Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Axios узнал о запрете Израиля поставлять на Украину ракеты Spike Политика, 01:56
Жозе Моуриньо повторил рекорд по числу побед в финалах еврокубков Спорт, 01:12
В РСТ сочли нерентабельной инициативу о запуске чартерных поездов в Крым Общество, 01:08
Зеленский раскритиковал позицию Киссинджера об уступках Украины России Политика, 00:59
В Госсовете Крыма предложили отказаться от изучения английского в школах Общество, 00:09
Google отключит в России часть ускоряющих загрузку контента серверов Технологии и медиа, 00:00
МАГАТЭ сообщило о тоннах плутония и обогащенного урана на Запорожской АЭС Политика, 00:00
«Рома» стала первым в истории победителем Лиги конференций Спорт, 25 мая, 23:56
19-летний теннисист отыграл матчбол и прошел в третий круг «Ролан Гаррос» Спорт, 25 мая, 23:32
Госдеп призвал не отключать Россию от интернета Политика, 25 мая, 23:30
Киев заявил об отсутствии предварительных условий на переговоры с Россией Политика, 25 мая, 23:08
Ибрагимович перенес операцию на колене и выбыл до конца года Спорт, 25 мая, 22:59
Подоляк заявил о призывах Запада уступить часть территорий России Политика, 25 мая, 22:44
Лайшев поддержал тренеров после жалобы фигуристки Нугумановой на травлю Спорт, 25 мая, 22:26
Финансы ,  
0 

Костин предупредил о рисках «закрытых» экосистем, «как это было в Китае»

ВТБ намерен строить «открытую» экосистему по принципу партнерства с другими компаниями. «Закрытая» экосистема требует больше средств на поглощение игроков и приносит убыток, объяснил Андрей Костин
ВТБ VTBR ₽0,03879 +1,06% Купить
Андрей Костин
Андрей Костин (Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости)

Глава ВТБ Андрей Костин на встрече топ-менеджеров банка с журналистами объяснил разницу между открытой экосистемой, которую строит ВТБ, и закрытой.

«Замкнутые экосистемы предлагают клиенту ограниченный набор сервисов и поставщиков любого рода продуктов лишь в своем периметре, такая экосистема — исключительный держатель продукта. В открытой экосистеме партнеры могут предоставлять своим клиентам продукт, не являясь его держателем», — сказал Костин. В пример он привел инвестиционные продукты ВТБ, встроенные в интерфейс «Яндекса»; мобильное приложение «Магнита», через которое клиенты ретейлера могут совершать платежи либо оформить банковскую карту; а также партнерство со строительной компанией ПИК, клиенты которой получили возможность полностью удаленно проводить сделки покупки квартиры с привлечением ипотеки от ВТБ.

Костин также назвал риски и минусы закрытой экосистемы, которые можно избежать при партнерствах: «Во-первых, создание закрытой экосистемы требует очень много денег (для поглощения компаний из разных отраслей и интеграции в экосистему. — РБК). Во-вторых, мы уверены, что рано или поздно такая модель столкнется с ужесточением регулирования, как это было в Китае, когда жестко дали по рукам Alibaba за попытку выхода из цифрового в финансовый бизнес. Какие-то ограничения, я думаю, будут вводиться, чтобы избежать такого сращивания, монополизации этих процессов. Наконец, сегодня такие экосистемы приносят только убыток, хотя он может быть зашит в «другие расходы». В открытой экосистеме на этапе ее создания расходы тоже немаленькие, но они равномерно распределяются между партнерами».

ЦБ предупредил об угрозе распространения проблем в экосистемах банков
Финансы
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

На рынке есть примеры экосистем, которые формируются за счет покупки конкретной компании, ее ребрендинга и получения выгод за счет направления контролируемого платежеспособного спроса внутрь продуктов и сервисов приобретенной компании, добавил зампред ВТБ Анатолий Печатников: «Мы выбрали для себя другой путь — через формирование партнерских отношений. Он предусматривает создание на цифровых платформах наших партнеров «цифрового банка» с нашими платежными инструментами, которые клиенты партнера используют при совершении повседневных покупок. Финансовые продукты могут предлагаться как под брендом ВТБ, так и под брендом партнера. Клиенты пользуются ими, а доход от этих операций ВТБ будет делить со своими партнерами».

