Как цифровые технологии смогут трансформировать франчайзинг в России

Обновлено 25 апреля 2024, 08:02
пресс-служба Scale IT
Фото: пресс-служба Scale IT

Франчайзинг в России продолжает быть одним из ключевых двигателей экономики, предоставляя предпринимателям возможности для масштабирования успешных бизнес-моделей. Рост франчайзингового рынка в стране составляет от 18 до 25% ежегодно. В 2023 году, по данным Franshisa.ru, число франчайзеров в России составило 3249, что на 5% больше по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, к 2025 году ожидается, что общее количество франчайзи может превысить 200 тыс., преимущественно за счет микро- и малых предприятий. Оборот рынка по итогам 2023 года достиг 2,9 трлн руб., а число занятых в секторе выросло на 12%, до 1,38 млн человек.

Рынок франчайзинга в России продолжает расти несмотря на уход иностранных франшиз после введенных западными странами санкций. «Этот рост обеспечивается за счет предпринимателей, которые решили запускать бизнес по модели франчайзинга, — комментирует Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга. — Мы ставим амбициозные цели по расширению сети франчайзи до 300 тыс. точек к 2040 году».

Правовые и экономические риски

Основной проблемой развития рынка франчайзинга в России участники рынка называют нехватку развитых правовых механизмов для регулирования отношений между франчайзерами и франчайзи.

Правовая неопределенность создает риски для предпринимателей, сталкивающихся с «пустыми» франшизами, которые часто предлагаются с привлекательными маркетинговыми слоганами, но без реального содержания и четкого описания условий и рисков. Не только сами франчайзи, но также Федеральная налоговая служба (ФНС) выражают опасения относительно того, как франчайзинговые сделки могут быть использованы для фрагментации бизнеса и уклонения от уплаты налогов. Эта ситуация подчеркивает необходимость усиления правового регулирования на данном рынке, считает председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский. «Эта история уже давно назрела, потому что в основном с франчайзингом связаны крупные агрегаторы, которые просто размещают франшизу на своих сайтах и ждут того, кто больше заплатит. Туда могут зайти совершенно любые компании — одни могут быть с хорошими намерениями, а другие нацелены лишь на то, чтобы получить паушальный взнос», — говорит эксперт.

Высокие издержки на юридическое сопровождение сделок также являются значительной проблемой, ограничивая доступ на рынок, особенно для малых предприятий. Услуги юриста по выявлению и оформлению результатов интеллектуальной деятельности могут стоить от 200 тыс. до 250 тыс. руб., составление договора коммерческой концессии обойдется еще в 150–200 тыс. руб.

Цифровое решение

25 апреля состоялось знаковое событие в сфере франчайзинга — первая на евразийском пространстве цифровая сделка по покупке-продаже франшизы, осуществленная на платформе Scale IT. В качестве продавца выступила компания ONE PRICE COFFEE — российская федеральная сеть кофеен, под брендом которой работает свыше 400 заведений более чем в 60 городах России.

Платформа Scale IT предоставляет полный цикл создания, покупки и продажи франшиз на базе блокчейн-технологий. Использование последних позволяет проводить идентификацию, «упаковку» и передачу интеллектуальных прав, сокращая необходимость во внешних юридических и консультационных услугах. Все ключевые данные фиксируются в распределенном реестре РЦИС.РФ в соответствии с российским законодательством.

«Сложно переоценить влияние цифровой сделки на франчайзинг. Она делает рынок прозрачным, мошеннические сделки можно будет превентивно исключить на начальном этапе, а значит, доверие сторон будет укреплено», — комментирует основатель компании «Франчайзинг-Интеллект» Юлия Богушевская. «Модель своего рода «сайта знакомств» позволит франчайзерам и франчайзи находить друг друга, проверять историю и документы, оформлять отношения по принципу «одного окна», а главное — сбережет драгоценное время обеих сторон», — добавляет директор по цифровым технологиям и электронной торговле ресторанов «Кофемания» Ренат Салихов.

