Супермаркет инноваций: как ретейл привлекает новые кадры

Обновлено 21 февраля 2024, 12:37

Чем ретейл привлекает талантливую молодежь и что дает расширение полномочий директора супермаркета, рассказала директор по трансформации и работе с персоналом X5 Group Татьяна Красноперова

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— В сервисе HeadHunter отмечают, что дефицит кадров останется в 2024 году проблемой для 75% российских работодателей, при этом в ретейле ощущается острая нехватка линейного персонала. Как справляются с этой проблемой в индустрии и вашей компании?

— Сложности с линейным персоналом есть практически во всех отраслях, где много рабочих профессий: в логистике, horeca, девелопменте, перевозках, доставке, производстве. Мы не ждем, что в этом или даже следующем году ситуация изменится. Причин много — от демографической ямы 1990-х до смещения спроса и предложения в онлайн: сегмент быстро растет, здесь постоянно требуются, например, курьеры. Сейчас мы говорим о массовом персонале, однако тот же тренд уже виден в технических профессиях, в управленческих кадрах. Конкуренция за людей будет только расти.

Полагаю, в ситуации кадрового дефицита путь у всех работодателей похожий: инвестировать ресурсы и силы в то, что сохранит действующих сотрудников, и в привлекательность компании для кандидатов. А также в эффективность, чтобы количество людей, задействованных в базовых операциях, постоянно сокращалось за счет работы ИИ, роботов и налаженных процессов, практически не требующих участия людей. Мы работаем во всех направлениях, но точек роста у нас, учитывая масштаб бизнеса, достаточно.

Все больше кандидатов заинтересованы в гибких графиках — и мы откликаемся на этот тренд. Даем возможность самостоятельно выстраивать рабочий день, что удобно школьникам, студентам, женщинам в декрете, пенсионерам. Мы в целом постоянно делаем мониторинг зарплат по регионам, чтобы быть в рынке. По итогам 2023 года средняя зарплата по Х5 составила 59,8 тыс. руб.

У нас хорошая база, которая позволяет держать текучесть на низком для ретейла уровне 35,7%, вовлеченность выше бенчмарков по ретейлу — 84% и лояльность выше 40 п.п. по всей группе. Мы давно работаем в децентрализованной модели и умеем по-разному взаимодействовать с разными категориями людей внутри, от курьера и продавца-кассира до специалиста по ИИ. При этом умеем критично на себя смотреть, ставим высокую планку, большое количество полномочий делегируем вниз, туда, где основная точка контакта с клиентом.

Пример: проект «Директор магазина — партнер», новый профиль директора магазина. У него больше полномочий, больше свободы действий, за счет которых магазин может улучшать финансовые показатели. Компания делится с ним и его командой частью этого дополнительного результата. Модель успешно развивается: в «Пятерочке» на конец декабря 2023 года было уже 5,7 тыс. таких руководителей, это почти 27% от общего количества. Проект востребован у директоров и имеет большой потенциал: через три года мы планируем масштабировать его на всю торговую сеть. Для «Перекрестка» стратегической задачей стало развитие лидерской программы «Клуб директоров». Это совершенно другой уровень ответственности, программа поможет быстрее принимать решения, а участники «Клуба» станут кадровым потенциалом для всей группы.

— Больше ли внимания на фоне нехватки персонала в ретейле стали уделять найму выпускников школ и студентов? На какие позиции компании готовы брать начинающих специалистов?

— Это еще одна наша точка роста — привлекательность ретейла в целом и Х5 для молодежи. Отношение к ретейлу меняется. На него уже смотрят как на современную, прогрессивную, инновационную отрасль с большими возможностями для развития, где можно быстро строить карьеру. Это подтверждают рейтинги и опросы — мы хорошо выросли по итогам рейтинга от карьерной платформы для молодежи Changellenge и стали третьими среди работодателей сферы ретейл и e-commerce, впервые попали в топ-30 студенческого рейтинга Future Today.

Возможностей для молодых специалистов у нас много, они есть почти в любом направлении — от магазина и логистики до IТ. В Х5 уже сегодня каждый четвертый сотрудник моложе 30 лет — и почти половина из тех, кто только трудоустраивается к нам. В центральном офисе управляющей компании в 2024 году перезапустили стажировку по 15 разным направлениям, включая экономическую и информационную безопасность, маркетинг, HR и пр. Не ожидали такого отклика — конкурс составил почти 50 человек на место, более 2 тыс. заявок от студентов из ведущих вузов страны — НИУ ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, МГИМО и других.

Мы готовы самых талантливых взять на работу — они мыслят иначе, более открытые, смелые. Мы у них учимся, и они хорошо отзываются о нас: «Классно, меня здесь ждали, я сразу в реальных проектах, я часть команды, мне доверяют». В рамках законодательства начинаем работать со школьниками, в этом году в «Перекрестке» летом подрабатывали более 400 учеников старших классов. Нам важно усиливать восприятие компании как интересного работодателя. Тем более есть что предложить — работу над проектами в масштабе всей страны.

— В 2024 году Х5 Group впервые вошла в топ-10 рейтинга работодателей по версии HeadHunter. Как удалось добиться такого результата? Что нужно сделать для создания и развития имиджа привлекательного работодателя?

— Мы первый продуктовый ретейлер, вошедший в топ-10, — по сравнению с прошлым годом Х5 поднялась на 19 позиций. Мои знакомые из других компаний назвали это феноменом — мы b2b-бренд, который работает в b2c-секторе всего три года. Поэтому между Х5 и почти всеми теми, кто в десятке рейтинга, с точки зрения знания бренда, — пропасть. Мы признательны профессиональному сообществу, но еще больше — нашим сотрудникам и соискателям, которые участвовали в опросах. В этом году за нас проголосовали в два раза больше человек, чем в прошлом, заметно вырос eNPS.

Такая оценка задает высокую планку: нам нужно соответствовать заявленным ожиданиям сотрудников и тех, кто приходит. Мы же огромные — в команде больше 370 тыс. человек, от Калининграда до Владивостока, и у нас всегда будет что улучшить. Важно быть одинаково привлекательными и для продавца, и для менеджера офиса, и для водителя, и для айтишника, и для студента. И это, конечно, не только задача HR, а в первую очередь руководителей на местах.

— В 2023 году опрос портала SuperJob показал, что ценности работодателя, на которых строится бизнес, разделяют в среднем 49% респондентов. Насколько для ретейла важно такое взаимопонимание между компанией и сотрудниками и как обстоит дело в X5?

— В 2023 году мы представили команде новые миссию, видение и ценности Х5 и уже видим, что они вызвали у людей позитивный отклик, задали правильные приоритеты. Например, мы стали продвигать партнерство как ценность, насыщать его реальными проектами и общими форматами: встречами, проектными командами, рабочими группами. Я считаю, что эта работа внесла вклад в то, что 2023 год стал для Х5 одним из лучших за последнее время, потому что все действуют синхронно, усилия направляются на то, чтобы группа в целом была первой.

Наша работа — часть стратегии компании, стратегии роста. Отсюда вытекают две ключевые задачи: обеспечивать количество людей, необходимых компании, и расти заявленными темпами, постоянно улучшая рабочие процессы, повышая их эффективность.

Поделиться