Перейти к основному контенту
Финансы⁠,
0
Эксклюзив

Власти предложили ограничить звонки роботов-коллекторов должникам

Им придется подчиняться тем же правилам, что и сотрудникам банков и агентств
Звонки, совершенные роботами, хотят приравнять к звонкам от сотрудников банков или коллекторов, следует из разрабатываемых поправок к закону о взыскании. Это даст право должнику ограничить количество таких обзвонов
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Звонки должникам, которые совершаются с помощью роботов-коллекторов, попадут под регулирование. Использование взыскателями автоматизированных систем предлагается считать непосредственным взаимодействием с человеком, следует из рабочей версии проекта федерального закона «О взыскании», который разрабатывает Минюст при участии Федеральной службы судебных приставов (есть у РБК). Документ сейчас обсуждается с представителями бизнеса, сообщили РБК два участника рабочей группы по законопроекту.

В Минюсте подтвердили работу над проектом, но отказались комментировать его содержание. В ФССП сообщили, что не осуществляют нормативно-правовое регулирование своей деятельности. В Банк России подобная инициатива не поступала, отметил представитель ЦБ.

Доля плохих долгов россиян в банках достигла минимума за шесть лет
Финансы
Фото:Михаил Терещенко / ТАСС

Как закон будет регулировать работу роботов-коллекторов

  • В законе «О взыскании» могут появиться понятия «автоматизированный интеллектуальный агент» и «робот-коллектор». К ним будут относить инструменты для отправки голосовых сообщений, а также системы, которые способны «генерировать речь и поддерживать произвольные сценарии разговоров с должниками или иными лицами», следует из текста проекта.
  • Использование кредиторами или взыскателями роботов-коллекторов будет считаться непосредственным взаимодействием с человеком. Сейчас таким взаимодействием считаются только личные встречи и телефонные разговоры с должниками. Например, заемщик с просрочкой может отказаться от таких контактов со взыскателем в рабочие дни после 22:00 и до 8:00, а также в выходные с 20:00 до 9:00.
  • Должники, согласно обсуждающейся версии законопроекта, также получат возможность ограничить частоту звонков от роботов-коллекторов. Сейчас ограничения распространяются на обзвон от лица живых представителей коллекторского агентства или кредитора. По инициативе должника взыскатель может звонить не более одного раза в сутки, двух раз в неделю или восьми раз в месяц.

Каких роботов используют коллекторы

Автоматизированные системы для обзвона должников начали широко применяться с 2016 года. Чаще всего роботы используются при первом звонке человеку, поскольку сценарии таких разговоров наиболее универсальны, говорит собеседник РБК в крупном коллекторском агентстве. Сценарии разговора, или скрипты, которые используются для автоматизированного обзвона, зависят от того, какой раз взыскатель контактирует с должником и длительности допущенной просрочки. Роботов-коллекторов условно делят на четыре типа.

  • Статические автоинформаторы. Они совершают звонок и передают голосовое сообщение о задолженности.
  • Базовые роботы. Системы, которые способны распознавать простейшие фразы собеседника-должника («да», «нет», «не знаю») для озвучивания информации по скрипту.
  • Односторонние системы. Роботы, которые способны распознавать фразы должника и формировать ответы на вопросы.
  • Интеллектуальные помощники. Роботы, способные сохранять именованные сущности. Это системы, которые могут не только воспринимать ответы должника, но и сохранять их для создания сценариев последующего разговора. Подобный робот-коллектор, например, может запомнить, почему человек отказывается выплачивать долг и использовать эту информацию во время следующего звонка.

Нужно ли защищать должников от роботов-коллекторов

Использование автоматизированных систем — обычное явление в работе профессиональных взыскателей, но иногда они злоупотребляют этим, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. «В некоторых случаях, позвонив с определенного номера и произведя коммуникацию с должником, недобросовестные взыскатели могут начинать с этого же номера совершать звонки с автоматическими сбросом. То есть у должника на телефоне образуется куча пропущенных звонков, при этом формально это не засчитывается за контакт в силу отсутствия соединения с абонентом, но по факту давление происходит», — поясняет она. По ее мнению, «спрос» с роботов-коллекторов должен быть таким же, как и со специалистов агентств.

