Почему электромобили в России ждет долгая дорога к массовому потребителю

Обновлено 27 марта 2024, 10:10

Продажи автомобилей с электродвигателями в России бьют рекорды, однако в ближайшие годы этот вид транспорта не сможет конкурировать с традиционным — на бензине и дизеле, считают эксперты

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Спрос на электрокары в России динамично растет. В 2023 году в стране было реализовано 14 тыс. авто на электрическом ходу, это в 4,7 раз больше, чем годом ранее, по данным «Автостата».

Ранее динамика продвижения электрокаров на российском рынке тоже была высокой, что, безусловно, объясняется еще и эффектом «низкой базы». Например, в 2022 году прирост их продаж составил 33% и достиг почти 3 тыс. единиц, в 2021-м спрос увеличился в 3,2 раза, до 2,25 тыс. единиц.

По подсчетам «Автостата», в пятерку самых популярных брендов электрокаров в России в настоящее время входят китайские марки Zeekr и Voyah, российская Evolute, немецкий Volkswagen и американская Tesla.

При этом продажи электрокаров на рынке новых автомобилей в России сейчас составляют всего 1,3%. В общем отечественном автопарке доля машин с электрическим приводом минимальна. По данным ГИБДД, к концу прошлого года всего на учете было зарегистрировано около 40 тыс. электромобилей, что составляет 0,07% от всех зарегистрированных легковых автомобилей в стране.

Глобальное торможение

Разгон продаж электромобилей в России совпадает с мировым трендом роста популярности этого вида автотранспорта. По данным британской консалтинговой компании Rho Motion, в 2023 году в мире было продано 9,5 млн автомобилей на электрической тяге, это на 31% больше, чем годом ранее.

Другие данные Rho Motion говорят о замедлении тренда. Еще в 2022 году прирост продаж был вдвое больше и составлял 60%, а в 2024-м прирост может упасть до 20%. В этом году доля чисто электрических машин в мировых продажах новых авто сократится до 14% по сравнению с 17% в 2023-м, по данным BloombergNEF.

Причина падения динамики в том, что в последние месяцы мировые компании hi-tech и автопроизводители демонстрируют снижение энтузиазма в отношении автомобилей такого типа. Например, Apple закрыла проект по разработке электромобиля, в который инвестировала последние десять лет. Aston Martin отложила дебют первого серийного электромобиля, отказалась от выпуска электрических кроссоверов и седана под суббрендом Lagonda. Руководство германской Mercedes-Benz отозвало ранее данное обещание в 2030 году полностью перейти на выпуск электрокаров и заявило о возобновлении исследовательской деятельности в области двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

При этом еще осенью 2022 года Еврокомиссия постановила, что с 2035-го в ЕС не будут продаваться автомобили с ДВС. Высока вероятность, что это решение в 2026 году будет пересматриваться, с такой инициативой выступает Германия.

Самая благоприятная ситуация для электромобилей сейчас в Китае. По прогнозу BloombergNEF, в текущем году здесь будет продано шесть из каждых десяти произведенных в мире машин с электродвигателем. Доля электрокаров на внутреннем китайском рынке новых авто в этом году достигнет 38%.

Торможение распространения электрокаров в мире связано с несколькими ключевыми причинами. Во-первых, электромобили все еще считаются сравнительно дорогой покупкой. В среднем они минимум на треть дороже, чем машины такого же класса с бензиновым или дизельным мотором. «Электромобили сейчас на рынке позиционируются как дорогие изделия, и для их продажи необходимо предоставление субсидий и дотаций со стороны правительства», — комментирует директор конструкторского бюро «Спектр» Владислав Давиденко.

Во-вторых, запас хода даже у самых продаваемых электромобилей не более 300–400 км, а до полной зарядки электрокару нужно несколько часов. В-третьих, развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей отстает от темпов их продаж во всем мире. Например, в США сейчас насчитывается около 40 тыс. быстрых зарядных станций, это в три раза меньше, чем необходимо стране уже сегодня.

Серьезным препятствием также служит сворачивание в ряде стран мер господдержки. Например, в Германии из-за экономических трудностей с начала текущего года прекращена выплата «экологического бонуса» в размере €4,5 тыс. каждому покупателю электромобиля. Бонусная программа работала с 2016 года, за семь лет из государственной казны ФРГ владельцам 2,1 млн автомобилей было выплачено порядка €10 млрд.

Государственные льготы

Производителям электромобилей удастся преодолеть трудности и постепенно наращивать свое присутствие на дорогах, в том числе в России, где продолжает действовать ряд существенных льгот для покупателей электрокаров, убеждены участники авторынка.

Прежде всего на собираемые в России электрокары полагается внушительная государственная субсидия — до 925 тыс. руб. (получает конечный приобретатель автомобиля), что сейчас может достигать почти трети розничной стоимости электромобиля.

