В Екатеринбурге бизнесмены обсудили, на что им рассчитывать в 2024 году

Обновлено 07 марта 2024, 12:21

Топ-менеджеры компаний из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга обсудили риски и возможности для своего бизнеса в 2024 году и поделились прогнозами — что будет с российской экономикой

66.RU
Фото: 66.RU

Представители компаний из двух городов встретились на деловом завтраке и круглых столах, организованных редакциями РБК Екатеринбург и РБК Петербург в рамках проекта РБК Бизнес-день. В Екатеринбурге он был посвящен теме «Технологии роста: программы и решения для развития региональной экономики».

В Центре стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) считают, что у российской экономики три драйвера. В промышленности это быстрый рост обрабатывающих производств машиностроительной, химической и пищевой отраслей. Регионам добавляют устойчивости инвестиции из федерального бюджета в виде инфраструктурных кредитов, которые позволяют рефинансировать коммерческие долги. Растущие доходы населения поддерживают потребительский сектор.

Основным вызовом для бизнеса остается дефицит кадров. Опросы показывают, что вакансии не могут закрыть 86% работодателей по всей стране, включая Москву и Санкт-Петербург. Чтобы сотрудники не уходили к конкурентам, большинство компаний в 2023 году увеличили фонд оплаты труда на 30-40%. Результата это не принесло. По мнению экономистов, изменения возможны за счет роста производительности труда, автоматизации и роботизации производств. Поскольку быстрого решения нет, нехватка кадров в ближайшие годы усилится.

Остальные трудности теоретически можно преодолеть. Предприниматели из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга рассказали друг другу, как им удается это сделать на практике.

Финансовые проблемы важнее логистических

С уходом иностранных компаний российский бизнес получил возможность занять освободившиеся ниши. По мнению аналитиков центра «Северо-Запад», этот этап заканчивается — тем, кто не успел к переделу рынка, придется искать другой путь.

Разворот российской экономики с запада на восток и на юг привел к росту торговли с Китаем, Индией, Турцией и Азербайджаном. Первыми от разрыва логистических цепочек пострадали порты СЗФО, ориентированные на поставки из Европы. Предприятиям, оставшимся без товаров и оборудования, пришлось менять логистические схемы и транспортную инфраструктуру.

«Мы создали компанию в Санкт-Петербурге, где рядом порт и большие возможности для перевозки грузов, но санкции западных стран сместили нас в сторону Востока. Эта ситуация дала толчок для развития новых транспортных коридоров, и наша стратегия сейчас связана с повышением компетенций сотрудников и развитием складской логистики. Складов не хватает, потому что бизнес хочет сократить транспортные издержки и пристроить товар на хранение где-нибудь в середине страны — в Екатеринбурге или Новосибирске».

Ольга Медведева, член совета директоров ГК «Трансбалт»

По словам Медведевой, при дефиците складов логистические операторы опасаются инвестировать в их строительство большие суммы из-за меняющейся ситуации в стране и ограничиваются текущими потребностями.

«С ковидных времен бизнес привык к поддержке государства, позволявшей ему так или иначе реализовывать стратегии, нивелируя неблагоприятные факторы. Сейчас на фоне роста ключевой ставки оказываемые меры поддержки стали более целевыми, часть из них выросла в стоимости ресурса, что вызывает стагнацию, сокращение и перенос инвестиционных планов».

Валентина Жильцова, управляющий банком ВТБ в Свердловской области

«Но у тех, кто инвестирует в проекты импортозамещения и приобретает активы иностранных холдингов, уходивших из страны, обратной дороги нет, так же как и у тех, кто 2-3 года назад начал проект и находится в стадии его запуска или выхода на окупаемость. Им приходится расширять географию поставок внутри страны, искать новых поставщиков и покупателей на востоке», — добавила Валентина Жильцова. По ее словам, трендом последних лет стало расширение границ бизнеса за пределы своих регионов. Предприятия Свердловской области могут размещать производство и строить розничные или оптовые сети продаж в нескольких регионах, больше привязываясь к логистическому и кадровому плечу и расширяя географию потребления своего товара. Доля торговли продукцией и услугами не внутри своего региона растет. В торговле с Китаем и Индией началась диверсификация партнеров. Это позволяет снижать издержки и риски.

Екатерина Богатова, управляющая АКБ «Абсолют Банк» в Екатеринбурге, считает, что 2024 год покажет, какие бизнес-компании смогли адаптироваться к новым вызовам, а каким нет.

