Как российские компании планируют подвинуть Microsoft
Почему ряд крупных IT-компаний сосредоточился на разработке суперприложений, рассказал генеральный директор компании IVA Technologies Станислав Иодковский
— Как можно сегодня наиболее полно охарактеризовать рынок корпоративных коммуникаций?
— Мировой рынок корпоративных коммуникаций, согласно данным Precedence Research, сейчас растет в среднем на 17% ежегодно и в 2024 году превысит $143 млрд. Российский рынок корпоративных коммуникаций в 2023 году составил 81 млрд руб., по оценке аналитиков J'son & Partners Consulting.
В целом глобальный рынок очень изменчив. Если сравнить 2021 и 2023 годы, мы увидим разных игроков. Есть бренды, которые плохо известны даже профессиональному сообществу, а есть те, что на слуху у всех, например Zoom.
Главный мировой тренд — стремление буквально всех игроков максимально унифицировать коммуникацию для своих пользователей и попытка подвинуть гигантов, в первую очередь Microsoft и Cisco. Специфика российского сегмента дополняется такими критериями, как международные санкции, требование законодательства по импортозамещению и соответствие нормам информационной безопасности. С 2014 года на государственном уровне были запущены проекты по импортозамещению, и уже к началу второго десятилетия появились первые практические решения. А сегодня, с учетом всех обстоятельств, доля отечественных разработчиков на российском рынке достигает почти 50% и, по нашим прогнозам и прогнозам аналитиков, она будет только расти.
— Экономические санкции стали основными драйверами роста?
— Для российского сегмента корпоративных коммуникаций, да и всего IT, это действительно во многом так. Но сами корпоративные коммуникации и, в частности, организация видеоконференций (ВКС) начали бурно развиваться еще в пандемию COVID-19, когда технология видеосвязи стала востребованной для многих компаний. Аналогично с корпоративными мессенджерами: благоприятной почвой для их дальнейшего развития стал уход весной 2022 года с российского рынка иностранных компаний.
Тут важно понимать, что без активности самих российских разработчиков развития бы не было. Наша компания начала работу в 2017 году, и к 2020-му мы имели в активе конкурентоспособные и технологичные продукты, которые покупали не только госкорпорации, но и частные компании.
Думаю, с учетом текущих факторов еще примерно на три года мы сохраним ускоренные темпы роста, а это где-то в полтора раза выше рынка. И, чтобы поддерживать высокие темпы роста в будущем, мы уже сейчас работаем на долгосрочную перспективу, ориентируясь на тренды: повышение качества продуктов и массовое внедрение технологий искусственного интеллекта, новые стратегии продаж, усиление команд разработки и каналов сбыта.
— Участники рынка цифровых корпоративных коммуникаций сегодня сосредоточены на создании собственных экосистем — суперприложений. Зачем они нужны?
— Посмотрим на ситуацию глазами потребителя. У многих есть привычные продукты Microsoft, задающие стандарты качества. В одном окне у пользователя почта, мессенджер, постановщик и контроллер задач, видеоконференция, обмен документами, единый календарь для всех приложений и т.д. Сейчас российскому рынку нужны аналогичные отечественные продукты.
Если изучить реестры Минцифры, в них сегодня мы найдем более 20 платформ видеоконференций, около 30 разных мессенджеров, до двух десятков почтовых приложений. Любой крупный заказчик желает иметь российский аналог Microsoft, а в итоге получает набор никак не связанных между собой приложений, что на практике оборачивается эксплуатационным адом. Просто пример: сотрудники собрались на видеоконференцию, а почта или приложение для обмена внутренними документами у них от других разработчиков, одновременно пользоваться онлайн этим набором сервисов зачастую очень трудно или невозможно.
В идеале должен быть один сценарий поведения пользователей, для его исполнения и нужны суперприложения. Они позволяют из одного мессенджера получить доступ буквально ко всем информационным системам компании: найти необходимые документы, поставить задачу и организовать контроль ее выполнения, созвониться по видео. Такое суперприложение должно быть простым в управлении и помогать в работе, а не вызывать у пользователя или руководителя когнитивный диссонанс. Кто сегодня создаст такой унифицированный продукт и подвинет транснациональные IT-корпорации, тот и станет на долгие годы лидером в России.
