Как перестать бояться публичных выступлений: 10 советов
Как и где выступать, чтобы сделать проект известным
Важный шаг в подготовке выступления — понять, где «живет» целевая аудитория, какие у нее «места силы»: где она слушает выступления и кого уже читает. Исходя из этой информации вы быстрее получите отклик, подберете форматы и места для выступлений. Расписание профильных конференций и круглых столов можно посмотреть в сети. А еще есть сообщества выпускников бизнес-школы «Сколково», клубы «Атланты», «Эквиум», множество женских бизнес-клубов — все это отличные площадки для установления связей и демонстрации экспертности. А неопытным спикерам для старта подойдут более демократичные варианты: подкасты, ТГ-каналы, интервью, совместные эфиры в социальных сетях.
Как часто выступать
Регулярный график выступлений важнее редких ярких выходов. Составьте список мероприятий, на которых хотите выступить, и придерживайтесь этого плана. Основное правило — чем чаще, тем лучше. Тема выступлений может быть даже одна, но, чтобы не надоедать слушателям, можно постепенно углубляться в нее или варьировать подачу и заложенные смыслы.
Стоит посмотреть все профильные мероприятия в своей сфере бизнеса и запланировать регулярные появления на публике в течение года. Частота выступлений может быть привязана и к запуску проекта. Исходя из даты запуска стоит заранее составить график, когда следует начать говорить о проекте и в какой момент наращивать частотность. Например, оптимальный срок для этого — за месяц до начала проекта: стоит чаще выступать на эфирах, следить за мероприятиями в сообществах и бизнес-клубах, чтобы договориться об участии в качестве спикера. Также самое время пролистать свою записную книжку и вспомнить, кто еще может помочь появиться на публике — может, найдутся знакомые, которые ведут подкаст о бизнесе.
В период перед запуском в речь нужно добавлять конкретные упоминания о продукте и дате его выхода, по возможности собирать предзапись, вводить специальные условия для гостей. Если недостаточно мероприятий, на которых эксперт может выступить в это время, можно организовать их своими силами.
Однако важно верно оценить, насколько часто личная энергоемкость человека позволяет ему выступать: один спикер может выходить на сцену пять раз в день, а другому необходимо три дня на восстановление после часовой речи. Слушайте себя и находите время для восстановления — так вы сохраните энергию, почувствуете уверенность и улучшите качество подачи.
Как регулировать сложность выступления
Многие предприниматели общаются с любой публикой на профессиональном и совершенно непонятном языке. Думают, что простая речь снижает их экспертность в глазах других.
Здесь важно учитывать аудиторию и выделить три уровня сложности речи. Образно: уровень провизора, врача-терапевта и хирурга. Например, когда человек приходит в аптеку к провизору и просит таблетку от головной боли, тот дает ему лекарство и максимально просто рассказывает о его приеме и действии. Когда пациент приходит к терапевту, врач говорит уже более профессионально языком — называет некоторые диагнозы и другие термины, объясняет их. Это более сложно, но все еще понятно. Когда же специалисты встречаются между собой, например хирурги на симпозиуме, они общаются на профессиональном языке, который понятен только им. Если в этой ситуации хирург начнет излагать мысли на бытовом уровне, это будет странно и неуместно. Соответственно, правильный выбор языка для аудитории — залог успеха, а самый главный навык нашего времени — умение говорить легко о сложном.
Помните о трех уровнях сложности речи: говорите с аудиторией на понятном ей языке.
- В соцсетях, ТГ-каналах и подкастах можно общаться достаточно просто.
- Бизнес-сообщества и школы требуют более высокого профессионального уровня.
- Профильные конференции — это тот самый «симпозиум хирургов», где нужно максимально экспертно излагать свою тему.
Перед подготовкой решите, кто вы сегодня — «провизор», «терапевт» или «хирург», и подберите лексику и примеры под эту роль.
