«Черная пятница» в России в 2023 году: даты, товары, скидки

. История появления, акции и советы, как сэкономить

«Черная пятница» стартует в России 23 ноября и продлится три дня

Обновлено 22 ноября 2023, 06:44
Shutterstock
Фото: Shutterstock

«Черная пятница» — это масштабная акция, во время которой продавцы снижают цены на товары. В США она начинается после Дня благодарения, который традиционно празднуют в последний четверг ноября. Шопоголики с нетерпением ждут распродажи, чтобы выгодно приобрести нужные (а часто и ненужные) вещи. РБК Life рассказывает, почему пятницу называют «черной» и как можно сэкономить в этот день.

Когда в 2023-м будет «черная пятница» в России

  • Начало: 23 ноября (четверг) в 00:00 по Москве.
  • Окончание: 26 ноября (воскресенье) в 23:59 по Москве.

В 2023-м в России «черная пятница» начнется в ночь с 23 на 24 ноября. Продолжительность акции зависит от конкретного продавца: обычно это 3-4 дня. Приобрести товары по ценам «черной пятницы» чаще всего можно до воскресенья.

Некоторые интернет-магазины начинают акцию намного раньше общепринятого старта «черной пятницы». Большинство маркетплейсов предлагает скидки на товары весь ноябрь. Однако самую большую выгоду от покупок обещают именно в последнюю пятницу ноября.

В чем суть «черной пятницы»

«Черная пятница» — это следующий день после Дня благодарения в США (последний четверг ноября). В 2023-м его отмечают 23 ноября. После праздника у американцев традиционно стартуют рождественские распродажи: магазины предлагают скидки на товары, чтобы привлечь покупателей.

Термин «черная пятница» вначале имел мрачное значение. Впервые его использовали в 1869-м, когда финансисты с Уолл-стрит Джей Гулд и Джим Фиск скупили национальное золото, планируя перепродать его по выгодной цене и на этом заработать. 24 сентября, в пятницу, заговор раскрыли, вмешался президент Улисс Грант, фондовый рынок обвалился, а миллионы американцев разорились [1].

О происхождении «черной пятницы» как о дне прибыли также есть красивая, но недостоверная легенда. Раньше бухгалтеры отмечали убыток красными чернилами, а прибыль — черными [2]. Якобы весь год продавцы работали с убытками (красный цвет) и только после Дня благодарения выходили на прибыль (черный цвет). В английском даже есть идиома in the black — финансово успешный, прибыльный [3].

Lex Zea / Keystone Press Agency / Global Look Press
Фото: Lex Zea / Keystone Press Agency / Global Look Press

Настоящая история происхождения «черной пятницы» отсылает к середине XX века. В Филадельфии термин использовали полицейские, чтобы описать хаос, который начинался после Дня благодарения и длился до ежегодного субботнего матча по американскому футболу между армией и флотом (The Army-Navy game). Огромное количество туристов и болельщиков приезжало в город, чтобы приобрести праздничные товары и посетить соревнование: на дорогах были пробки, начинались беспорядки, из-за этого сотрудники правоохранительных органов не могли взять выходной и перерабатывали [1].

К 1961 году словосочетание «черная пятница» так прижилось в Филадельфии, что торговцы пытались безуспешно переименовать день в «большую пятницу», чтобы избавится от негативного контекста [4].

Только в конце 1980-х американские ретейлеры превратили «черную пятницу» в акцию, которая сегодня известна во всем мире. Теперь это долгожданное событие для любителей шопинга. В допандемийном 2019 году жители США потратили на покупки в интернете рекордные $7,4 млрд. Сумма уступает только «киберпонедельнику» 2018-го, когда американцы потратили на покупки $7,9 млрд.

«Черная пятница» популярна и в России. По данным 2021 года, 14% жителей страны не пропускают ни одну из них. Больше всего любителей «черной пятницы» живет в Петербурге (23%).

В 2022-м, по данным Wildberries, участники «Черной пятницы» заказали на сайте товары на общую сумму около 106,4 млрд руб. Жители Санкт-Петербурга потратили во время распродажи 4,7 млрд руб. — вдвое больше, чем в предыдущем году.

Скидки в «черную пятницу»: список акций

Приобрести товары со скидками можно в розничных магазинах и онлайн. На большинстве маркетплейсов есть специальные страницы «черной пятницы».

  • «Озон». «Черная пятница» на маркетплейсе началась сразу же после распродажи 11.11 и продлится до 30 ноября 2023 года.
  • «Яндекс.Маркет». Распродажа пройдет с 23 по 25 ноября.
  • Wildberries. Акция продлится до 26 ноября. Маркетплейс обещает скидки до 90%.
  • AliExpress. В 2023 году распродажа будет длиться семь дней — с 23 по 29 ноября.
  • DNS. Скидки на «черную пятницу» действуют с 17 ноября по 4 декабря.
  • «Ситилинк». До 30 ноября действуют скидки до 70% на электронику, бытовую, офисную технику и другие товары.
  • Lamoda. При покупке до 30 ноября одежды или аксессуаров на сумму от 5 тыс. руб. есть возможность выиграть призы.
  • «Л'Этуаль». Акция проходит с 27 октября по 30 ноября. При заказе в интернет-магазине с промокодом «СУПЕР!» можно получить дополнительную скидку.
  • «Золотое яблоко». С 20 по 30 ноября действуют скидки до 70% на косметику, парфюмерию, аксессуары и другие товары.

«Черная пятница»: советы

1. Определите бюджет

Обозначьте, сколько вы готовы потратить на покупку товаров: старайтесь не выходить за рамки. Можно установить лимит на карте или оставить на ней только ту сумму, которую можно потратить.

