обеспечат. Разбираемся вместе с экспертами, во что и как играть с детьми разных возрастов и почему это важно.

В чем польза активных игр и как сделать их безопасными для детей.

Почему подвижные игры важны для детей

Unsplash
Фото: Unsplash

Даже взрослому человеку нужно обеспечить достаточный уровень бытовой активности для поддержания здоровья. Для детей подвижные игры еще важнее, ведь они выполняют сразу несколько полезных функций.

  1. Способствуют физическому развитию [1]. Кардио- и силовая выносливость, крепкие мышцы и умение смело двигаться в пространстве — вырабатываемые навыки, которые требуют систематической тренировки. Активная игра позволяет развивать ловкость, баланс и координацию. Дети, которые проводят время, играя на свежем воздухе, отличаются большей физической выносливостью по сравнению со сверстниками, у которых преобладает малоподвижный образ жизни. Когда у детей есть возможность заниматься физической активностью, они укрепляют тело и чувство уверенности в себе. Продолжительное время на свежем воздухе позволяет практиковать навыки для конкретного вида спорта.
  2. Помогают поддерживать оптимальный индекс массы тела. Есть две основные причины резкого роста детского ожирения в последние годы: люди больше едят и меньше двигаются, чем в прошлом. Дети, которые чаще играют на улице, более энергичны, а это означает, что у них меньше шансов страдать от ожирения. Они не сидят часами перед телевизором или компьютером. Вместо этого они остаются активными и сжигают калории. Согласно одному исследованию, в котором изучали индекс массы тела (ИМТ) у детей дошкольного возраста, существует прямая корреляция между ИМТ ребенка и временем, проводимым на свежем воздухе [2].
  3. Улучшают общее состояние здоровья. Ограничение риска ожирения у ребенка имеет множество долгосрочных преимуществ. У детей с лишним весом выше риски развития таких заболеваний, как астма, диабет и сердечно-сосудистые проблемы. Игры улучшают настроение и помогают укрепить иммунную систему. Игры на свежем воздухе позволяют детям получить необходимое количество витамина D, который организм вырабатывает во время пребывания на солнце [3]. Этот витамин присутствует в некоторых продуктах, но детям его нужно больше, чем они могут получить из своего рациона. Позволить ребенку играть на улице в солнечные дни — один из лучших способов убедиться, что его организм вырабатывает достаточно этого витамина. Он необходим для формирования крепких и здоровых костей и зубов: одним из наиболее важных компонентов костей является минерал фосфат кальция, который организм может усваивать только при наличии достаточного количества витамина D.
  4. Учат социализации. В совместных играх с другими детьми ребенок получает навыки взаимодействия в команде, стремится к общей цели или обыгрывает соперника в честной игре, учится адекватно принимать как победу, так и поражение.
  5. Помогают выплеснуть эмоции [4]. Большинство родителей замечали, что ребенок чувствует себя лучше и ведет себя спокойнее после активных прогулок. Движение и общение помогают избавиться от стресса и негативных эмоций. Детям с СДВГ также очень полезны активные занятия, поскольку они предоставляют им безопасный способ высвободить сдерживаемую энергию [5].
  6. Развивают мозг [6]. В совместных играх ребенок учится взаимодействовать с другими участниками, планировать тактику, оценивать ситуацию и искать способы достижения цели. Было доказано, что активные нагрузки, которые увеличивают частоту сердечных сокращений и дыхания, такие как ходьба, бег, танцы, прыжки, усиливают приток крови и кислорода к мозгу и улучшают его функции [7]. Исследователи обнаружили, что дети, которые проводили на свежем воздухе не менее 20 минут в день, демонстрировали улучшение мозговой активности и успеваемости.

Правила безопасности в подвижных играх

По словам Ольги Лобановой, взрослый, который участвует или наблюдает за играми детей, должен выбирать те активности, которые могут физически и морально выдержать все участники коллектива. Если есть маленькие участники, значит, у них обязательно должны быть помощники, чтобы избежать физических и моральных травм.