На автоматизированные системы приходится 68% от всех взаимодействий с должниками, вопрос их регулирования сейчас обсуждается с контролирующими органами, отмечает гендиректор коллекторского бюро «АБК» Дмитрий Теплицкий. Они уже могут приравнивать звонки от робота-коллектора к телефонным, а значит, взыскатели несут ответственность за слишком частые контакты с должниками, добавляет он.

Минэк предложил дать россиянам возможность выкупать свои долги со скидкой
Финансы
Фото:Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Впрочем, четкого регулирования сейчас нет, утверждает гендиректор «Первого коллекторского бюро» Павел Михмель: «Надзорные органы воспринимают автоматизированные системы по-разному. В законе нет единых правил по представлению робота при осуществлении звонка, по количеству возможных взаимодействий с должником». По его оценкам, автоматизированные системы сейчас обслуживают 30% портфеля ПКБ, бюро заинтересовано «в разработке четких правил общения робота с должниками».

Нововведения нужны участникам рынка, соглашается президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев. По его словам, это позволит закончить спор о том, к какому виду взаимодействия относить контакты роботов с заемщиками.

Помогут ли поправки должникам

Возможности для активного обзвона граждан сократятся — взыскатели не смогут использовать роботов в дополнение к звонкам от живых специалистов, подчеркивает Мехтиев. «Робот-коллектор будет выделен как новый способ взаимодействия, однако при этом число возможных контактов не увеличится. У коллектора будет право выбора: либо позвонит оператор, либо робот», — поясняет президент НАПКА.

Дополнения в закон можно считать техническими, считает один из участников обсуждения, председатель комиссии по финансовой безопасности Торгово-промышленной палаты Иван Рыков. «Правила будут понятнее, и злоупотреблений со стороны коллекторов будет меньше, но вряд ли это кардинально повлияет на систему взыскания», — констатирует он. Тем не менее если заемщик не взял трубку или связь оборвалась, звонок робота-коллектора по-прежнему не будет считаться контактом, добавляет Рыков.

Как россияне жалуются на коллекторов

В первом полугодии 2019 года Федеральная служба судебных приставов рассмотрела свыше 14 тыс. жалоб от граждан по поводу некорректного взыскания долгов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число обращений выросло на треть. 65% жалоб касаются так называемых «черных» коллекторов — юрлиц, которые не включены в государственный реестр и не соблюдают профильный закон «О взыскании».

Обоснованными были признаны лишь 10% заявлений, поступивших в ФССП. В службе поясняли, что чаще всего россияне жалуются на время и количество звонков.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 19:21
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 19:21
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay РБК и City Bay, 19:59
Выступление Путина на торжественном приеме в Индии. Видео Политика, 19:57
Импортозамещение, кибербезопасность и ИИ: опыт «Еврохима» и «К2Тех» Отрасли, 19:51
В Дели пройдет иммерсивная выставка Никаса Сафронова Life, 19:50
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
ЦСКА нанес финалисту Кубка Гагарина третье подряд поражение Спорт, 19:39
Финка Минккинен в 30 лет впервые победила в личной гонке в КМ по биатлону Спорт, 19:37
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Путин завершил визит в Индию Политика, 19:37
Минцифры предложило приравнять автоправа на «Госуслугах» к бумажным Общество, 19:24
Как малый бизнес превращает операционку в стратегическое преимущество Отрасли, 19:23
Reuters узнал, чем G7 и ЕС хотят заменить потолок цен на российскую нефть Политика, 19:17
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
Путин индийской поговоркой описал отношения Москвы и Нью-Дели Политика, 18:58
«Билайн» запустил защищенный мессенджер eXpress для бизнеса Отрасли, 18:57