«Машина» едет. Главное с форума РБК «Инфраструктурные инвестиции»
Точки роста и наиболее перспективные сферы для инвестирования в условиях новой экономической реальности стали предметом обсуждения на форуме РБК «Инфраструктурные инвестиции». Участники, собравшись в новом Центре событий РБК в Москве, сосредоточились на стратегии государства и бизнеса по развитию инфраструктуры, обозначили итоги 2022 года и прогнозы на 2023-й, оценили выгоду инвестора и удачные стратегии.
Полное содержание этого «мозгового штурма» с историями успеха и прогнозами доступно на сайте форума РБК, ниже собраны ключевые аргументы в споре, который развернулся между участниками.
Инфраструктурный инвестор — государство или бизнес?
Пленарное заседание форума на тему «Инфраструктура для новой экономики» началось со слов вице-президента Сбербанка Михаила Чачина о том, что рынок ощущает себя «сильно лучше, чем казалось несколькими месяцами ранее». Инвесторы и бизнес-сообщество адаптировались к 2022 году и готовы к рывку, а для тех, кто думает о вложениях в инфраструктуру, есть «две хорошие новости». Без ее развития России не обойтись, а функция государства как заказчика будет возрастать, что дает определенность. Второе важное понимание, по мнению представителя «Сбера», заключается в том, что «мы адаптировались и можем себе позволить очень масштабные проекты — не только в строительстве дорог, жилья, но и инфраструктуры».
Со своей стороны, член правления «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков видит от власти мало инициатив для приложения инвестиций. «Нам и хочется участвовать, но нет проектов, у государства нет предложений и идей. И экспертиза накоплена, и эксперты есть, но некуда приложить», — заявил он. Есть локальные намерения, но необходимы новые федеральные проекты масштаба трассы М-11 Москва-Петербург, особенно на Дальнем Востоке.
Строительство — локомотив. Инфраструктура — топливо для экономики
О той же проблеме «недоучастия» государства в запуске масштабных проектов говорил председатель комиссии РСПП по жилищной политике и президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец: низкое развитие региональной инфраструктуры задает предел развития другим отраслям, например стройбизнесу. «Инфраструктура растет как дерево: сначала толстым стволом, потом тонкими кольцами. Без магистральной сердцевины ничего не сделать: построить дом проблем нет, но дом — это листочек на ветке». А если негде зарабатывать и нечего делать, добавил он, то человек не покупает дом, а «голосует ногами» и переезжает из Сибири в центр к развитой инфраструктуре. Деньги у граждан есть: Казинец привел данные о том, что за последние четыре месяца потребители отложили избыточных накоплений на 12 трлн руб. Но вот тратить их, например, на покупку жилья они не спешат.
Строительную отрасль участники форума РБК назвали признанным локомотивом новой российской экономики. Перспективам отрасли и инвестиций в нее организаторы посвятили отдельную панель «Итоги и прогнозы на рынке жилой и коммерческой недвижимости 2022», а генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров уточнил, что в целом, с учетом упомянутых 12 трлн руб., на депозитах у россиян скопилось 34 трлн руб. Тратить их они не спешат из-за неопределенности, и можно предположить, что отнесут свои накопления они тем, кто предложит надежные и долгосрочные проекты. Причем участники девелоперской дискуссии сошлись во мнении, что в строительной отрасли меры господдержки сработали в 2022 году крайне эффективно.
Длинные планы, короткие деньги
Для инвестора вложения в инфраструктуру имеют слишком низкую и долгую доходность, какую бы ключевую роль в экономике она ни играла, считает директор подразделения «Инфраструктурные облигации» «Дом.РФ» Александр Аксаков. Однако именно инфраструктурные проекты могут стать локомотивом развития, уверен он, а для рывка необходимы усилия со стороны финансового рынка для повышения спроса на проектный риск. С ним согласился Леонид Казинец, констатировав, что на таком рынке у инвестора нет выхода на длинные и дешевые деньги. Вице-президент Сбербанка Михаил Чачин добавил, что по мнению его финансовой организации, требуется также модификация законодательства о партнерстве бизнеса и власти — изменение закона о концессии и новые подходы к ГЧП. Текущий портфель Сбера — 270 концессий на 150 млрд. руб., а может быть на порядок больше.
"Частникам" возразил заместитель директора Фонда развития территорий Наиль Сайфуллин, заявив, что нельзя говорить об отсутствии проектов, которые поддерживаются и субсидируются правительством. «Государство в ногу со временем адаптировалось и переходит к иным формам поддержки, нежели строительство объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы и прямых субсудий», — сообщил он. Заместитель директора ФРТ сообщил, что президент и премьер РФ поддержали инициативу федерального «инфраструктурного меню», который включает в себя ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу субъектов федерации, застройщиков, подрядчиков и других компаний. Наиль Сайфуллин назвал это «современным способом государственно-частного партнерства, который позволит получить синергию от финансирования как за счет средств бюджета, так и за счет частных инвесторов».
Подытожить настроения многих участников пленарной дискуссии можно высказыванием Леонида Казинца: «Инвестиции — это как машина. Когда мы разгоняем ее, то тратим топлива больше среднего. Затем выходим на плато, а затем убираем ногу с педали газа — расход почти нулевой, но машина едет». В инфраструктурных проектах сейчас именно такая ситуация — «машина» едет, но денег вливается в нее немного, и она замедляется.