Как крупные ретейлеры развивают культуру потребления российских вин

Обновлено 18 октября 2023, 11:44
пресс-служба торговой сети «Пятерочка»
Фото: пресс-служба торговой сети «Пятерочка»

Вино отечественного производства все увереннее чувствует себя в ретейле: ассортимент расширяется, качество остается на высоком уровне, а покупателям предлагают эксклюзивные позиции.

Какое вино пьют в России

Популярность отечественных вин продолжает ежегодно расти. Согласно данным, которые приводят представители торговой сети «Пятерочка», в 2022 году по всей России продажи вина российского производства выросли на 16% в натуральном выражении год к году и на 22% в рублевом эквиваленте. В «Пятерочке» на отечественные напитки приходится более половины всего оборота вина, а в общем ассортименте алкогольных напитков они занимают долю в 40%.

Ответ на вопрос о причинах роста можно найти в актуальных исследованиях. Так, в опросе «Ромир» от августа 2022 года 40% респондентов отмечают приемлемую цену, 22% — приятный вкус вина, а 20% — его хорошее качество.

Ввиду климатических особенностей россияне чаще отдают предпочтение красным винам: по данным «Пятерочки», на них приходится до 60% оборота. Далее, 35% оборота составляют белые вина, еще 5% — розовые. Любопытно, что в Санкт-Петербурге потребители чаще, чем в других регионах, выбирают крепленые вина — их продажи в регионе в среднем на 12% превышают показатели других территорий. Спрос на российские игристые вина при этом возрастает стабильно по всей стране. По сравнению с 2021 годом в 2022-м он увеличился на 20%.

Среди последних трендов потребления менеджер в категории «Вино» торговой сети «Пятерочка» на территории «Северо-Запад» Анастасия Завьялова отмечает, что помимо игристых и розовых вин есть также вина категории «Био» — то есть изготовленные с использованием щадящего количества консервантов. Среди набирающих популярность сортов были названы рислинг, совиньон блан, пино нуар и автохтонные сорта (произрастающие только в конкретном регионе).

Пять лет на виноградниках

Бум развития российского виноделия начался в 2018 году. Тогда был разработан проект федерального закона «О виноградарстве и виноделии», включающий в себя меры господдержки, а Роскачество совместно с Минпромторгом и Минсельхозом запустило ежегодный «Винный гид России» — крупнейшее российское исследование винодельческой продукции и рейтинг лучших вин по категориям.

В стране насчитывается девять винодельческих регионов. С каждым годом они увеличивают объемы производства, при этом прорывной рост случился в 2022 году. Это связано не только со сложившейся геополитической ситуацией, но и с тем, что прошлый год оказался щедрым на урожай и по меркам виноделов считался очень хорошим. Объем производства вина по итогам 2022 года составил порядка 600 млн декалитров, сообщил исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР) Алексей Плотников на открытии акции «Дни российских вин», направленной на поддержку производителей качественного вина и знакомство с ним потребителей.

пресс-служба торговой сети «Пятерочка»
Фото: пресс-служба торговой сети «Пятерочка»

«Если в 2018 году, когда стартовал «Винный гид России», производилось порядка 800 единиц российского вина различных наименований, то сегодня произошел рост в десятки раз, и в ЕГАИС зарегистрировано уже несколько тысяч наименований российского вина», — отметила заместитель руководителя АНО «Российская система качества» Елена Саратцева на открытии «Дней российских вин».

Кроме того, изменение климата влечет за собой расширение виноградопригодных земель в нехарактерных для этого регионах. Так, эксперты АВВР отмечают, что винодельческие проекты развиваются в Подмосковье, где есть собственная ассоциация виноградарей и виноделов, а также в Воронеже, Самаре, Саратове.

Потребность в расширении винодельческих территорий по цепочке создается растущим спросом со стороны населения и увеличивающимися вслед за этим запросами со стороны ретейла. Сейчас в стране под виноградники задействовано порядка 100 тыс. га земли. Но чтобы сбалансировать спрос, необходимо достигнуть отметки в 300–350 тыс. га, говорит Алексей Плотников. На это направлены программы, которые разрабатывает АВВР, имеющая своей целью объединение винодельческих хозяйств. Процесс расширения, безусловно, небыстрый: по нынешним планам, к 2030 году текущие 100 тыс. га прирастут на 35%.