  1. Обязательно огласить как одно из правил бережное обращение друг с другом, с просьбой все споры решать со взрослым.
  2. Если игра происходит на открытом воздухе, вблизи леса или водоема, проговорить соответствующие правила безопасности.
  3. Необходимо осмотреть место на предмет опасных ям, осколков стекла и прочих неприятностей.
  4. Если игра происходит в помещении, нужны приток воздуха и вода.
  5. Если зимой — одежда с терморегуляцией и защита для рук от мороза.
  6. Если летом — защита головы от солнца и доступ к питьевой воде.

Шесть подвижных игр для дошкольников

Unsplash
Фото: Unsplash

Малыши детсадовского возраста нуждаются в том, чтобы взрослый их аккуратно направлял, задавая тон и контролируя соблюдение правил. Для детей 2–6 лет отлично подойдут следующие простые игры.

1. «Сова»

Возраст: 2–5 лет

Инвентарь: не требуется

Развивает: контроль движений, воображение, скорость реакции

Лучше всего играть в большом пространстве. «Дупло совы» должно находиться в стороне от основной площадки. Нужно выбрать одного ведущего — «сову», который отходит на эту позицию. Остальные дети остаются на площадке. Воспитатель говорит фразу «День наступает — всё оживает», и тогда дети играют, изображая лесных животных. Когда звучит фраза «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает», игроки застывают в том положении, в котором были в этот момент. Из «дупла» на площадку бежит «сова», внимательно разглядывая игроков.

Если кто-то из них пошевелился или издал звук, «сова» забирает его с собой в дупло. Игроки продолжают двигаться, когда взрослый снова произносит «дневную» фразу. Играть можно до тех пор, пока не останутся один-два игрока, которых не забрал ведущий.

2. «Свой цвет»

Возраст: 2–4 года

Инвентарь: четыре обруча, флажки четырех цветов по количеству детей + еще четыре

Развивает: знание цветов (для детей постарше можно использовать не стандартные из радуги, а сложные оттенки), быстроту, ориентацию в пространстве

Обручи раскладывают на расстоянии друг от друга. В каждый из них нужно положить по одному флажку определенного цвета, остальные воспитатель раздает детям. По команде «Найди свой цвет!» дети должны быстро сориентироваться в пространстве и подбежать к обручу, в котором лежит флажок того же цвета, что и у них в руках. Затем обручи можно положить в другое место, флажки поменять на другие цвета и повторить игру с начала.

3. «Кот и мыши»

Возраст: 4–5 лет

Инвентарь: атрибуты кота — ушки на обруче или маска

Развивает: театральные умения, пространственное мышление, координацию движений и быстроту реакции, речевые навыки

Здесь также выбирают одного ведущего, который будет «котом». Чтобы ребенок вошел в образ, можно дать ему шапочку с ушками. По сюжету игры «кот» и «мыши» живут каждый в своем «домике», роль которого выполняет стул. В начале игры «кот» читает небольшое стихотворение:

Я красивый рыжий кот,

У меня пушистый хвост,

Мышек очень я люблю,

Их ловлю, ловлю, ловлю!

После чего «кот» садится на свой стул и «засыпает». В этот момент «мышки» со своих стульев поют ему колыбельную:

Спи, усни, спи, усни,

Рыжий котик, спи, усни.

Затем игроки начинают медленно двигаться в сторону ведущего со словами «тише, мыши, кот услышит». Идеально, если игра проходит в музыкальном классе и может сопровождаться музыкальным ритмом. Затем заранее оговоренный сигнал, например удар в бубен или звон колокольчика, «будит кота». Он начинает ловить «мышей», а те разбегаются по своим местам. Если ведущий поймал «мышку», то этот ребенок становится новым «котом», заменяя предыдущего.