По словам председателя РЦИС Андрея Кричевского, сделка ONE PRICE COFFEE на Scale IT привлечет к платформе внимание как франчайзеров, так и франчайзи. «Франчайзинговый договор — это сложная юридическая конструкция. И именно в этой области деловая практика сплошь и рядом давала сбой. Это вполне объяснимо, ведь малый и средний бизнес не располагает ни ресурсами, ни компетенциями для длительной подготовки сделок, напряженной работы с юридическими документами, анализа всех нюансов соглашений. Scale IT, как и любое LegalTech-решение, устраняет эту проблему. Вместо изнурительной проверки добросовестности — блокчейн, вместо дорогостоящих юридических услуг — алгоритм платформы, позволяющий договориться об адекватных условиях сделки», — отметил он.

Основатель ONE PRICE COFFEE Сергей Румянцев отметил, что участие компании в качестве первопроходца в первой цифровой сделке еще раз подтверждает высокую степень проработки предлагаемой модели франшизы, честность подтвержденных расчетов и уверенность в предлагаемом продукте. «Цифровые сделки в сфере франчайзинга стали логичным ответом на потребности рынка, — добавляет президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС), зампред комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Сергей Матвеев. — Коммерческая концессия является эффективным инструментом для масштабирования бизнеса и расширения его географии».

Кроме того, продажа франшизы с помощью блокчейн-технологий может поддержать тренд на развитие малых городов, считает Юрий Михайличенко. Благодаря цифровым платформам процесс заключения договоров становится максимально прозрачным и доступным, что важно для развития бизнеса в регионах, соглашается Владимир Жиганов, руководитель международной сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия». «Франшизы теперь могут распространяться за пределы крупных метрополий, стимулируя экономическое развитие по всей стране», — комментирует эксперт.

Перспективы развития

Эксперты предвидят дальнейшую цифровизацию отрасли. «Цифровизация является общим трендом. Франшизы активно интегрируют ее в свои продукты — от обучения команды до программного обеспечения и систем оценки качества и сервиса. Это прекрасно, что теперь цифровизация затрагивает процессы, которые ранее были скрыты от глаз конечного потребителя, но значительно облегчают жизнь как правообладателей, так и франчайзи», — отмечает сооснователь «BeautyКафедра» Анастасия Машеро.

Василий Михайлов, основатель сети парикмахерских «Супермен» и COLBA, ожидает, что рынок франчайзинга вырастет в два-три раза в ближайшие пять лет, и подчеркивает, что его систематизация крайне важна для изменения восприятия франчайзинга как успешной бизнес-модели.

В свою очередь, Мария Кизима, соучредитель платформы Scale IT, подчеркнула важность цифровизации для поддержки малого и среднего бизнеса: «Переход к цифровым технологиям значительно упрощает процессы открытия и управления бизнесом, что особенно важно в условиях активной государственной поддержки этого сектора предпринимательства». Передача опыта и масштабирование сетей через цифровые решения облегчают вход новых игроков на рынок и способствуют глобальной экспансии российских брендов. Это создает новые возможности для роста и развития в региональных и международных масштабах, делая франчайзинг одним из ключевых инструментов экономического развития страны.

Сергей Румянцев отмечает, что потенциальные партнеры будут больше обращаться к проверенным компаниям, которые уверены в качестве своей франшизы и которые, подтверждая это, дают возможность приобрести франшизу в том числе и по цифровой сделке. «Хороший тренд на рост франшиз дает толчок развитию малого бизнеса. А франшиза — это надежный и быстрый старт в мире предпринимательства», — заключает эксперт.

Цифровые сделки — это давно ожидаемый участниками франчайзингового рынка шаг, — говорит основатель сети образовательных центров «Полиглотики» Елена Иванова. «Современная цифровизация привела к росту требований как у потребителей, так и у продавцов. С вводом в повседневную жизнь цифровых подписей, электронных госуслуг, единых окон взаимодействия с ведомствами рынок франчайзинга тоже должен прийти к этому универсальному решению — единой цифровой платформе, объединяющей множество сервисов», — заключает эксперт.

Поделиться