Дефицит технической зелени как новый вызов для цветочного бизнеса

Обновлено 28 февраля 2024, 09:03

С начала пандемии цветочный рынок лихорадит: колебания спроса, новая логистика и усеченный ассортимент. Впрочем, и в этом году 8 Марта российских женщин ждут традиционные голландские тюльпаны. Пусть и по взлетевшей цене

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как менялся спрос на срезанные цветы

Впервые за многие годы спрос на цветы в России упал в 2020 году, в разгар пандемии COVID-19, — тогда в стране продали 1,98 млрд штук, что на 3,1% меньше, чем годом ранее. «В то время люди стали реже покупать цветы в условиях жесткого карантина, некоторым производителям даже приходилось уничтожать свою продукцию», — говорит руководитель выставочной компании «ГринЭкспо» и международной выставки «ЦветыЭкспо» Надежда Григорьева.

Но уже в 2021 году цветы отыграли позиции и показали максимальный за пять лет рост продаж — 2 млрд срезанных цветов (плюс 4,6% к предыдущему году). Следующий же 2022 год обернулся рекордным за пять лет падением: согласно данным аналитической компании BusinesStat, в стране тогда продали 1,89 млрд штук цветов — на 6,3% меньше, чем в 2021-м. По прогнозу Россельхозбанка (точных цифр пока нет), в 2023 году было продано 2 млрд свежесрезанных цветов (плюс 5,5% к предыдущему году). Как считают специалисты BusinesStat, тенденция к росту сохранится. «Продажи срезанных цветов в стране будут восстанавливаться по мере адаптации потребителей к новым условиям, развития внутреннего производства и налаживания оптимальных каналов доставки импортной продукции», — объясняет Надежда Григорьева.

Как устроена экономика букетного бизнеса

Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», в 2024 году в России работают 22,06 тыс. компаний в сфере цветоводства. Почти 94% из них занимаются продажей цветов, на производстве специализируются лишь 1,36 тыс. компаний (6,18%). Согласно предварительным оценкам Россельхозбанка, объем продаж цветов в России в 2023 году составил более 200 млрд руб.

«Раньше на российском рынке цветов доля отечественных производителей составляла 15–17% от всего ассортимента, но сейчас она выросла до 20–22%», — говорит вице-президент Национальной гильдии флористов, сертифицированный национальный судья международного флористического союза Florint Алена Чудопал.

Таким образом, в 2023 году продажи российских производителей цветов могли составить около 40–44 млрд руб. от прогнозируемых 200 млрд по рынку. Остальное — импорт. «Говорить о полноценном импортозамещении пока не приходится: сообщество флористов надеется, что в перспективе доля продаж российских срезанных цветов на рынке вырастет хотя бы до 40%», — комментирует Алена Чудопал.

Член правления ассоциации «Теплицы России» Александр Литвиненко дополняет, что для импортозамещения цветов в России необходим целый ряд факторов: взрывной рост строительства новых тепличных комплексов по круглогодичному выращиванию цветов и создание отечественного производства посадочного материала. «Эти две задачи не решить без поддержки государства. Нужны гранты, субсидированные кредиты и таможенные преференции на завоз исходного посадочного материала для выращивания цветов на срезку», — говорит эксперт.

Как повлияли санкции на логистику цветочного бизнеса

Доля импортной продукции на российском цветочном рынке снижается незначительно. Так, согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в первом полугодии 2023 года объем цветов, ввозимых в страну, снизился на 9,4% — до 14,5 т. Главными поставщиками продукции выступили Нидерланды (6 тыс. т), Эквадор (5,5 тыс. т) и Кения (1,2 тыс. т).

Срезанные цветы долго не входили в санкционный список товаров, запрещенных к поставкам в Россию, рассказывает Надежда Григорьева. Поэтому их экспорт, в том числе из европейских стран, продолжился: сегодня они идут своим обычным маршрутом — через Нидерланды, мировой цветочный логистический хаб. Именно там аккумулируются цветы от основных производителей — стран Африки и Южной Америки. Поступают в этот хаб и цветы с производств в странах Евросоюза — в частности, из южных регионов, например из Италии.

