Где российские банки видят точки роста

Обновлено 22 апреля 2024, 07:01

Кредитование малого и среднего бизнеса, обслуживание внешнеэкономической деятельности и работа с цифровыми финансовыми активами станут основными драйверами роста банковского бизнеса в этом году

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Российский банковский сектор по итогам 2023 года продемонстрировал стремительный рост по всем показателям. По данным Банка России, прибыль достигла рекордных 3,3 трлн руб., что почти на 40% превышает результат докризисного 2021 года. Благодаря чему банковская индустрия сохранила устойчивость, какие перспективы ее дальнейшего развития — эти вопросы стали темами ключевой сессии конференции РБК «Банки. Трансформация. Экономика. 3.0», которая пройдет в Москве 9 апреля.

Как банковская система сохранила устойчивость

Прошедший год можно без преувеличения назвать самым успешным для банковской системы за всю историю: банки существенно нарастили свои активы и показали рекордную прибыль. Фактически в 2023 году мы увидели реванш сектора после стрессового 2022 года, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин.

По мнению вице-президента Ассоциации банков России Алексея Войлукова, высокая прибыль банковского сектора в 2023 году сложилась благодаря валютной переоценке, роспуску резервов кредитных организаций, которые были созданы с большим запасом, росту ипотечного портфеля, вызванному льготными программами, а также увеличению процентного дохода за счет того, что часть корпоративного портфеля была выдана по плавающей ставке.

Рекордный рост портфеля показали корпоративное кредитование — на 20,1%, а также ипотека — на 34,5%. Юрлица, как говорится в аналитических материалах Банка России, активно кредитовались в связи с процессами трансформации экономики и замещения внешнего долга внутренним, а также в рамках проектного финансирования строительства жилья. Ипотека же расцвела благодаря программам господдержки с низкими ставками, на которые пришлось 60% выдач: россияне вкладывались в недвижимость на фоне ослабления рубля и высоких инфляционных ожиданий, считают аналитики ЦБ.

Рентабельность балансового капитала банков также показала кратный рост — с 2% в 2022 году до 25% в 2023 году — благодаря уверенному восстановлению спроса на кредитование, отмечает первый зампред правления Росбанка Перизат Шайхина.

Впечатляющие результаты 2023 года во многом обусловлены реализацией отложенного спроса со стороны заемщиков при относительно комфортном уровне ключевой ставки после непростого 2022 года, считает управляющий директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов.

В целом российская банковская система демонстрирует высокий уровень устойчивости, говорит управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич: «За прошлый год банкам удалось как сократить размер открытой валютной позиции (несовпадение требований и обязательств в иностранной валюте. — «РБК Отрасли»), так и адаптироваться к жесткой денежно-кредитной политике (ДКП) ЦБ за счет наращивания активов с плавающими ставками». При этом кредитные риски на фоне продолжающегося роста экономики и регуляторного ужесточения, в частности ограничения выдач рискованных кредитов физлицам, по словам эксперта, остаются на низком уровне.

Почему банковский сектор ждет замедление

В этом году эксперты прогнозируют существенное замедление темпов роста российского банковского сектора. Показатели эффективности банковской деятельности будут зависеть от возможных корректировок и изменений макрофинансовой политики, говорит доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Эдуард Джагитян. По его словам, возможны сценарии, связанные с переоценкой активов банков, повышенной волатильностью обменного курса рубля, что будет создавать риски роста внутрибанковских издержек и ограничивать возможности по извлечению дополнительной прибыли. Также может возникнуть неопределенность с потребностями пополнения капитала, необходимого для укрепления кредитного потенциала и удовлетворения потребностей рынка в дополнительной ликвидности.

Аналитики ожидают умеренного снижения прибыли сегмента на фоне анонсов о поэтапной отмене нормативных послаблений со стороны Центробанка, а также о пересмотре ипотечных и льготных программ для широкого круга заемщиков со стороны Министерства финансов. Прибыль банковского сектора в 2024 году будет ниже, чем в прошедшем, прогнозирует Алексей Войлуков: «Если не будет радикальных потрясений на российском рынке, то банковский сектор сможет заработать 2–2,5 трлн руб.».

Ожидается увеличение стоимости кредитного риска и существенное снижение доходов от валютной переоценки по сравнению с 2023 годом, что повлияет на прибыльность сектора, добавляет Перизат Шайхина. Рост кредитных портфелей в 2024 году, как в розничном, так и в корпоративном сегментах, по ее словам, будет гораздо умереннее по сравнению с 2023 годом.

