Картину Клода Моне облили пюре. Это не первый случай подобного вандализма

. Чем и почему уничтожали дорогие произведения искусства
Обновлено 28 октября 2022, 09:49
Активисты Letzte Generation у картины Клода Моне 
Фото: letztegeneration.de

Активисты Letzte Generation у картины Клода Моне

Экоактивисты Letzte Generation в Германии облили картофельным пюре картину из серии «Стога сена» Клода Моне. Неделей ранее в лондонской Национальной галерее участницы движения Just Stop Oil залили томатным супом знаменитую картину Ван Гога «Подсолнухи», после чего приклеили себя суперклеем к стене — и все ради того, чтобы привлечь внимание к последствиям добычи нефти. К счастью, картина находилась под защитным стеклом и от действий девушек пострадала лишь рама, но история помнит случаи, когда произведениям искусства везло гораздо меньше. РБК Life собрал самые неординарные из них.

«Венера с зеркалом» Диего Веласкеса

Поврежденная «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса
Фото: Wikipedia

Поврежденная «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса

Стены лондонской Национальной галереи помнят еще одно покушение на произведение искусства. В 1914 году британская суфражистка Мэри Ричардсон порезала тесаком картину Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» 1647–1651 годов создания. Прежде чем буйную женщину смогли остановить, она успела нанести по картине целых восемь ударов, и если первый расколол защитное стекло, то последующие семь оставили «шрамы» на изящной спине Венеры.

В объяснении Ричардсон сказала, что таким образом выразила протест против ареста подруги — общественной и политической деятельницы, защитницы прав женщин Эммелин Панкхерст. «Я пыталась уничтожить изображение самой прекрасной женщины в мифологической истории в знак протеста против уничтожения правительством самой прекрасной женщины в современной истории».

Суд не оценил благородных мотивов женщины и приговорил ее к 18 месяцам каторжных работ. Однако Ричардсон в поступке не раскаялась, а, наоборот, сделала его своей фишкой, в 1953 году выпустив в свет книгу «Сопротивление со смехом. Автобиография воинственной суфражистки, исполосовавшей знаменитую Венеру Рокби в Национальной галерее!».

«Белый супрематический крест» Казимира Малевича

«Белый супрематический крест» со значком доллара, нанесенным вандалом
Фото: stedelijk.nl

«Белый супрематический крест» со значком доллара, нанесенным вандалом

Еще один варварский инцидент с картиной произошел в 1997 году в Стеделийк-музее в Амстердаме. Тогда один из лидеров московского акционизма Александр Бренер нарисовал знак доллара на полотне «Белый супрематический крест» Казимира Малевича. В этот раз мотивом хулигана было самовыражение: на суде он заявил, что сделал это c целью вступить в диалог со знаменитым супрематистом, а доллар поверх креста в его интерпретации обозначает протест против коммерции и коррупции в мире искусства.

Судья не счел такую жажду самовыражения достойным аргументом для порчи полотна и приговорил Бренера к пяти месяцам тюрьмы. Картину тем временем успешно восстановили. В 2019 году «Супрематическая композиция» Малевича ушла с молотка аукциона Christie's за $85,8 млн, став самым дорогим произведением русского искусства, когда-либо проданным на торгах.

«Без названия» JonOne

Работа художника JonOne, пострадавшая от рук посетителей галереи в Сеуле в 2021 году 
Фото: Minwoo Park / Reuters

Работа художника JonOne, пострадавшая от рук посетителей галереи в Сеуле в 2021 году

В 2021 году в Сеуле произошло недоразумение между организаторами выставки и парочкой, которая пришла полюбоваться картинами, а в результате испортила безымянную работу американского граффитиста JonOne стоимостью более $400 тыс. Молодые люди увидели единственное произведение без рамы и лежащие рядом с ним кисти и краски и, решив, что их приглашают поучаствовать в творческом перформансе, оставили на полотне несколько мазков. Каково же было удивление охранников, которые наблюдали за процессом посредством камер видеонаблюдения.

«Художников» задержали, объяснив им, что оставленные на полу инструменты — часть арт-объекта, а без рамки картина была из-за своего большого размера. Инцидент разрешился мирно: пару отпустили, а у работы JonOne поставили предупреждающую табличку. Стали ли восстанавливать картину, неизвестно. Мазки посетителей выставки едва ли можно было различить, а некоторые даже пришли к мнению, что они только пошли на пользу оригиналу.

«Три фигуры» Анны Лепорской

<p>&laquo;Три фигуры&raquo; Анны Лепорской с пририсованными шариковой ручкой глазами&nbsp;</p>
Фото: theartnewspaper.ru

«Три фигуры» Анны Лепорской с пририсованными шариковой ручкой глазами

Еще одной жертвой недопонимания стала картина ученицы Малевича Анны Лепорской «Три фигуры», стоимость которой оценивается в 75 млн руб. Охранник Ельцин-центра, где временно выставлялось полотно, пририсовал фигурам глаза шариковой ручкой, так как его об этом попросили пришедшие на выставку школьники.

«Смотрю: стоят ребятишки лет 16–17, обсуждают, почему нет глаз, рта! <...> В компании были девчонки, они и попросили меня: «Нарисуйте глаза, вы ведь тут работаете». Я их спросил: «Это ваши работы?» Они: «Да». Дали мне ручку. Я нарисовал глаза. Я думал, это просто их детские рисунки!» — пояснил мужчина.

Охраннику назначили 180 часов обязательных работ, а также принудительное амбулаторное наблюдение у психиатра. Саму картину восстановили, несмотря на то, что чернила проникли в слои краски, а стоимость реставрационных работ оценили в 250 тыс. руб. С 20 октября по 19 февраля 2023 года «Три фигуры» будут экспонироваться в Еврейском музее в рамках выставки «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», которая ранее проходила в Ельцин-центре.

Скульптуры из хлеба Андрея Кузькина

Гигантские хлебные скульптуры&nbsp;Андрея Кузькина
Фото: safmuseum.org

Гигантские хлебные скульптуры Андрея Кузькина

В 2010 году студент Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Ян Пищиков протаранил на внедорожнике витрину галереи Stella Art Foundation в Москве, в результате чего помещение залило водой и заволокло паром, а одну из знаменитых хлебных скульптур Андрея Кузькина, представленных в рамках выставки «Герои левитации», впечатало в стену мощной ударной волной.

Сначала Пищиков объяснил произошедшее тем, что сел за руль недавно и перепутал педали газа и тормоза, но в итоге выяснилось, что это было не ДТП, а запланированный и запечатленный на камеру перформанс — чтобы сдать зачет по предмету «видеоарт». Истинный мотив вскрылся после того, как журналисты заметили приставленные к витрине галереи мостки, по которым и въезжал внедорожник. Водитель предложил владельцам галереи возместить ущерб, а разрушенную скульптуру Кузькина назвал «подпорченной, что не страшно». Позже «Герои левитации» из хлебного мякиша выставлялись в Италии.

Поделиться
Авторы
Теги