А вот дальше начинаются сложности с новой логистикой. «В Нидерландах вся эта продукция упаковывается на больших производствах и отправляется по всему миру — в том числе в Россию», — говорит Алена Чудопал. Но если до 2022 года цветы российским компаниям поставляли самолетами, то после введения санкций перевозка идет при помощи фур. По мнению эксперта, порой они скапливаются на таможне (особенно перед праздниками), и цветы опаздывают: например, их ждут к 8 Марта — главному дню года по объему продаж, а они приходят в этот день в обед или вообще 9 марта.

Еще одна актуальная проблема, дополняет Надежда Григорьева, — с оплатой товара, поскольку основные банки России отключены от системы международных платежей SWIFT. Все это уже привело к увеличению времени цветов в пути, росту стоимости их доставки — и, как следствие, стоимости цветов в рознице. «В целом затраты российских компаний на приобретение и доставку цветов в зависимости от вида выросли на 40–60%», — говорит гендиректор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых.

Алена Чудопал отмечает, что одновременно в России уменьшился ассортимент экзотических цветов, которые плохо переносят транспортировку. Причем чем дальше от западных границ России, тем эта тенденция прослеживается ярче.

Что стало с декоративными составляющими букетов

Летом 2023 года очередной пакет санкций впервые напрямую затронул российский рынок: был введен запрет на экспорт в страну декоративной зелени и посадочного материала из Нидерландов. Как объясняет директор цветочных магазинов «Цветы и мед» и «Обрадовал.ру» Георгий Сухаржевский, без такой зелени, как салал, писташ, эвкалипт и папоротник, сложно представить букеты — поэтому в настоящее время, как правило, их везут в Россию под видом других товаров.

Об импортозамещении декоративной зелени речи пока не идет: к примеру, у эвкалипта от высадки в теплице до первого урожая проходит как минимум год. «Из-за климатических условий России на протяжении года эту теплицу придется топить и освещать — это очень сложная схема, которая не вполне реальна с точки зрения экономики», — говорит эксперт.

В условиях санкций и сокращения импорта в 2023 году российский цветочный бизнес ожидал прихода на рынок китайских производителей. По мнению Алены Чудопал, Китай мог бы стать таким же мировым логистическим цветочным хабом, как Нидерланды, и аккумулировать продукцию из Юго-Восточной Азии. Однако этого не произошло: китайские поставки в Россию идут в основном на Дальний Восток и в ряд регионов Сибири, но на ситуацию в целом по стране влияют мало.

Новая логистика, разумеется, повлияла на рост цен. Однако, по словам Георгия Сухаржевского, к этому ведут и другие факторы, в том числе увеличение закупочных цен, связанное с повышением курсов валют, и сложности оплаты за рубежом. «Влияние оказывает рынок и рост зарплат флористов, связанный с дефицитом квалифицированных кадров. За год средняя ставка за рабочий день длительностью в 12 часов у флористов с 3,5–4 тыс. руб. поднялась до 5–6 тыс. руб.», — говорит эксперт.

Сколько будет стоить букет к 8 Марта

Рост цен, впрочем, не влияет на желание россияне покупать цветы. По данным пресс-службы Ozon, в 2023 году на эту продукцию на маркетплейсе сохранился стабильный спрос, а штучные продажи живых цветов и букетов выросли в три раза по сравнению с 2022 годом. «Пул основных поставщиков остался без сильных изменений — крупные игроки укрепили свои позиции, а проблемы с логистикой в большей степени оказали влияние на более мелких поставщиков цветочной продукции», — отметили в пресс-службе Ozon.

Самые высокие цены — традиционно на 8 Марта, на эту дату приходится пик продаж цветов, особенно тюльпанов. По словам основателя цветочного сервиса «Алло, цветы?!» Марии Сандюк, в 2023 году розничная стоимость голландских тюльпанов в России в праздник выросла со 100 до 160 руб. за одну штуку (700–1120 руб. за букет из семи тюльпанов) в зависимости от региона и уровня цветочного магазина.

В этом году, по прогнозам Марии Сандюк, в первую неделю марта традиционный букет из семи тюльпанов обойдется россиянам примерно в 1200 руб. Не исключено, что в пиковый период цены могут подскочить на 30% из-за непредвиденных обстоятельств и сложностей на таможне.

Поделиться