В 2024 году не будет столь мощной позитивной динамки кредитования, как в 2023 году, соглашается Руслан Коршунов. Помимо сокращения объема льготных ипотечных выдач, сдерживающими факторами станут ожидаемое введение макропруденциальных лимитов в ипотеке, а также усиление регуляторных мер в потребительском кредитовании. А сохраняющийся дефицит бюджета может привести к снижению объемов госфинансирования новых проектов, что отразится на корпоративном кредитовании. «В этой связи все сегменты покажут более скромные темпы прироста, чем в 2023 году, однако останутся двузначными: в корпоративных сегментах — 15–20%, а в рознице — 10–20%, в которой наиболее слабую динамику (8–10%) покажет потребительское кредитование», — говорит Руслан Коршунов.

Дмитрий Грицкевич в своих прогнозах менее оптимистичен. По его словам, темпы прироста ипотеки в связи с ужесточением параметров льготных госпрограмм замедлятся почти втрое, до 10–12%, а потребительского кредитования — из-за высоких ставок и ужесточения Банком России макропруденциальных лимитов — рухнут на порядок, до 2–4%.

Главный аналитик Совкомбанка Анна Землянова в свою очередь отмечает, что качество кредитного портфеля банков может незначительно ухудшиться, хотя и не будет критичным. «Банки могут немного нарастить отчисления в резервы», — считает она.

Какие пути развития для банков перспективны

Эксперты выделяют ряд сегментов, которые будут наиболее интересны в этом году для российских банков с точки зрения роста бизнеса.

Один из них — это кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) благодаря государственной поддержке отдельных отраслей и дальнейшему развитию импортозамещения, предполагает Перизат Шайхина: «Ожидается сохранение активных темпов роста кредитования МСБ, который продолжит занимать освободившиеся ниши российского рынка после ухода с него ряда зарубежных компаний». «Спрос на кредиты со стороны МСБ в 2024 году останется высоким», — подтверждает Руслан Коршунов.

Дмитрий Грицкевич также отмечает, что сохраняется спрос на корпоративное кредитование, при этом отдельный тренд — рост спроса на кредитование в юанях из-за высоких рублевых ставок. «По данным ЦБ, в четвертом квартале 2023 года около 87% новых выдач валютных кредитов были в юанях против 31% годом ранее, а их доля достигла 49% от всех валютных корпоративных кредитов», — говорит аналитик.

Работу с юанем перспективной считают и другие эксперты, причем не только в части кредитования. «Весь рынок ощущает, что кратко увеличился спрос на валютные операции в юанях», — отмечает Перизат Шайхина. Также, по ее словам, одним из приоритетов и зоной больших возможностей для крупных российских банков остается поиск способов обслуживания внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в твердых валютах. «Банки, которые найдут эффективные способы ведения ВЭД в рамках постоянно усиливающихся санкций, смогут занять основную часть данного рынка и существенно заработать на полученных преимуществах», — прогнозирует эксперт.

Еще одно важное направление развития банковского бизнеса в этом году — работа с цифровыми финансовыми активами (ЦФА). Использование ЦФА может упростить текущие транзакции с внешними партнерами, поясняет Анна Землянова, прежде всего это облегчит работу с дружественными для России странами, которые выпускают собственные ЦФА: например, Китаем и Индией. По мнению Перизат Шайхиной, в ближайшие несколько лет объем рынка ЦФА, с большой вероятностью, покажет кратный рост по находящимся в обращении инструментам.

Определенное конкурентное преимущество также получат банки, которые смогут адаптировать свои операционные модели к внедрению цифрового рубля по окончании пилотного проекта Банка России, считает Эдуард Джагитян. Такое преимущество будет обеспечиваться за счет снижения издержек банков по обслуживанию ими цифрового расчетно-денежного обращения, а также в силу эффективности и относительной простоты операционной инфраструктуры, доступной для различных групп потребителей финансовых продуктов и услуг.

С точки зрения председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, перспективны все сегменты, в которых банкам удастся добиться высокого технологического уровня: это позволяет использовать преимущества дистанционных продаж, расширять круг клиентов, сокращать время обслуживания, повышать его качество. При этом технологии дают возможность одновременно наращивать масштабы бизнеса и развивать индивидуальный подход к клиенту: можно сформировать персональное предложение на любом уровне — от выдачи потребительского кредита до управления капиталом.

Поделиться
Авторы
Теги