О чем говорил Юрий Арабов: сценарист и соавтор Сокурова умер в 69 лет

. По его сценариям сняты «Молох», «Юрьев день», «Орда» и другие фильмы

Умер Юрий Арабов: вспоминаем его высказывания о кино, искусстве и жизни

Обновлено 07 февраля 2024, 16:39
<p>Писатель, поэт, сценарист Юрий Арабов</p>
Фото: Ltd Foma / Russian Look

Писатель, поэт, сценарист Юрий Арабов

27 декабря 2023 года ушел из жизни сценарист, прозаик, мыслитель и преподаватель сценарного мастерства Юрий Арабов. Ему было 69 лет. За свою карьеру, начавшуюся в 1978 году, Арабов принял участие в создании трех десятков фильмов и телепроектов, писал киноведческие работы и художественную прозу (в их числе романы «Чудо» и «Орлеан»), издал несколько сборников стихов.

Каннский лауреат 1999 года (за «Молоха»), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премий «Ника», «Золотой орел» и «Триумф» Арабов больше 30 лет преподавал в сценарной мастерской во ВГИКе. В разное время его студентами были Нана Гринштейн («Питер FM»), Дмитрий Соболев («Остров»), Денис Родимин («Бумер»), Маргарита Потапова («Шапито-шоу») и другие.

По сценарию Арабова сняты 12 картин Александра Сокурова (в их числе «Молох», «Солнце», «Телец» и «Фауст»), фильмы Александра Прошкина («Орда» и «Чудо»), Андрея Хржановского («Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Нос, или Заговор «не таких»), Кирилла Серебренникова («Юрьев день»). Арабов работал и над своим режиссерским дебютом «Гирокастра» о судьбе русских женщин в Албании, арестованных и убитых во время диктатуры Ходжи, но, удалось ли ему завершить проект, неизвестно.

РБК Life предлагает вспомнить, о чем говорил Юрий Арабов в разных интервью.

В материале собраны цитаты из журналов «Искусство кино» (декабрь 2013), «Искусство кино» (декабрь 2016), «Искусство кино» (декабрь 2000), телеграм-канала «Кино с Ларисой Малюковой», газеты «Культура» (сентябрь, 2021), журнала Eclectic.

<p>Слева направо: режиссер Александр Сокуров, победивший в номинации &laquo;Лучшая режиссерская работа&raquo; (фильм &laquo;Фауст&raquo;), писатель и сценарист Юрий Арабов, победивший в номинации &laquo;Лучший сценарий&raquo; (фильмы &laquo;Орда&raquo; и &laquo;Фауст&raquo;). Во время торжественной церемонии вручения ежегодной национальной кинопремии &laquo;Белый слон&raquo; в Международном университете</p>
Фото: Сергей Фадеичев / ИТАР-ТАСС

Слева направо: режиссер Александр Сокуров, победивший в номинации «Лучшая режиссерская работа» (фильм «Фауст»), писатель и сценарист Юрий Арабов, победивший в номинации «Лучший сценарий» (фильмы «Орда» и «Фауст»). Во время торжественной церемонии вручения ежегодной национальной кинопремии «Белый слон» в Международном университете

О ремесле

  • «Науки под названием «кинодраматургия» не существует. Наука математика существует, а наука кинодраматургия — нет. Потому что драматургия — не наука, а творчество».
  • «Первый десяток сценариев нужно писать, как мне представляется, без всяких алгоритмов, копаясь в себе и находя в жизни проблемы — те, что тебя тревожат. Потом можно и с алгоритмами знакомиться. К сожалению, у нас происходит обратное. Сначала проходят платный курс у какого-нибудь приезжего американца, обещавшего за десять дней обучить сценарному делу, потом еще пара — и выходят с распухшей головой, потому что американцев много и у всех разная терминология: у Макки одна, у Пола Брауна другая, у кого-то еще третья, а этим летом какой-то профессор заявил, что он отрицает трехчастное построение сюжета и фабулы».
  • «Без веры, без мистического чувства невозможно создание полнокровного художественного произведения».
  • «Чтобы сделать одну хорошую картину, нужно снять десять плохих».
  • «Единственное условие существования художника — фантазия. Каким образом ее раскрепощать — самый главный вопрос».
  • «Что касается творческого «партизанства», то, как мне кажется, это достаточно поверхностная, но и опасная мимикрия для художника в миру. Опасная тем, что внутри человека действительно может осуществиться ряд подмен, а он их и не заметит».
<p>Сценарист Юрий Арабов на XXVI церемонии вручения Национальной кинематографической премии &laquo;Ника&raquo; в Московском государственном академическом театре оперетты</p>
Фото: Вадим Тараканов / ИТАР-ТАСС

Сценарист Юрий Арабов на XXVI церемонии вручения Национальной кинематографической премии «Ника» в Московском государственном академическом театре оперетты