Как выбрать формат мероприятия
Наиболее эффективный способ донести нужное сообщение до слушателей — сольное выступление. Однако это самый трудоемкий вариант, который требует тщательной подготовки. Для неопытных предпринимателей он может быть пугающим. Поэтому новичкам лучше начинать с более «безопасных» форматов, где спикер наряду с другими экспертами обсуждает определенную тему. Например, интервью, дискуссионные панели и эфиры в Telegram. Сольное выступление дает максимальный эффект и помогает развить уверенность, а групповые занятия уменьшают стресс и подходят для начинающих. Меняйте форматы от простого к сложному — так навыки развиваются постепенно и без перегрузки.
Как создать поддерживающую связь с аудиторией во время выступления
Можно выделить несколько основных секретов эффективного диалога.
1. Грамотно составить структуру изложения
Публика любит три вещи:
- когда с ней говорят о полезном,
- когда говорят о ней самой,
- когда ее развлекают.
Поэтому основная задача спикера — эти три фактора совместить.
Для этого необходимо понять цели и мотивы аудитории. После подготовить тезисы и структуру выступления, адаптированные под интересы слушателей — это поможет не терять смысловую нить. В конце добавить в речь элементы простоты и юмора, чтобы выступление было интересным и понятным.
По формату изложения выделю два основных варианта: линейный и проблематизирующий. В первом случае спикер сразу рассказывает о продукте, а затем призывает к покупке. Во втором случае он сначала выдвигает проблему, а затем предлагает решение. Наиболее вовлекающий, разумеется, второй. Используйте формат: сначала проблема, потом решение, добавляйте вопросы-«крючки».
2. Использовать вербальное и невербальное управление аудиторией
Голос должен звучать уверенно и спокойно, а интонации — идти вниз, демонстрируя основательность и убедительность высказываний. Именно речь, ее тембр и темп показывают уверенность, поэтому предприниматель обязательно должен учиться ими владеть. Если спикер торопится и говорит на высоких тонах, это лишь выдает его нервозность.
Оценить собственную речь и интонации можно заранее. Для этого запишите свой голос, например в голосовых сообщениях, а затем внимательно переслушайте. Уверенно ли звучит голос? Не слишком ли высокие интонации? Это поможет услышать, как обычно вы говорите, и понять, над чем нужно работать.
Тело спикера также должно выражать уверенность и комфорт, а не беспокойство. Оно должно занимать достаточно пространства и быть свободным. Многие спикеры чувствуют себя зажатыми, как в клетке, а иные начинают бегать по сцене, поскольку беспокойство не позволяет им оставаться на месте.
Заранее вспомните, как вы обычно позиционируете себя в большом пространстве и какие позы выбираете. Затем посмотрите, как это выглядит со стороны — лучше снять на видео. Оцените, достаточно ли уверенно выглядите? Или прячете руки, а позиция ног выглядит странно? Производите ли впечатление уверенного человека? Или только кажется, что поза отличная, но со стороны она выглядит зажатой?
Глаза: очень важен зрительный контакт. Для спикера это часто самый трудный и страшный элемент взаимодействия со слушателями. Помните, что аудитория — это люди, с которыми вы ведете диалог, по максимуму устанавливайте зрительный контакт с ними. В камерном формате это можно сделать практически с каждым участником аудитории, тогда как в большом зале это невозможно, и понадобится особое умение распределять внимание.
Улучшать этот навык можно с помощью ежедневных тренировок. Например, во время деловых встреч осознанно старайтесь дольше держать зрительную связь с каждым из собеседников, особенно если их несколько. Проверяйте, достаточно ли распределяете времени на каждого из них. Или работаете на одного человека, с которым комфортно, а остальных избегаете?
В случае онлайн-форматов визуальный контакт со слушателями не менее актуален. Спикер должен визуализировать аудиторию по ту сторону экрана, например представить некий собирательный образ, аватар зрителя и обращаться непосредственно к нему. Это помогает звучать более естественно.