По результатам исследования Ozon, треть россиян в «черную пятницу» тратят от 10 до 20 тыс. руб., столько же — от 20 до 30 тыс. При этом большинство опрошенных копят на акцию: 13% делают сбережения в течение всего года, 44% начинают откладывать деньги за месяц-два до распродажи.

2. Составьте список покупок

Подумайте, какие товары и услуги вам нужно приобрести. Именно с них стоит начать список. «Хотелки» и спонтанные покупки лучше делать, если у вас останутся свободные деньги, выделенные на «черную пятницу».

По результатам опроса 2021-го года, чаще всего на больших распродажах россияне покупают:

  • мелкую бытовую технику — 32%;
  • одежду — 30%;
  • товары для дома — 27%;
  • обувь — 25%;
  • гаджеты — 24%.

Аналитики Ozon отметили, что каждый пятый россиянин старается закупиться впрок. Чаще всего это запасы товаров для дома, подарки, одежда и обувь.

3. Сравните цены у разных продавцов

Цена на один и тот же товар может отличаться в зависимости от продавца. Перед покупкой лучше найти несколько предложений, чтобы совершить наиболее выгодную «сделку». Это можно сделать самостоятельно или воспользоваться специальным сайтом для сравнения цен и товаров, например, Price.

<p>Отличие цены на Apple iPhone 15 Pro Max в разных магазинах Москвы</p>
Фото: Price.ru

Отличие цены на Apple iPhone 15 Pro Max в разных магазинах Москвы

Размер скидки зависит от товарного сегмента: в каждом из них есть своя наценка и маржинальность (уровень заработка ретейлера). Например, в электронике маржинальность чаще всего не превышает 15%, поэтому большие скидки встречаются редко. А вот на одежде и аксессуарах продавцы могут заработать больше, из-за этого скидка до 90% вполне реальна.

Недобросовестные продавцы в погоне за выгодой сначала завышают цену на товар, а затем снижают ее. Получается «привлекательная» скидка, например, в 50%. Проверьте перед покупкой, сколько товар стоил неделю или месяц назад. Для этого можно посмотреть в поисковиках закешированную страницу со старыми данными.

Учтите, что некоторые онлайн-ретейлеры мешают поисковым роботам кешировать страницы, а также скрывают блоки с динамикой цен на время распродаж. Лучший совет — узнать стоимость интересующего товара до начала «черной пятницы».

4. Остерегайтесь мошенников

В преддверии «черной пятницы» активизируются злоумышленники: например, рассылают письма с фишинговыми ссылками на заманчивые предложения. Часто они ведут на копию известного интернет-магазина.

Простые советы, как не стать жертвой злоумышленников в «черную пятницу»:

  1. Не переходите по ссылкам в электронных письмах и не оплачивайте там товар. Возможно, это фишинговое письмо, с помощью которого мошенники хотят узнать данные вашей банковской карты.
  2. Помните, что мошенники могут создавать двойники популярных сайтов. Перед покупкой лучше проверить реквизиты компании: обычно злоумышленники их не указывают. Также обратите внимание на логотип, название сайта.
  3. Убедитесь, что на сайте есть SSL-сертификат, удостоверяющий подлинность ресурса: в таком случае адрес сайта будет начинаться с «https://». Если ресурс начинается с «http://» — это повод не доверять продавцу. Также если браузер обнаружит недействительный сертификат, рядом с адресной строкой появится значок «Не защищено» либо всплывающее окно с предупреждением.
  4. Используйте для онлайн-покупок мобильные приложения, скачанные по ссылке с официальной страницы торговой площадки.
  5. Специалисты Центрального банка советуют завести для онлайн-покупок специальную банковскую карту, например, виртуальную. Лучше привязать ее к отдельному счету, где не будет много средств. В этом случае мошенникам не удастся похитить средства с основного банковского счета.
  6. Помните, что продавцы не имеют права просить у вас ПИН-код банковской карты или номер CVV.

5. Используйте системы лояльности магазинов

Eduardo Parra / Keystone Press Agency / Global Look Press
Фото: Eduardo Parra / Keystone Press Agency / Global Look Press

Многие популярные сайты для онлайн-шопинга предоставляют карты лояльности, дополнительные баллы или кешбэк от покупки. Перед приобретением товара войдите в личный кабинет, чтобы вернуть часть средств от покупки.

Другие акции и распродажи в России

  • 11.11. Название акция получила по дате проведения — 11 ноября: в Китае в этот день празднуют День холостяка. В 2009-м провести распродажу придумал Дэниэл Чжан, CEO холдинга Alibaba Group (компании принадлежат Alibaba.com и AliExpress). Акция стала невероятно популярна в Китае, затем ее переняли и в других странах.
  • «Киберпонедельник». За рубежом крупнейшая онлайн-распродажа начинается в первый понедельник после «черной пятницы». Российские интернет-магазины взяли за основу эту идею, но проводят «киберпонедельник» в другие даты. В 2024-м акция пройдет 29 января [5].
  • Новогодние скидки. До и после 1 января ретейлеры устраивают различные акции и распродажи, чтобы подстегнуть покупателей приобрести товар.
  • Праздничные распродажи на 8 Марта и 23 февраля. В гендерные праздники магазины часто предлагают скидки на подарки. Обычно распродажи начинаются за неделю до дня Х.
  • Акции к 1 сентября. Ко Дню знаний некоторые магазины снижают цены на канцтовары, вещи и гаджеты. Правда, эксперты предупреждают, что спрос на цифровую технику в сентябре огромный. Продавцы могут искусственно завышать стоимость, чтобы потом якобы сделать скидку. Если хотите купить телефон или компьютер, лучше сделать это за месяц до учебного года.
Поделиться
Авторы
Теги