Крупнейшие экосистемы

ВТБ строит свою экосистему с начала 2019 года. Банк был готов заплатить консультантам за помощь в ее создании 158 млн руб. В конкурсном документе на сайте госзакупок для поиска консультантов ВТБ объяснял, что значительную часть роста банковского бизнеса необходимо обеспечить за счет развития стратегических партнерств и новых направлений работы, так как наблюдается глобальная тенденция к снижению доходности традиционных банковских продуктов. По словам Костина, приоритетными направлениями экосистемы ВТБ являются розничная торговля, электронная коммерция, интернет и медиа, телеком и связь, жилье и коммунальные услуги, транспорт и логистика.

Pro
Болит голова: как с этим справиться и можно ли предотвратить
Pro
Фото:  Shutterstock Почему инвесторы бегут из крипты: две причины и одна теория заговора
Pro
Фото: Columbia Business School 6 вариантов лучше, чем 24: психолог Шина Айенгар — о парадоксе выбора
Pro
Фото: Kai Schwoerer / Getty Images Доллар по 180: зарубежные аналитики — о реальном курсе рубля
Pro
Фото: Chris Hondros / Getty Images Продажи предметов роскоши растут быстрее ожиданий. Как на этом заработать
Pro
Не все можно заменить: без этих ИТ-сервисов бизнесу будет особенно сложно
Pro
Фото: David Ramos / Getty Images Некоторым даже поднимут зарплату: краткосрочный прогноз для рынка труда
Pro
Два кейса, как удерживать работников с помощью stay-интервью

Крупнейшую банковскую экосистему страны формирует Сбербанк, она развивается с 2017 года: для ее построения банк покупает других игроков финансового и нефинансового рынка. Сейчас в нее входит около 30 компаний и сервисов по многим направлениям: электронная коммерция, доставка годовой еды, такси, каршеринг, медиа и развлечения, мобильный оператор, здравоохранение, сделки с недвижимостью и т.д. За три года «Сбер» потратил на развитие экосистемы $1 млрд, что составляет 3% чистой прибыли. Общий объем инвестиций «Сбера» в нефинансовые активы экосистемы на конец 2020 года составил около 150 млрд руб.

Сбербанк впервые раскрыл доходы от своего небанковского бизнеса
Финансы
Фото:Владимир Гердо / ТАСС

В 2020 году Сбербанк провел масштабный ребрендинг, переименовав себя в «Сбер», а также добавив эту приставку к названиям многих своих «дочек». По итогам 2020 года, когда Сбер впервые раскрыл доходы от небанковского бизнеса, выручка от нефинансового бизнеса составила 71,4 млрд руб. Для сравнения: выручка всего Сбербанка в 2020 году составила 3,37 трлн руб., то есть на нефинансовый бизнес пока приходится чуть больше 2%. Доля в операционном доходе составляет 1,1%. Совокупная EBITDA нефинансовых сервисов (прибыль до вычета расходов на амортизацию, финансовых расходов или доходов, а также налога на прибыль) в 2020 году была отрицательной: минус 11,9 млрд руб. против положительного результата в 2,2 млрд руб. в 2019 году.

Партнерства выгоднее экосистем, хотя для Сбербанка с его долей на рынке экосистемы и могут иметь смысл, говорил в интервью РБК главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский. «В партнерстве, в отличие от экосистемы, никто никого не поглощает, не доминирует. Это такой взаимовыгодный баланс экономических интересов. Каждый остается в своей культуре, в своей команде», — объяснял он.

Материалы к статье
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"