Анни Эрно — лауреат Нобелевской премии по литературе. Что мы о ней знаем

. Французская писательница, по роману которой снят фильм «Событие»
Обновлено 06 октября 2022, 13:57
Horst Galuschka / dpa / Global Look Press
Horst Galuschka / dpa / Global Look Press

Французская писательница Анни Эрно получила Нобелевскую премию по литературе «за мужество и клиническую остроту, с которыми она раскрывает корни, отчужденность и коллективные ограничения личной памяти». По этому случаю РБК Life рассказывает главное из ее биографии.

Анни Эрно родилась 1 сентября 1940 года в Лилльбонне. Росла в Ивто (Нормандия) в семье владельца кафе и продуктового магазина. Обучение проходила в Университете Руана, затем в Бордо, и получила степень по современной литературе и педагогике. Какое-то время работала над дипломом о творчестве Пьера де Мариво, но не закончила его.

В начале 1970-х Эрно преподавала в Бонневильском лицее, затем в колледже Эвир в Анси-ле-Вье и в Понтуазе.

Литературную карьеру начала в 1974 году с автобиографического романа «Les Armoires vides» («Пустые шкафы»), а через десять лет получила премию Теофраста Ренодо за другую автобиографическую работу «La Place», посвященную своим отношениям с отцом и переезду из маленького французского городка прямиком во взрослую жизнь вдали от родителей.

Роман «La Place» небольшой: всего на сотне страниц Эрно поместила бесстрастный портрет своего отца и всей социальной среды, которая сформировала ее личность. Но уже здесь ярко видна ее сдержанная эстетика и прозрачный стиль. Он присутствует в серии автобиографических прозаических произведений, уводя их качественно дальше от воображаемых миров художественной литературы. Если и встречается повествовательный голос, то слышится он нейтрально и максимально обезличенно, пишут рецензенты на сайте Нобелевской премии.

Эрно позволяет себе размышления о ее писательстве, в которых дистанцируется от «поэзии памяти» и защищает une ecriture plate: плоское письмо, концепция которого связана с литературным направлением «новый роман» (le nouveau roman), возникшим во Франции в 1950-х годах, и со стремлением к тому, что Ролан Барт назвал «нулевой степенью письма».

Однако в языке Эрно есть и важное политическое измерение. Ее стиль всегда омрачен чувством предательства того социального класса, из которого она вышла. Она сама призналась однажды, что проза — это политический акт, открывающий глаза на социальное неравенство. И для этого Эрно использует язык как «нож», чтобы разорвать пелену воображения. В этом жестоком, но целомудренном стремлении раскрыть правду она также предстает наследницей Жан-Жака Руссо.

Jan Woitas / dpa / Global Look Press
Jan Woitas / dpa / Global Look Press

Эрно написала больше 20 романов, еще в самом начале карьеры отказавшись от художественной литературы в пользу осмысления собственной биографии. В ее работах сочетаются исторический и индивидуальный опыт: Эрно описывает жизнь своих родителей, подростковые годы, брак, страстный роман с мужчиной из Восточной Европы, смерть матери, рак молочной железы.

«Все книги Эрно — автобиографические. В каждой описывается ее личный, всегда болезненный и даже травматичный опыт. Эти тексты — своего рода терапевтические письма, с помощью которых (и она не раз об этом говорит) Эрно проживает события, интериоризирует опыт, отпускает боль. При этом в ее произведениях очень мощная художественная составляющая, на всех уровнях. Ее излюбленный прием — резко перемещаться из прошлого, из описания воспоминаний, в настоящий момент, прямо туда, где она сидит и пишет книгу. Вот такие хронотопические скачки не дают расслабиться, это не «комфортное» чтиво, ты в постоянном тонусе, постоянно меняешь ракурс и фокус».

Мария Красовицкаяпереводчик романов Эрно «Событие» и «Женщина», для издательства No Kidding Press

«Женщина», «Место мужчины» и «Обыкновенная страсть» были отмечены изданием The New York Times. Также «Женщина» стала финалистом книжной премии Los Angeles Times. Роман «Стыд» был назван еженедельником Publishers лучшей книгой 1998 года, а «Я остаюсь во тьме» — лучшими мемуарами 1999 года по версии Washington Post. А «Владение» вошло в десятку лучших книг 2008 года по версии журнала More Magazine.

По роману «Событие» 2000 года режиссер Одри Диван сняла одноименный фильм. В 2021 году картина получила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. В романе изложена история, произошедшая с Эрно в 1963 году, когда она обнаружила, что беременна, живя в стране, где аборты на тот момент были запрещены. Несколько месяцев она провела в стрессе, скрывая беременность от родителей, пытаясь найти помощь у знакомых врачей и даже сделать аборт вязальной спицей. Детали тех времен Эрно воссоздавала, опираясь на свои дневниковые записи.

Исторические мемуары Эрно 2008 года Les Annees («Годы») были благосклонно приняты критиками во Франции и даже считаются ее величайшим произведением. Эрно впервые пишет о себе в третьем лице («она») и раскрывает взгляд на французское общество периода от конца Второй мировой войны и до начала 2000-х годов. Это трогательная социальная история женщины и обретающего себя заново общества. «Годы» получили премию Франсуа Мориака и Маргерит Дюрас в 2008-м. Переведенный на английский язык Элисон Л. Стрейер, роман стал финалистом 31-й ежегодной премии франко-американского фонда переводов. Кроме того, за книгу «Годы» Эрно была номинирована на Международную Букеровскую премию.

Отмечая заслуги французской писательницы, Нобелевский комитет указал: «Анни Эрно явно верит в освобождающую силу письма. Ее работы бескомпромиссны и написаны простым языком. И когда она с большим мужеством и клинической остротой раскрывает агонию опыта: описывая стыд, унижение, ревность или неспособность увидеть, кто мы есть, она достигает выдающихся высот».

Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги
Автор не указан