— Сколько российских игроков сейчас разрабатывает собственные экосистемы?
— Именно в сегменте суперприложений мы видим трех-четырех игроков. Это наши прямые конкуренты. Если же брать отдельный востребованный функционал, например видеоконференции, то на пятки наступает уже с десяток компаний. Это и небольшие разработчики, и крупные корпорации, такие как ВК, «Яндекс» или «Сбер». Последние, правда, согласно нашим наблюдениям, пока больше ориентированы на собственную экосистему, а не на внешних заказчиков.
Нас такая конкуренция мотивирует. Это соревновательный процесс, позволяющий всем участникам рынка становиться сильнее. Монополии здесь быть не должно, иначе рынок станет инертным.
При оценке рынка надо учитывать еще и наличие большого числа ВКС-сервисов, базирующихся на открытых платформах (open source) — общедоступных открытых программных кодах, — позволяющих разработчикам создавать новые продукты по принципу конструктора, отчего первичный вход на рынок стал намного проще. Однако для работы с крупными клиентами порог входа высокий: необходимо соответствовать большому количеству требований.
— Почему вы поступили иначе?
— Если вы взяли чужой программный код на миллион строк, его прежде всего надо изучить, погрузиться, понять архитектурные особенности. Сделать из такого кода на 100% многофункциональное приложение практически невозможно.
Поэтому мы предпочли создавать продукт с нуля, потратили больше времени и денег на разработку. Взамен получили, на наш взгляд, уникальный движок, наличие которого дает значимое технологическое преимущество. Мы можем оперативно изменять, дополнять и улучшать наш код, чтобы адаптироваться под самые последние запросы рынка, в отличие от тех компаний, которые используют open source движки и зависят от сторонних разработчиков. Этот движок также дает нам преимущество для создания собственного суперприложения. И теперь рынок рассудит, кто действительно талантлив как разработчик и кого можно считать технологическим лидером сегмента.
— Какие элементы вы планируете включать в разработку?
— Наша экосистема совмещает в себе существующие продукты, такие как видео-конференц-связь, мессенджер (здесь мы ориентируемся на пример корпоративного мессенджера Slack), телефонию, оконечное оборудование, инструменты на основе ИИ: например, стенограф, онлайн-переводчик или интеллектуальный помощник. Также наша экосистема будет дополнена новыми сервисами: почтой, единым календарем и т.д. Всем набором функций можно будет пользоваться из единого интерфейса. В новом суперприложении мы хотим дать своим клиентам возможность решать до 90% всех рабочих задач. Работаем на то, чтобы получилось даже круче, чем у сегодняшних мировых лидеров.
— Как убедить пользователей перейти с продуктов Microsoft и Zoom на российские разработки?
— Сейчас у IVA Technologies уже более 500 клиентов, в том числе крупнейшие компании российской экономики, которые, я надеюсь, будут рады приобрести у нас новые лицензии. По сути, это те, кто первым зашел в волну импортозамещения: для них особенно критичен вопрос безопасности данных, а также постоянная техподдержка, обновления.
Если рассуждать про дальнейшее привлечение новых b2b-пользователей, в частности, из малого и среднего бизнеса, у них, как правило, нет большого штата технических сотрудников. У таких компаний ключевую роль играет удобство внедрения продукта и легкость в эксплуатации.
На мой взгляд, сегодня пока ни одна из российских компаний не вывела на рынок суперприложение, которое полностью закрывает потребности бизнеса в области корпоративных коммуникаций. Значит, ниша свободна. Тот, кто первым пробежит эту дистанцию, станет законодателем мод.
В случае с b2c-клиентами ситуация иная. Физическим лицам суперприложение с большим функционалом зачастую не нужно. Им необходим надежный аналог Zoom, который можно было бы без проблем оплачивать в России. Такое приложение для видеоконференцсвязи станет популярным или если сам Zoom окончательно свернет свою деятельность и физически перестанет поставлять свой сервис в нашей стране, или если новый продукт будет технологичнее и свежее западного аналога. Тогда к нам перетечет большая аудитория не корпоративных клиентов. К этому мы и стремимся.