«Предприятия, работающие на госзаказ или в нишах со стабильным потребительским спросом, продолжат и дальше заниматься своим делом. Но есть достаточно много компаний, которые в условиях высокой процентной ставки стоят перед выбором: вкладывать деньги в развитие бизнеса, в оборот или в снижение кредитных портфелей для оптимизации процентной нагрузки».

Екатерина Богатова, управляющая АКБ «Абсолют Банк» в Екатеринбурге

«Есть компании, которые находятся перед еще более серьезным выбором: оставить деньги и вести бизнес или все-таки размещать весь капитал на депозит, так как пассивный доход от депозитов приносит больше, чем сам бизнес. В общем, наступивший год покажет, кто перестроится, а кому придется уйти с рынка», — добавила Екатерина Богатова.

Под риском находятся компании с большим кредитным плечом, которые не могут достаточно быстро переложить расходы на конечных покупателей и заказчиков.

Екатерина Кизевич, генеральный директор компании-импортера Atvira, доставляющей грузы из Китая, уверяет, что за 2022-2023 годы логистические проблемы российских импортеров удалось стабилизировать. Главная сложность сейчас — валютные операции. С февраля 2024 года крупные китайские банки ужесточили контроль за финансовыми потоками из России, опасаясь попасть под вторичные санкции США. Теперь платежи занимают больше времени. Основная причина — в тщательном контроле платежей со стороны банков: есть ряд требований, которые нужно выполнить, совершая платеж, и получить подтверждение, что закупаемый товар не под санкциями. Финансовые риски для российских компаний выросли.

«Современные реалии показывают, что выбранная стратегия нашей компании — оказывать клиенту услуги ВЭД в режиме одного окна, включая расчеты логистических схем, таможенного оформления, сертификации и хеджирования валютных рисков — наиболее востребована и удобна для клиентов. Спрос на такой сервис растет не только у производственных и торговых компаний, но и со стороны селлеров, которые продавали на маркетплейсах товары, доставленные в Россию по серым схемам. Тренд этого года — переход с карго-перевозок на белый импорт».

Екатерина Кизевич, генеральный директор Atvira

Причины такого перехода — в усилившемся контроле селлеров на маркетплейсах и регуляторные инициативы государства. При правильном планировании закупок разница в сроках между карго и белой доставкой особого значения не имеет. При этом официальное оформление груза на таможне обходится дешевле.

Лизинг как индикатор оптимизма

В 2022 году доля лизинговой отрасли в ВВП сократилась до 1,3% ВВП (в 2021 году — 1,7%). Число новых сделок снизилось на 30%. Эксперты считали, что рынок начнет восстанавливаться не раньше третьего квартала 2023 года, но все произошло быстрее. Объем нового бизнеса в сегменте коммерческого автотранспорта вырос на 45%.

По словам Ларисы Гартвич, директора екатеринбургского филиала ООО «Балтийский лизинг», основные логистические проблемы, связанные с доставкой в Россию китайских автомобилей, удалось решить — все игроки рынка адаптировались к новым условиям. Дефицит по некоторым автомобильным брендам к концу 2023 года удалось преодолеть, и ситуация приняла обратный характер — дилеры сообщают о затоваривании своих складов китайскими марками.

«Отмечу, что количество сделок с китайскими авто в «Балтийском лизинге» в 2023 году увеличилось на 169% по сравнению с 2022 годом. Такой рост во многом связан не только с решением логистических проблем поставок из Китая, но и с урегулированием вопросов доставки до клиента на территории России. Как правило, лизинговые компании не занимаются доставкой автотранспорта из Китая напрямую — эта часть задачи дилеров. Лизинговые компании доставляют имущество клиентам внутри страны, так, «Балтийский лизинг» сотрудничает с проверенными транспортными компаниями, по запросу клиента мы готовы доставить авто в выбранный регион».

Лариса Гартвич, директор филиала «Балтийский лизинг» в Екатеринбурге

Иван Савченко, региональный директор по УФО «Интерлизинг», отмечает, что в 2024 году спрос на автомобили сохраняется, несмотря на волатильность рубля и рост ключевой ставки. По его словам, реализовать отложенный спрос удалось лишь частично — предприниматели, которые последние два года откладывали решение о покупке новой техники, будут ее обновлять, поскольку обслуживание изношенных машин обходится дорого. Пополнение автопарка остается частью инвестиционных программ и стратегий развития, на которые бизнес ориентирован в первую очередь.