О судьбе кино

  • «В 90-е годы в нашей стране произошла драматическая ситуация — людей отучили ходить в кино. Большинство из них осело у компьютеров. И сейчас, в принципе, наиболее цивилизованный прокат — пиратский на RuTracker. Только там вы сможете увидеть киноклассику в любом виде и качестве — от плохого до хорошего».
  • «Послевоенное кино закуклилось в малокартинье, когда снимали несколько кинематографических семейств. Хрущев открыл двери военному поколению, которое завоевало мировые фестивали. При Брежневе все стало безразлично, но Тарковскому дали деньги на «Зеркало». При Горбачеве снова началась «движуха»: например, «Покаяние» Абуладзе стояло на всех полках видеомагазинов Запада. Сейчас — тромбы, которые перекрывают ход прежде всего молодым».
  • «Наши мелкобюджетные — в сравнении с Америкой — блокбастеры проигрывают во всех смыслах даже англо-американской ТВ-продукции. Мы же не анализируем опыт таких сериалов, как «Шерлок», «Винил», «Молодой Папа» или «Во все тяжкие», где явился абсолютно новый герой. Герой, в котором перепутаны отрицательные и положительные черты, когда протагонист становится одновременно и антагонистом. Эксперименты, которые до этого делались в литературе, сейчас делаются на канале НВО».
  • «Управление кино стало более или менее легким и предсказуемым. За результат отвечает один конкретный человек — посредник, названный продюсером. Его можно приблизить, а можно и описать его имущество за долги… Он на крючке. Все остальные становятся «пролетариями умственного труда», батраками у продюсера, который и сам не знает, что с ним будет через несколько часов — то ли «Ника», то ли пика в бок...»
  • «У нас построена система, когда деньги сами себя цензурируют. И продюсер цензурирует то, что ты делаешь, — блистательная модель для контроля над кинопроизводством!»
  • «Телевидение у нас существует как придаток государства, как абсолютно зарегламентированное предприятие, которое выпускает картины для домашних хозяек предпенсионного возраста. Канал «Россия» работает на аудиторию без высшего образования, которая любит фильмы о тяжелых женских судьбах, но где все непременно кончается хорошо. Канал НТВ пропагандирует спецслужбы, где тоже все кончается хорошо. На одного подлеца из спецслужб приходится девять благородных, и они выводят его на чистую воду».
  • «Произошло вторжение масскульта в культурное пространство. Масскульту свойственно насилие, парад насилия аттракционов, связанных с кровью, с убийствами, со всем тем, что имеет жанровую основу детектива, триллера. Посмотрите, просто для структуры мирового кинопроцесса таких больше всего фильмов выпускается».
<p>Сценарист Юрий Арабов на пресс-конференции создателей фильма &laquo;Монах и бес&raquo; в рамках 38-го Московского международного кинофестиваля</p>
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Сценарист Юрий Арабов на пресс-конференции создателей фильма «Монах и бес» в рамках 38-го Московского международного кинофестиваля

О выборе и идеологии

  • «В России надо жить долго, чтобы хоть что-нибудь понять о самом себе».
  • «Патриотизм воспитывается средним и высшим образованием, знанием гуманитарных дисциплин, общей истории. Литературой и искусством. Ничего больше не нужно гражданину. Потому что, зная все это, человек автоматически становится ценителем того, что сделано его предшественниками».
  • «Меня очень радует то, что от меня никто ничего не потребует подписать, — я бы не стал, поскольку знаю, как легко на человека навесить всех дохлых собак».
  • «Считается завиральной идея о том, что человек должен жить не только для себя… Живите для себя, и этим вы решите все проблемы… Нет, не решите. Мы отказались от ответственности за других, но почему-то жить легче не становится».
  • «Я категорический противник идеологии для отдельного человека. Это всего лишь аквариум на голове, который примитивным образом форматирует пространство».
  • «Ум и любовь тесно связаны. Когда есть любовь к окружающему миру, проявляется и ум. То есть, выходя за рамки себя, мы становимся умными. Глупость же есть любовь лишь к самому себе. Она тождественна эгоизму, когда, кроме себя, ничего другого не видишь».
  • «После тридцати мало кто может противостоять разрушающему социуму. Люди устают, нужно остепеняться, тем более что общество потребления рождает эффект тараканьих бегов, стремление опередить друг друга, рейтинговый эффект».
  • «Я считаю, что нужно оставаться в рамках нравственности — хотя часть слов, вроде «духовность» и «нравственность», сегодня лучше не употреблять, потому что заподозрят, что ты или сошел с ума или тюльку гонишь».
<p>Юрий Арабов</p>
Фото: Ltd Foma / Russian Look

Юрий Арабов

Об искусстве

  • «Русское искусство вообще задает вопросы, на которые ответа нет».
  • «Еще несколько лет тому назад считалось, что если каждый на мобильный телефон снимет фильм, то будет расцвет кинопроизводства. На мобильный телефон снимают все. Оно, снятое, собирает свои лайки в Сети — на что они оказывают влияние? Фильмы становятся лучше?»
  • «Искусство — один из инструментов артикуляции связей. Есть и другой инструмент — научное познание. Другое дело, что сегодняшнее искусство часто описывает само себя, то есть уже сделанное… Мы описываем свое отражение в фантастическом зеркале и бесконечно любуемся им».
  • «Мы живем в эпоху торжества конформизма. И, по сути, утверждение относительности всех истин в социальном плане есть свидетельство сугубо конформистской идеологии».
  • «Искусство интересно тем, что в нем всегда находится исключение. Оно как жизнь. Вроде бы уже немало прожил и знаешь жизнь, но все равно с каждым прожитым днем твой опыт становится богаче, и в конце концов можно умереть с чувством, что ты в жизни ничего не понял. И это самое интересное».
Поделиться