Эксперты назвали пять распространенных ошибок в планировании бизнеса

Обновлено 26 марта 2024, 14:12
Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

План необходим любому бизнесу — он позволяет понимать цели, к которым идет компания, и способы их достижения. Но иногда он оказывается оторванным от реальности. Почему это происходит и как избежать такого сценария? РБК и МегаФон ПроБизнес провели Business Talk для предпринимателей, где эксперты из разных отраслей обсудили, какие ошибки чаще всего допускают компании при планировании.

1. Нежелание корректировать планы

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Ответственному за планирование бывает сложно признать, что его план не сработал. В итоге вместо того, чтобы быстро спасать ситуацию, он тянет до последнего, пытаясь убедить себя и окружающих, что проблемы временные и скоро показатели сами вернутся к привычному уровню. Такое промедление может быть губительным бизнеса. Евгений Надоршин, экономист ПФ «Капитал», уверен: при появлении новых вводных нужно оперативно корректировать планы. При этом даже нестабильная экономическая ситуация не должна сильно сокращать горизонт планирования. Стратегия на квартал, а дальше «как пойдет» — не лучший вариант. Гораздо полезнее намечать цели хотя бы на полгода и при необходимости их корректировать.

2. Единоличное принятие решений

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

В некоторых компаниях утверждением планов занимается топ-менеджмент, а руководителям подразделений просто спускают цели. При этом рядовые сотрудники могут быть вообще не в курсе глобальных планов бизнеса. Это в корне неверно, считает Вадим Колпастиков, исполнительный директор Дивизиона «Малый и микробизнес» «Сбера». Для того чтобы система работала, руководству нужно подключать команду к составлению плана. Очень важно, чтобы все сотрудники, от которых зависит его выполнение, работали как единое целое. Для этого они должны понимать, что планы компании реалистичны и вытекают из текущих показателей бизнеса.

3. Отсутствие контроля

В процессе выполнения плана важно постоянно контролировать, насколько реальные показатели близки к плановым. Для этого бизнес должен быть «оцифрован», считает Надежда Касатикова, основательница бренда EN Beauty, выпускница МГИМО и Стэнфордской высшей школы бизнеса. Чтобы управлять компанией, нужно понимать эффективность каждого шага и иметь возможность измерить влияние тех или иных решений на показатели. Чем чаще бизнес смотрит на цифры, тем проще не пропустить момент, когда что-то пойдет не по плану. А, значит, будет больше времени на реакцию.

Эффективнее контролировать выполнение бизнес-планов помогает и методология Agile, когда задачи разбиваются по спринтам с возможностью оценить результаты каждого промежуточного этапа и при необходимости скорректировать дальнейшие сроки и цели.

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

4. Отсутствие мотивации у сотрудников

Планы разрабатывают руководители, а выполняют специалисты на местах. Надежда Касатикова считает, что зарплата таких сотрудников должна состоять из фиксированной части и премии за выполнение KPI. Тогда каждый будет видеть перед собой цель, к которой надо стремиться. А в совокупности эти цели дадут необходимые показатели для компании. При этом мотивированными должны быть и топ-менеджеры, и даже учредители. Если всю прибыль вкладывать в развитие бизнеса, высшее звено может просто выгореть и потерять интерес к достижению амбициозных целей. С этим, по мнению Надежды, поможет справиться прозрачная система выплаты дивидендов.

5. Отсутствие ответственных за выполнение задач

Любая стратегия состоит из перечня задач, которые нужно решить. При этом собственник бизнеса или CEO вряд ли сможет лично контролировать достижение всех KPI. Поэтому для каждой задачи должен быть назначен ответственный, считает Вадим Колпастиков. Этот человек будет отвечать перед руководством за выполнение своей части плана. Задачи без четко закрепленных ответственных, скорее всего, никогда не будут выполнены.

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Напоминаем, что 17 апреля в Центре событий РБК состоится конференция «Предпринимательский класс 2.0». На ней вас ждут выступления основателей топовых российских брендов. Среди спикеров — генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук, девелопер, президент компании Agalarov Development, владелец города-курорта Sea Breeze Resort Эмин Агаларов, предприниматель и инвестор, эксперт в области продаж и оптимизации бизнес-процессов, основатель и CEO «Бери Заряд!» Кирилл Кулаков, директор по маркетингу ресторанов «Кофемания» Галина Затопляева и другие эксперты. Они разберут реальные кейсы из своей практики и поделятся стратегиями, доказавшими свою эффективность. Изучайте подробную программу на сайте, выбирайте тариф и регистрируйтесь!

Поделиться