«Рост автолизинга в 2024 году замедлится, поскольку основным риск-фактором для рынка остается ключевая ставка. На фоне ее увеличения клиенты стали более вдумчиво подходить к обновлению автопарков. Кроме того, часть предпринимателей заняла выжидательную позицию в надежде на снижение ставки во втором полугодии. При этом бизнес нуждается в пополнении или обновлении основных средств, поэтому появляется запрос на плавающую ставку».

Иван Савченко, региональный директор по УрФО «Интерлизинг»

По прогнозам, в сегменте коммерческого автотранспорта прирост составит около 10–15% — его будет «вытягивать» увеличение грузооборота и потребность в новых машинах для больших пробегов.

Откуда деньги

Участники встречи обсудили также, где бизнес получает деньги, кроме как в банке. По словам руководителя отдела продаж инвестиционной платформы «ВДело» Елены Глущенко, их компания предлагает частным лицам выбирать и финансировать проекты из разных отраслей. Минимальная сумма — 1000 руб. В Свердловской области востребованы производственная сфера, строительство и ретейл.

«С текущими изменениями нам повезло — рынок краудлендинга в России растет хорошими темпами. У нас уже сложился круг постоянных инвесторов — их около 3500. Есть такие, кто вкладывает по 50 млн руб. Преимущественным спросом пользуются девелоперские проекты, обеспеченные залогами. Заемщикам мы уже выдали около 5 млрд».

Елена Глущенко, руководитель отдела продаж «ВДело»

По словам Глущенко, у «ВДело» есть длительные — до полутора лет — займы под залог недвижимости и короткие — от 20 дней — программы под исполнение контрактов. Есть проекты — аналог факторинга, которые используются для пополнения оборотных средств.

Растущий интерес частных лиц к коллективным инвестициям подтверждает Роман Павлович — основатель инвестиционной платформы bizmall.ru, зарегистрированной в Санкт-Петербурге в декабре 2021 года.

«На банковских депозитах в России скопилось около 45 трлн руб. — это огромный нереализованный потенциал. Деньги частных вкладчиков мы привлекаем в инвестиционные проекты. Сейчас финансируем строительство логистического парка Группы компаний «КУРС» в Челябинске. Для бизнеса это альтернатива дорогим банковским кредитам».

Роман Павлович, основатель инвестиционной платформы bizmall.ru

В январе 2025 года инвестиционная платформа bizmall намерена провести первичное публичное предложение акций (IPO). Руководство компании хочет привлечь 1,6 млрд руб. и направить эти деньги на развитие новых цифровых сервисов. Ожидается, что в середине этого года АО «Финансовая платформа Бизмолл» проведет pre-IPO и разместит свои акции для ограниченного круга инвесторов.

По словам Андрея Цурана, директора екатеринбургского филиала «БКС Мир инвестиций», первое IPO после начала спецоперации произошло на российском рынке в 2022 году, в 2023 году на Московской бирже разместили свои акции уже 8 компаний, далее их количество будет увеличиваться — в этом году мы можем увидеть около 15 новых имен на рынке акций, возможно, даже больше. По прогнозам БКС, в течение года российский фондовый рынок может вырасти на 30% с учетом дивидендов.

«На рынках акций и облигаций будет все больше региональных компаний. Для частных инвесторов это хорошая возможность приобрести долю в растущем прибыльном бизнесе. Любая крупная компания в нормальной экономике хочет стать публичной, выйти на фондовый рынок и получить средства на дальнейшее развитие. В отличие от западных стран, где основными покупателями на фондовом рынке традиционно являются институциональные инвесторы — банки, пенсионные фонды и страховые компании, в России сейчас движущей силой фондового рынка являются физические лица. Благодаря их активности можно ускорить подъем российской экономики, которая растет вопреки прогнозам».

Андрей Цуран, директор екатеринбургского филиала «БКС Мир инвестиций»

В условиях высокой инфляции, девальвации национальной валюты и санкционного давления фондовый рынок остается одной из немногих возможностей сохранить и приумножить сбережения, считает Цуран.

Малогабаритные производства

За два года с начала спецоперации российскому бизнесу удалось заменить европейских поставщиков продукции и оборудования азиатскими и перестроить логистические потоки. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке возникла потребность в складских площадях, необходимых большей частью онлайн-ретейлерам и дистрибьюторам. К концу 2023 года спрос на склады вдвое превысил показатели 2022 года и на 30% — показатели 2021 года. При нулевых вакансиях арендные ставки выросли до исторического максимума.