Дорога к потребителю

Если винный гид был создан Роскачеством с целью повышения интереса к российскому вину и популяризации лучших образцов отечественного виноделия, то за практическое знакомство потребителя с напитком отвечает всероссийская акция «Дни российских вин». Она проходит два раза в год: весной в продажу поступают вина предыдущего года урожая, а осенью — молодое вино. Весной 2023-го ассортимент вин был особенно интересен, так как стал результатом удачного предыдущего года.

Акция проходит уже в десятый раз и охватывает большинство крупнейших сетей страны. Этой весной она стартовала 11 апреля, а продлится до 31 мая. Впервые торжественное открытие «Дней российских вин» состоялось и в Москве, и Санкт-Петербурге. В Северной столице церемония прошла во флагманском магазине торговой сети «Пятерочка» при участии представителей Роскачества, Россельхозбанка, Ассоциации виноградарей и виноделов России, а также экспертов рынка. «Мы отмечаем продолжающийся тренд на увеличение доли российского вина в продажах категории, и наша сеть тут не стала исключением, — отметил коммерческий директор территории Северо-Запад «Пятерочки» Дмитрий Артамонов. — Мы фокусируемся на эксклюзивных торговых марках, которые создаем вместе с крупнейшими виноделами России».

пресс-служба торговой сети «Пятерочка»
Фото: пресс-служба торговой сети «Пятерочка»

Для покупателей акция — возможность познакомиться с разными образцами российских вин и сформировать свое отношение к отечественным производителям. Для торговых сетей же это способ привлечь внимание к российским винам и оценить спрос для дальнейшего развития категории.

Чтобы упростить выбор своим гостям, специально к акции «Пятерочка» совместно с винными экспертами разработала гид с картой винодельческих регионов и рекомендациями по выбору вина к соответствующей гастрономии.

Ставки сделаны

Крупные сети, видя потенциал рынка российского вина, заинтересованы в постоянном развитии ассортимента и в работе с ценовой политикой. Держать невысокую цену на качественные вина не только в дни акций, но и на постоянной основе позволяют как раз эксклюзивные торговые марки (ЭТМ).

По словам Дмитрия Артамонова, винный чек в «Пятерочке» по Санкт-Петербургу составляет примерно 450 руб., а в менее крупных регионах может отличаться на 10% в меньшую сторону. Неизменным, однако, остается соотношение российского и импортного вина в продажах: первое, как уже сказано выше, по объемам выигрывает. И хотя виноделы говорят о росте спроса, в том числе на вина в ценовой категории 800 руб. и выше, драйвером продаж по-прежнему остаются вина среднего и средне-низкого ценовых сегментов.

Разработкой эксклюзивных торговых марок «Пятерочка» занимается совместно с крупнейшими российскими производителями. Вина в высоком ценовом сегменте занимают небольшую долю ассортимента, сеть фокусируется на винах в диапазоне от 300 до 450 руб. Из 40% российского вина на полках сети более половины (58%) приходится на ЭТМ. Цены на вина под ЭТМ, как правило, на 5–15% ниже, чем на брендовые наименования. Но обусловлено это лишь стоимостью, которую производитель закладывает в продвижение собственного бренда.

«Доля продаж российского вина в «Пятерочке» может вырасти с текущих 55% до 70% в ближайшие три-пять лет. Здесь мы очень сильно связаны с наличием самого продукта. Согласно нашим ожиданиям, продажи будут расти только с ростом винодельческих территорий», — рассказывает Артамонов.

Тем временем стимул к расширению территорий для виноделов велик не только за счет увеличения спроса и потенциальной возможности нарастить свою долю на полке российских магазинов (в настоящее время Роскачество называет цифру в 55% и говорит о возможности увеличить присутствие отечественных вин до 80%). Еще одним драйвером увеличения площади виноградников становится обсуждаемая стратегия по наращиванию экспорта российского вина, главным направлением для которого должен стать Китай.

Поделиться