Россияне перестали покупать iPhone. Эксперт объяснил, что произошло

. Из-за чего Apple теряет долю на рынке и как ее заполняют «китайцы»
Обновлено 15 января 2023, 09:48
Spencer Platt / Getty Images
Фото: Spencer Platt / Getty Images

Продажи iPhone в России в 2022 году снизились по сравнению с 2021-м на 22% (данные «Мегафона») и 45% (данные МТС). Кроме того, о снижении продаж смартфонов Apple сообщил представитель «М.Видео — Эльдорадо». По данным одного из крупнейших розничных продавцов техники, доля компании из Купертино на российском рынке снизилась с 45 до 30%, а китайские производители, напротив, нарастили ее с 50 до 65%.

В интервью «РИА Новости» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин заявил, что падение продаж «яблочных» смартфонов и вовсе составило почти 60%. По словам эксперта, если в прошлом феврале телефоны Apple занимали 17% рынка смартфонов в России, то сейчас этот показатель снизился до 5,5%.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Впрочем, тренд на снижение продаж Apple в России начался еще в 2021 году. Так, в ноябре 2021-го «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитиков писал о том, что доля iPhone на рынке упала с 14,5 до 11%.

Однако тогда сокращение доли Apple на российском рынке смартфонов эксперты связывали с острым дефицитом устройств, который был вызван нехваткой полупроводников на фоне пандемии коронавируса. В этом же году основными причинами снижения продаж iPhone эксперты называют несколько других факторов.

По словам представителя Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (далее РАТЭК) Антона Гуськова, нынешнее снижение продаж iPhone прежде всего связано с падением покупательной способности россиян.

«Также сильное влияние оказал официальный уход самой компании из России и, как следствие, прекращение прямых поставок этих устройств», — отмечает Гуськов в беседе с РБК Life.

В мае 2022 г. Минпромторг опубликовал перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта, среди которых также была и продукция Apple. Однако представитель РАТЭК считает, что эта мера не позволяет полностью заменить официальные поставки.

Feng Li / Getty Images
Фото: Feng Li / Getty Images

«Конечно, параллельный импорт помогает насытить полки магазинов, но у этого процесса есть и негативная сторона — его турбулентность», — разъясняет эксперт.

Кроме того, по параллельному импорту в нашу страну поступают iPhone, которые изначально производились для рынков других стран, однако Гуськов поясняет, что этот фактор незначительно влияет на продажи: «Что касается адаптивности устройств, то большинство из них в целом не отличаются от смартфонов, которые предназначались для нашего рынка».

Что же касается вопросов технической поддержки, а также гарантийного и сервисного обслуживания техники Apple, то по словам Гуськова, он мог оказать влияние на продажи, но все же не очень существенно.

«С точки зрения закона «О защите прав потребителей» для наших пользователей формально ничего не изменилось. Перед покупателем отвечают продавец, импортер и изготовитель. Так что для потребителей в этом плане глобально ничего не меняется».

Негативный эффект на продажи смартфонов Apple могло оказать и удаление большого количества приложений из App Store, а также отказ от работы Apple Pay и некоторых других сервисов американской компании. Однако Гуськов считает этот фактор незначительным, поскольку многие пользователи смогли подобрать альтернативные сервисы, позволяющие и дальше пользоваться техникой Apple.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Вместе с тем эксперты и аналитики рынка сейчас не берутся давать какие-либо прогнозы по дальнейшему изменению рынка. Представить РАТЭК Антон Гуськов в беседе с РБК Life отмечает, что «ситуация на рынке, как и в экономке, сложная и практически непредсказуемая».

«Поэтому мы со своей стороны сейчас не делаем каких-либо долгосрочных прогнозов» — подытоживает собеседник.

По данным маркетплейса Wildberries, россияне продолжают проявлять все больше интереса к китайским производителям смартфонов. Согласно данным компании за 2022 год, в пятерку самых востребованных на их площадке брендов вошли смартфоны четырех китайских марок: Xiaomi (23% от общего объема продаж в данной категории товаров), Realme (12% от общего объема продаж в данной категории товаров), Poco (12%) и Tecno (5%).

Поделиться
Авторы
Теги