В 2024 году девелоперы планируют возвести в России 4,55 млн кв. м складской недвижимости — на 55,3% больше год к году, подсчитали эксперты. Это самый высокий показатель за последние десять лет. Скептики считают, впрочем, что все крупные проекты уже в заделе и новым игрокам заработать на складах не получится. Михаил Еремин, коммерческий директор челябинской ГК «КУРС», с этим тезисом не согласен. По его словам, развитие складской инфраструктуры — длительный тренд.

«Склады не поздно строить и сегодня, и завтра, и послезавтра. Если сравнивать со складскими рынками западных стран, то объемы площадей в России даже не детские, а ясельные. Чтобы заполнить разрыв, понадобится время. Маркетплейсы, у которых большие потребности в хранении товаров, загрузили девелоперов работой на два-три года вперед. А есть и другие заказчики. В Екатеринбурге в прошлом году запустили 550 тыс. кв. м складской недвижимости — больше, чем в Санкт-Петербурге. В Челябинске мы ощущаем кратный рост спроса. Я не вижу причин считать, что интерес внезапно пропадет».

Михаил Еремин, коммерческий директор ГК «КУРС»

По словам Еремина, компания готова строить склады в Екатеринбурге, если ей удастся получить площадки с готовой инфраструктурой.

Денис Ремезов, генеральный директор УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК», где работают 28 резидентов, считает, что спрос на складские комплексы для маркетплейсов ограничен двумя-тремя годами, но помещения площадью до 10 тыс. кв. м будут востребованы долго. По его мнению, еще более дефицитный сегмент — индустриальная недвижимость для малого и среднего бизнеса, призванного выпускать импортозамещающую продукцию.

Участники встречи отметили — с появлением новых логистических коридоров, рассчитанных на торговлю с азиатскими странами, товары европейских производителей заменили индийскими, китайскими и турецкими. Чтобы наладить собственное производство, нужны площадки, которые малый и средний бизнес мог бы арендовать. Сейчас востребованы цеха площадью в 5–10 тыс. кв. м, требующие одного-двух гектаров земли. При готовой проектной документации их строят за 8–10 месяцев, но цикл присоединения объекта к сетям может занимать еще 1,5–2 года. Быстрее запустить производство на подготовленной площадке в индустриальном парке.

По словам Ремезова, «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» достраивает несколько производственных объектов площадью 1500 кв. м. Такой формат light industrial обычно используют для складов, но при необходимости там можно разместить небольшое производство.

«Раньше импортозамещение было модным словом, а теперь это необходимость. Наши резиденты, которые закладывали производство три-четыре года назад, многое успели. Сейчас начинать с нуля намного труднее. Без поддержки партнеров — крупных предприятий, научных структур — пробиться на рынок трудно. Не говоря уже о кредитах под 25% годовых — для малого/среднего бизнеса это мертвая история. Облегчить им жизнь могут государственные меры поддержки, офсетные контракты или работа на крупные компании».

Денис Ремезов, генеральный директор УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»

Подходящим вариантом могла бы стать промышленная ипотека, но желающих ее получить намного больше, чем выделенные лимиты.

Дома с социальной инфраструктурой

Комплексное развитие территорий (КРТ) Екатеринбурга предусматривает, что девелоперы будут осваивать новые районы, возводить жилье на месте бывших индустриальных площадок, ветхих и аварийных зданий и перестраивать центр города. В программе участвуют федеральные компании.

Группа «Эталон» вышла на региональный рынок в 2021 году. В Екатеринбурге компания строит новые очереди жилого района Солнечный. Сейчас компания возводит порядка 220 тыс. кв. м недвижимости, а общая площадь всего земельного участка составляет 167 га. По словам Андрея Ермишкина, вице-президента Группы «Эталон» по региону Урал, руководство компании учитывает прогнозы, что в 2024 году спрос на строящееся жилье может сократиться на 20–25%, но объемы работ снижать не планирует. В компании рассчитывают, что рыночную ситуацию можно исправить, если в ближайшее время заработают программы федеральных министерств для поддержки строительной отрасли, касающиеся в том числе взаимодействия с банками. Параллельно девелопер продумывает свои инструменты, такие как трейд-ин, рассрочка, позволяющие сделать покупку недвижимости более доступной.