4. «Паровоз»

Возраст: 3–4 года

Инвентарь: не требуется, но можно взять свисток, который будет сигналом поезда

Развивает: умение работать в команде и переключаться, внимательность, образное мышление

Дети становятся друг за другом, изображая вагоны паровоза. Впереди может стоять ведущий или воспитатель. Он «дает гудок», сигналом оповещая «вагоны», что поезд начал движение. Дети должны подстраиваться под скорость и темп предыдущего игрока, а задает их «головной вагон». Для детей помладше можно сделать несколько оповещений перед ускорением или замедлением: например, громко объявить, что скоро станция и поезд сбавляет ход. На «станции» можно выйти из состава, погулять, побегать, но по сигналу снова вернуться в колонну. Трехлетние малыши могут вставать в любом порядке, детям постарше лучше ставить задачу занять свои места, которые были у них до «остановки», — это будет дополнительной тренировкой памяти.

5. «Пара»

Возраст: 3–5 лет

Инвентарь: разноцветные ленточки, флажки или платки

Развивает: контроль движений, воображение, скорость реакции

Обязательно, чтобы было несколько ленточек, флажков или платков одинакового цвета. Перед началом игры воспитатель раздает их детям, а они разбегаются по площадке. Когда ведущий громко объявляет: «Найди пару!», каждый ребенок должен найти того, кому достался предмет того же цвета, что и у него. Если это соревнование, то выбывает тот, кто справился с задачей последним. Но в этой игре может не быть проигравших, важнее веселье и умение быстро сосредоточиться на цели.

6. «Заяц»

Возраст: 5–6 лет

Инвентарь: обручи

Развивает: быстроту реакции, физическую выносливость, воображение

На площадке или в игровой комнате на полу разложены обручи; их на один меньше, чем игроков. Ведущий — «лиса» — отходит чуть дальше и «спит», пока остальные дети резвятся. Они изображают зайцев — прыгают по площадке. Когда ведущий «просыпается», дети должны так же прыжками перемещаться внутрь обручей: один обруч — один «зайчик». Того, кто остался без «домика», лиса пытается поймать. В это время другие «зайцы» могут подключиться к игре, уступив ему свой «домик», а сами по одному убегать от лисы. Кто пойман, тот становится следующим ведущим.

Ольга ЛобановаОльга Лобановаклинический психолог, учитель-логопед

«Любая подвижная игра — это в первую очередь не индивидуальные достижения, а командная работа. Возьмем для примера легкую и веселую игру «Кошки-мышки». В этой игре ребенок вступает в коммуникацию с другими на разных уровнях: телесном, визуальном, слуховом, эмоциональном. Держится за руки в кругу, прячется от кошки, ловит мышку — работают все системы организма. Он учится соотносить силу нажатия на руку другого ребенка, силу натяжения рук, позиционирование себя в пространстве относительно другого человека, быстроту реакции, развивает возможности саморегуляции. Все эти взаимодействия — огромное количество сигналов, которые поступают в мозг, обрабатываются, преобразуются в опыт. А опыт накапливается и преобразуется в наше повседневное, уже взрослое состояние ловкости, умение находиться и двигаться рядом с людьми в потоке, контактировать с ними.

Также включается эмоциональная коммуникация. Ребенок следит за всеми участниками игры, отслеживает их эмоции, считывает и расшифровывает их. Например, у победителя и проигравшего разные эмоции. Благодаря данному эмоциональному опыту в будущем сформируется взрослый эмоциональный интеллект. Также подключаются такие функции, как слежение глазами, слуховое внимание, умение сосредоточиться, следовать правилам. Это развитие подкрепляется огромным зарядом положительных эмоций и веселья».

Шесть подвижных игр для начальной школы

Pexels
Фото: Pexels

У детей постарше часто возникают споры, во что играть. Поэтому сам процесс выбора игры станет хорошей практикой для ведения дискуссий, умения договариваться и искать компромиссы.

