Как компании повысить эффективность работы с сотрудниками
Бизнес стремится автоматизировать HR-процессы в рамках единой платформы. «Сбер» создал и внедрил у себя инструмент, позволяющий сделать работу с персоналом более понятной и структурированной, и готов делиться им с рынком.
Задачи
Пандемия COVID-19 дала импульс для цифровизации HR-сферы, и этот тренд актуален до сих пор. Объем мирового рынка систем управления персоналом (Human Resource Management, HRM) будет расти в среднем на 12,8% ежегодно и к 2030 году может достичь $56,15 млрд, полагают эксперты Grand View Research. Драйверами роста тут выступают аналитические инструменты, облачные и мобильные технологии. Также набирают популярность решения на основе искусственного интеллекта и интернета вещей.
Основной толчок для роста этого направления в России дадут государственные программы импортозамещения, однако потребность в отечественном ПО со стороны частного бизнеса также будет расти, добавляют аналитики компании «Руссофт».
Сразу после начала пандемии произошел качественный рывок в цифровизации HR-сферы на уровне рекрутинга. Это были ATS- и CRM-решения, сервисы видеоинтервью и оценки, адаптации удаленных сотрудников, корпоративных мессенджеров и инструментов совместной работы, комментирует тренд директор бренд-центра hh.ru Нина Осовицкая. Сейчас фокус сместился в сторону кадрового документооборота, систем сбора обратной связи и замеров самочувствия сотрудников, платформ по выбору компенсаций и льгот, LMS, добавляет она.
Мотивация и предпосылки
«Сегодня четко прослеживается запрос бизнеса на комплексную автоматизацию всех HR-процессов в рамках единой платформы», — подчеркивает старший управляющий директор по цифровому развитию HR «Сбера» Наталия Ахмина. Ранее на рынке было много локальных нишевых продуктов, например автоматизация массового подбора, системы дистанционного обучения. Компании, которые так или иначе оцифровали работу с персоналом, были вынуждены каждый раз собирать индивидуальный «конструктор» из решений различных вендоров.
По мнению Наталии Ахминой, такой подход неудобен: при обилии решений ими сложно управлять, довольно дорого сохранять интегрированность, также существуют серьезные ограничения по сквозной аналитике.
Решение
Для преодоления этого барьера и вывода HR на новый уровень эффективности «Сбер» разработал HR-платформу полного цикла управления персоналом — «Пульс». Весной 2022 года решение стало доступно рынку. Пользователями «Пульса» в настоящий момент выступают компании финтеха, представители IT-отрасли, дистрибьюторы товаров, ретейлеры, производители товаров широкого профиля, структуры агропромышленного комплекса.
«Недавно стали работать с сегментом вузов и госорганизациями, например с администрациями городов и областей. Понимаем, что чем больше сотрудников в организации, тем более важна для нее автоматизация и прозрачность всех бизнес-процессов и тем больший эффект она получает от внедрения комплексного проекта по управлению персоналом», — отмечает управляющий директор HR-платформы «Пульс» Марта Леман.
- «Пульс» представляет собой на 100% российский софт, зарегистрированный в Реестре отечественного ПО и аттестованный ФСТЭК на соответствие требованиям приказа о защите персональных данных № 21 от 18 февраля 2013 года.
- Платформа охватывает все классические HR-процессы в компании: от рекрутинга, адаптации, обучения до высокоуровневой HR-аналитики и принятия управленческих решений, основанных на данных.
- Она доступна пользователям в режиме 24/7, работать с ней можно на любом устройстве, включая смартфоны и планшеты.
- На платформе автоматизированы популярные кадровые запросы: в личном кабинете «Пульса» сотрудник может самостоятельно заказать справку, оформить заявление на отпуск, внести информацию о больничном и т.д. Это позволяет разгрузить специалистов HR-службы, дать им время для решения более важных кадровых задач, а сотруднику — решить вопрос буквально в несколько кликов.
«Мы тщательно проработали клиентские сценарии — как для обычных сотрудников, так и для руководителей разного уровня, HR-специалистов», — подчеркивает Наталия Ахмина. Руководителям платформа помогает принимать правильные решения по управлению персоналом. «В режиме реального времени на любом устройстве руководитель может посмотреть не только простые вещи — сколько сотрудников работает в команде, из каких они городов, их социально-демографические характеристики, но и как у них обстоят дела с точки зрения достижения запланированных ими целей, нагрузки, переработок и т.д. При принятии решений руководитель может учитывать больше факторов», — уточняет эксперт.
Реализация и результат
Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» одним из главных ИТ-трендов 2023 года считает расширение использования технологий ИИ во всех отраслях экономики. Это такие технологии, как компьютерное зрение, распознавание и синтез речи, генеративные модели, интеллектуальная поддержка принятия решений, рекомендательные системы и др. Тенденцию учитывает «Сбер» в стратегии развития платформы «Пульс».
Уже сейчас решение от «Сбера» изобилует различными фишками на основе искусственного интеллекта. «Мы предлагаем руководителям различные интеллектуальные подсказки и инсайты, поскольку модели ИИ умеют замечать так называемые тонкие сигналы и неочевидные взаимозависимости, которые не в состоянии отследить человеческий мозг», — комментирует управляющий директор HR-платформы «Пульс», лидер продукта «HR-аналитика и AI» Марина Буздалина. Например, ИИ может своевременно зафиксировать первые признаки профессионального выгорания у того или иного сотрудника и обратить на это внимание его непосредственного руководителя. Модели ИИ анализируют время начала/окончания рабочего дня каждого члена команды, нагрузку, болезни, отпуска и многие другие факторы. За счет этого руководитель может принять меры, чтобы повысить вовлеченность и мотивированность сотрудников, перераспределить нагрузку, а значит, предотвратить потерю ценных специалистов. По данным «Сбера», благодаря сочетанию аналитики «Пульса» и программ проактивного удержания бизнес может уменьшить отток сотрудников на 10% ежегодно.
«Скорость и качество принятия решений — основной приоритет для руководителя, — подчеркивает Наталия Ахмина. — Внедрение технологий искусственного интеллекта открывает огромный потенциал для развития в этом направлении, поэтому обязательно будем совершенствовать модели ИИ для нашей HR-платформы».
В настоящее время к «Пульсу» подключены 350 тыс. активных пользователей. При этом более 50% используют различные сервисы платформы ежедневно.
Планы и перспективы
Развивая платформу, банк ориентируется не только на мировые тенденции и собственный опыт, но и на запросы клиентов. «Основным источником формирования бэклога задач остаются обратная связь пользователей и потребности клиентов. Мы стараемся в первую очередь реализовывать то, в чем нуждаются большинство наших клиентов. Также платформа будет наращивать функциональность в части кастомизации отдельных модулей для некоторых отраслей и для госсегмента, повышения гибкости настроек платформы», — комментирует Марта Леман.
Многие компании сейчас сталкиваются с проблемой потери производительности, вовлеченности и оттоком персонала. Все мероприятия, которые направлены на удержание людей, сохранение их уровня энергии, поддержание интереса, вовлеченности, активности, очень востребованны, добавляет Наталия Ахмина: «Поэтому в рамках платформы мы будем по-прежнему развивать направление подбора персонала, но также сделаем акцент на работе с внутренним рынком труда, на карьерных перемещениях, на удержании сотрудников».