Кроме того, владельцы электромашин в России сегодня освобождены от транспортного налога, имеют льготы при страховании ОСАГО, подчеркивает генеральный директор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Им также положены бесплатные парковочные места во многих городах, в том числе в столице, бесплатный проезд по ряду коммерческих трасс федерального значения и возможность бесплатно заряжать автомобили на определенных типах станций (к примеру, на сети энергозаправок «Энергия Москвы»).

Как и в других странах, в России фиксируется нехватка заправочных станций для электрокаров. Однако постепенно их число растет. Например, по заявлениям представителей департамента транспорта Москвы, сейчас в столице насчитывается более 3 тыс. электрических заправок, а к 2030 году их число планируется увеличить в десять раз, до 30 тыс. Всего, согласно принятой в 2021-м правительственной концепции развития в РФ автомобильного электротранспорта, к 2030 году в стране должно насчитываться минимум 72 тыс. зарядных станций. Эта же концепция ставит амбициозную задачу: через шесть лет среди всех производимых в РФ автомобилей доля электрокаров должна составлять не менее 10%.

Стремительный рост спроса на электрокары на российском рынке в первую очередь обусловлен поддержкой этого сегмента со стороны государства, констатирует Андрей Терлюкевич: «Так что вполне возможно, что к 2030 году доля электрокаров в общем объеме производства отечественных автомобилей действительно составит одну десятую».

Перспективы локализации

В настоящий момент в России производятся электромобили двух марок. Это столичный «Москвич» (модель «Москвич 3е»), а также выпускаемые в Липецке машины Evolute (седан i-Pro, кроссоверы i-Joy, i-Jet, i-Sky).

Пилотные партии электрокара Lada e-Largus в конце прошлого года начали выпускать в Тольятти на АвтоВАЗе, а на калининградском «Автоторе» приступили к сборке электроседана «Амберавто А5».

В середине следующего года «Москвич» планирует запустить массовое производство отечественного электрокара «Атом». В 2026-м на бывшем заводе Toyota под Санкт-Петербургом начать выпуск электрического кроссовера E-Neva намерен российский оборонный гигант «Алмаз-Антей».

По подсчетам правительства РФ, к 2030 году в стране будет выпускаться порядка 220 тыс. электромобилей в год. В то же время взят курс на серьезную локализацию этих моделей. Так, корпорация «Росатом» строит под Калининградом «гигафабрику», где ежегодно будут выпускать аккумуляторные батареи для 40–50 тыс. электрокаров, старт производства намечен на 2025 год. В Подмосковье «Росатом» строит еще один завод по выпуску аккумуляторных батарей; здесь же предположительно будут выпускаться и другие важные компоненты — электродвигатели, редукторы, силовая электроника.

Одна из ключевых сложностей, связанных с производством электрокаров в России, — растущая потребность в тяговых батареях. Это самый дорогой элемент в конструкции электромобиля — на него приходится примерно до 40% стоимости машины, отмечает Андрей Терлюкевич: «Прототип отечественного аккумулятора впервые был представлен в 2022 году, промышленное производство литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей для электромобилей начнется в Калининграде в 2025 году». При этом важно, что производители электромобилей в России показывают самые высокие темпы роста в отрасли. Так, «Моторинвест», владеющий брендом Evolute, планирует нарастить выпуск с 7,2 тыс. электромобилей в 2023 году до 12 тыс. в 2024-м и 18 тыс. в 2025 году, добавляет эксперт.

Постепенно будет снижаться и себестоимость электромобилей — за счет удешевления основных компонентов. К примеру, цена литий-ионных аккумуляторов за последние 14 лет упала более чем в десять раз. Сейчас она в среднем составляет менее $100 за 1 кВт*ч, по данным Benchmark Mineral Intelligence.

Аккумуляторные батареи и дальше будут падать в цене, а их эффективность, срок службы и скорость зарядки — увеличиваться, убежден основатель российской компании — производителя накопителей электроэнергии Volts Владимир Млынчик: «Популярность автомобилей на электрической тяге растет, увеличивается конкуренция среди их производителей, а также среди производителей зарядных станций, а вместе со спросом развиваются и распространяются технологии».

В пользу электромобилей говорит и тот факт, что они в целом надежнее автомобилей с ДВС. «Электрокары действительно реже ломаются, чем бензиновые или дизельные автомобили, поэтому требуют меньше затрат на обслуживание», — подчеркивает директор по маркетингу компании «Мир-Дистрибьютор» Дарья Сапунова. В качестве примера эксперт приводит отчеты ALD Lease Plan — международной лизинговой компании, имеющей 428 тыс. электромобилей и продолжающей увеличивать их долю в своем парке. По данным этих отчетов, основная причина отказов в автомобилях такого типа — механические повреждения вследствие аварий.

Прочие частые поломки электрокаров связаны с попаданием воды в корпус аккумуляторной батареи, электромотор или электронные компоненты, а также с программным обеспечением, особенно в моделях, перегруженных новыми технологиями, резюмирует Дарья Сапунова.

Поделиться