«Специфика Екатеринбурга связана с реализацией проектов образовательной и социальной инфраструктуры. Строить новые дороги, садики и школы мы можем с помощью инфраструктурных кредитов, используя различные инструменты федеральных программ».

Андрей Ермишкин, вице-президент Группы «Эталон» по региону Урал

Федеральные девелоперы отмечают: покупатели квартир в Екатеринбурге — в основном молодые семьи, образованные и продвинутые в части IT, у которых сложились свои представления о комфортном жилье, и застройщикам приходится учитывать их требования. Как говорит Александр Фролов, директор кластера Урал компании «Самолет Страна», КРТ — это не снос ветхих зданий, а формирование кварталов с новой инфраструктурой и современного подхода к жизни людей.

Группа «Самолет» (занимает 1-е место в России по объемам строительства) работает в Екатеринбурге с осени 2023 года. В планах компании на данный момент — застроить жильем две площадки — на улицах Летчиков и Вилонова в рамках проектов КРТ. Они также подразумевают улучшение жилищных условий почти для 150 семей.

«Мы вышли в Екатеринбург не ради 70 тыс. кв. м. Нам интересно стать одним из основных партнеров для области и города в рамках КРТ. Мы на регулярной основе проводим аналитику всего рынка — кто/где строит и по какой цене продает, но также проектируем сценарии жизни — куда будет направлена ежедневная миграция из наших микрорайонов. Смотрим, где сможет работать будущий житель наших проектов, который купит жилье. Наш подход — не делить жизнь человека на две части: дома и на работе. Это единый цикл — он должен быть комфортным».

Александр Фролов, директор кластера Урал компании «Самолет Страна»

Один из проектов реновации в центре Екатеринбурга — строительство жилого дома на месте бизнес-центра «Карнеол», расположенного на перекрестке улиц Гоголя и Энгельса. Кредит на покупку недостроенного объекта выдал девелоперу Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР). Цена сделки составила 978 млн руб. Снос и подготовка площадки займут около года.

В феврале 2024 года УБРиР получил возможность открывать эскроу-счета при долевом строительстве. По словам Альберта Сынгизова, директора департамента корпоративного бизнеса, задача банка — подготовиться к проектному финансированию строительства многоквартирных жилых домов. Первые проекты планируют запустить в этом году.

«Мы продолжим финансировать застройщиков на покупку земельных участков (бридж-кредиты) и начнем проектное финансирование строительства многоэтажных жилых домов. Также подготовим спецпрограммы для граждан, которые будут оформлять ипотечные кредиты на приобретение квартир в строящихся за счет средств банка домах. Условия должны быть привлекательными для всех участников сделки — и населения, и застройщика, и банка».

Альберт Сынгизов, директор департамента корпоративного бизнеса УБРиР

Помимо Екатеринбурга, УБРиР готов финансировать строительство жилья в городах с населением 250-500 тыс. человек. Альберт Сынгизов уверяет, что там тоже возможны проекты с приемлемой рентабельностью.

Об инвестиционном проекте из другой сферы собравшимся рассказала Мария Грудина — идеолог и основатель курорта «Первая Линия. Health Care Resort», расположенного на берегу Финского залива. По ее словам, это заведение на стыке высокотехнологичной медицины, велнеса, гостиничного бизнеса, ресторанного бизнеса и СПА. Цель курорта — сохранять качество жизни и биологический возраст человека на уровне 25–45 лет (молодости).

Осенью этого года Грудина запускает в Санкт-Петербурге биохакинг-центр, общий объем инвестиций в который составит порядка 200 млн руб.

«В предпринимательстве мой фокус — на воплощение в реальности своих смыслов и ценностей, а не исключительно на прибыль. Я верю в развитие превентивной медицины в России и мире — в горизонте пяти лет она заменит парадигму медицины лечения. В мире сейчас всего около тысячи клиник, воплощающих идеи биохакинга и longevity — активного долголетия. Это новый и очень перспективный рынок».

Мария Грудина, идеолог и основатель курорта «Первая Линия. Health Care Resort»

В дальнейшем, при исполнении всех предпосылок, Грудина планирует открыть сеть биохакинг-центров в крупных городах, в качестве площадок рассматривает Москву и также Екатеринбург. Екатеринбург близок Петербургу по культурному коду, считает предприниматель.

Поделиться