Денис ГромогласовДенис Громогласовпедагог-психолог школы № 641 им. С. Есенина

«Подвижные игры развивают у детей воображение, внимание, память, речь, волю, мышление и интеллект. Во время игры у школьника формируются социальные качества, необходимые для взаимодействия с окружающими. К ним относится проявление инициативы, дружелюбия, заботы о сверстнике, дисциплина, ответственность и самоконтроль. С помощью игр развиваются и такие личностные черты, как активность, честность и справедливость. Например, если ребенка выбрали капитаном команды, он развивает лидерские качества, коммуникацию, учится быть ответственным за выбор игроков, отстаивать собственную позицию».

В младшем школьном возрасте можно позволить детям свободу выбора активности и не контролировать каждый шаг.

1. Вышибалы

Возраст: 7–11 лет

Инвентарь: мяч

Развивает: скорость реакции, ловкость, бросок

Популярная спортивная игра, которую можно практиковать как на детской площадке, так и на уроках физкультуры. В ней двое ведущих, они становятся на расстоянии свободной площади друг напротив друга, а остальные игроки размещаются в центре между ними. Ведущие бросают в них мяч, а те активно разбегаются и уворачиваются от удара. В кого попали, тот выбыл.

2. «Собачка»

Возраст: 7–10 лет

Инвентарь: мяч

Развивает: глазомер, сноровку, контроль за движениями

Дети становятся в круг, в центре которого ведущий — «собачка». Игроки передают мяч друг другу поочередно как можно быстрее, а задача «собачки» — перехватить его при передаче, при этом не вырывая из рук других ребят. Если у ведущего получилось, он встает в круг на место того, кто упустил мяч, а проигравший — в центр на место «собачки».

3. «Выше ноги от земли»

Возраст: 6–11 лет

Инвентарь: не нужен, но лучше играть на детской площадке или в спортзале, где есть различные горки и лесенки

Развивает: скорость, мышечную силу, быстроту реакции

Все игроки убегают от одного ведущего до того момента, как он их осалит. С фразой «Выше ноги от земли!» им нужно вовремя запрыгнуть куда-то так, чтобы ноги не касались пола. Если игрок не успел залезть на возвышение и ведущий его догнал, первый выбывает либо занимает место ведущего.

4. «Гонки задом наперед»

Возраст: 7–10 лет

Инвентарь: кубы, пуфы

Развивает: командную работу, координацию, умение ходить спиной вперед

Лучше играть на мягком покрытии на случай, если кто-то упадет. Игроки разбиваются на две команды, на площадке выставляются одинаковые препятствия для обеих команд — кубы, пуфы. Дети должны пройти всю трассу спинами вперед, не задевая их. Если не удалось, ребенок возвращается в начало. Это противоречивый процесс: хочется успеть преодолеть всю полосу препятствий как можно быстрее, но приходится делать это медленно, чтобы не выбыть из гонки. Побеждает команда, игроки которой первыми прошли весь путь до финиша. Эта игра позволяет не только развить физические качества, но также учит взаимодействовать в команде, помогать и направлять товарища, объясняя ему, как лучше двигаться.

5. «Чернила и перо»

Возраст: 7–10 лет

Инвентарь: не требуется

Развивает: умение договариваться, делать рациональный выбор, выражать эмоции

Игроки делятся на две команды, каждая из которых становится в линию и берется за руки напротив такой же линии противника. Расстояние между ними 5–9 м. Команда решает, кого из другой шеренги вызвать, после чего дети хором произносят:

Красные чернила, белое перо,

Вызываем (имя),

Больше никого!

Выбранный игрок из противоположной команды бежит на шеренгу, пытаясь разбить ее, но ребята крепко держатся за руки. Если у игрока получилось расцепить руки, он забирает одного из членов команды противника в свою линию. Если нет — остается в их команде.

6. «Бросок»

Возраст: 6–11 лет

Инвентарь: кольца и конусы

Развивает: меткость, силу броска, математический счет

Правила простые: дети находятся на заранее оговоренном расстоянии от конуса и по очереди стараются набросить на него кольца. Для ребят постарше можно усложнить задачу, выдав кольца разных цветов, каждый из которых будет давать определенное количество очков. В таком случае лучше вести счет на бумаге. Если детей немного, это будет индивидуальное соревнование, в больших группах можно разделиться на две команды и подсчитывать очки каждой из них.

Денис Громогласов рассказывает, что в младшем школьном возрасте ребенок переключает свое внимание с игровой деятельности на учебную: «Он много времени проводит за изучением школьных предметов — русского языка, математики, окружающего мира, чтения. Игровая деятельность отходит на второй план, но продолжает решать фундаментальные задачи в развитии. Их можно разделить на две группы. Первая — это развитие физических показателей, координации, выносливости, скорости, силы, гибкости, внимания. Вторая группа задач — социальные. Ребенок учится двигаться, быть ловким, уровень его способностей существенно возрастает, он с каждым разом более уверенно себя чувствует в игре и далее — при разрешении жизненных ситуаций. На втором уровне происходит развитие самооценки, уровня притязаний, самоконтроля и способности к достижениям. От физического (базис) происходит движение к социальному и личностному (надстройка)».

Как привлечь ребенка, который стесняется или боится играть

Громогласов говорит, что по разным причинам в классе могут находиться дети, отказывающиеся вступать в игру: «Причин такого поведения может быть много: страх потерпеть неудачу, показаться слабым в незнакомом коллективе, прошлый травмирующий опыт, нехватка мотивации, трудности с самооценкой. Помочь ребенку в такой ситуации должен взрослый. Он может подать пример и принять вместе со всеми участие в игре или оказать вспомогательную функцию — напоминать ребенку правила игры, поддерживать его усилия, даже самые минимальные. Именно взрослый человек создает для школьника ситуацию успеха, что оказывается наиболее эффективным способом вовлечения ребенка в игру».

Комментарии экспертов

Pexels
Фото: Pexels

Когда лучше подключать подвижные игры в течение дня

Ольга Лобанова напоминает, что подвижные игры бывают разными по степени активности: «Конечно, следуя общему правилу, лучшее время для активного времяпрепровождения — утро и день. Но если так случилось, что вечер активный и ребенок участвует в подвижной игре, стоит закончить ее совместным релаксационным действием. Как вариант — валяться на подушках или ковриках, поиграть в игру-рефлексию «Что самое лучшее случилось с тобой сегодня».

Денис Громогласов:

«Считается, что подвижные игры предпочтительны в первой половине дня, когда ребенок полон сил. Полезно сочетать игру с учебой — смена деятельности положительно сказывается на способности школьника к длительным умственным нагрузкам. Двигательные активности могут быть тонизирующими или расслабляющими либо, например, способствующими концентрации на предмете или объекте. Существует большая разница между играми-догонялками и игрой «Не урони», где ребенок концентрируется на объекте, который не должен упасть.

Интенсивность физической нагрузки зависит от поставленных задач. Если ребенок полон сил и перевозбужден во второй половине дня, игры могут помочь взрослым направить его энергию в нужное русло. Бывает, что в течение дня ребенок устает от большого количества информации и происходит так называемый «познавательный перекос». Его можно нивелировать игровой активностью».

Могут ли дети играть в подвижные игры без присмотра?

Ольга Лобанова:

«Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся, что такое подвижная игра? Это игра по правилам, обязательно с какой-то целью, обязательно в движении. Возьмем возраст с пяти до семи лет. На этом этапе обычно дети обладают достаточной моторной ловкостью, чтобы взаимодействовать с окружающим их пространством и телами других людей. Но что касается достижения цели и соблюдения правил, то эти функции еще проходят свой путь развития и становления. Теперь можно ответить на вопрос, поставленный выше. Я бы не рекомендовала оставлять детей без присмотра, когда они играют в подвижные игры. Но степень этого присмотра должна быть разной, в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей: игрового опыта, склонностей, развития их эмоционального интеллекта».

Поделиться
Авторы
Теги