Иногда уверенному выступлению мешают собственные паттерны после неудачного опыта. Например, если в прошлом была ситуация, когда человек растерялся при ответе на вопрос, он теперь боится этой части выступления. Чтобы убрать страх, можно заранее подумать: какие вопросы вызывают ступор? Могут ли спросить что-то действительно сложное и что именно? Соответственно, необходимо выписать вопросы и заранее подготовить ответы. Далее попросите члена команды или тренера по публичным выступлениям провести краш-тест — задавать эти вопросы в формате интервью. Либо потренируйтесь и выступите полностью с презентацией, а затем ответьте на вопросы.
В целом проговорить речь предварительно перед другом, коллегой, а лучше человеком, не владеющим темой, — хорошая идея. Посмотрите, какие вопросы у него возникнут, все ли человеку понятно. Часто бывает, что спикеру только кажется, что речь логична и последовательна, тогда как слушатели видят нестыковки, поскольку не владеют полной информацией. Эта практика поможет перестроить вступление и более плавно донести мысль.
Попросите также обратную связь о метафорах в вашей речи. Достаточно ли они яркие, образные и понятные? Может, их не хватает, и речь кажется скучной? Проведите мозговой штурм с командой по маркетингу и подумайте, через какие образы и метафоры можно рассказать о теме и продукте.
Обычно в бизнесе главные смыслы и большие идеи исходят от первого лица, владельца и идейного вдохновителя. Однако более практические вещи можно прорабатывать вместе с командой — маркетингом, пиаром или коллегами из других отделов. То, что замечают они, собственник компании может не видеть.
В целом любое публичное выступление требует подготовки. Чем больше спикер практикуется заранее, тем меньше неизвестности и неуверенности на мероприятии. Даже опытные спикеры всегда готовятся к каждому выступлению.
Чередуйте форматы: сначала контент, затем пример, потом вопрос. Тренируйте темп речи и делайте в ней паузы — это поможет меньше волноваться и стать увереннее.
3. Определить свою роль в общении с аудиторией
Спикеру необходимо понять, хочет ли он быть равным публике или, может быть, встать на уровень выше. Это всегда зависит от контекста и целей, которые ставит перед собой предприниматель. После этого подобрать тон общения и стиль повествования будет легко.
Сначала определитесь, какую роль вы берете на себя. Например, в начале выступления скажите: «приглашаю вас подумать вместе» или «поделюсь практикой». Озвучив роль, вы задаете настрой и помогаете слушателям понять, чего ожидать.
4. Превратить выступление в диалог
Распространенная ошибка, которая любую речь превращает в скучную лекцию, — изложение в формате монолога. Это неправильно. Даже если говорит только спикер, с залом следует разговаривать и как минимум задавать риторические вопросы — они возвращают внимание слушателей. Проводите мини-голосования, просите слушателей поднимать руку, если у них есть вопрос. Время для вопросов обычно наступает примерно на 30-й и 60-й минутах. Такой интерактив помогает вернуть внимание аудитории и снижает тревожность спикера.
Выступление перед командой: ключ к формированию HR-бренда
Сегодня все больше владельцев крупного бизнеса вовлекаются в процесс создания HR-бренда и общения с командой. По данным iConText Group, в России эти цифры достигают 74%. Эксперты hh.ru рекомендуют обновлять стратегию развития бренда не реже раза в год с оглядкой на текущий контекст. Так, например, в 2023 году в трендах фигурировали возможность удаленной работы, причастность к глобальным целям и честность.
Действительно, один из главных секретов заключается в умении вдохновлять и мотивировать публику, в том числе своих подчиненных. Для этого нужно быть искренним и доносить мысли, которые, с одной стороны, зажигают предпринимателя, а с другой — вызывают интерес аудитории. Невозможно мотивировать команду, если у предпринимателя нет искры, которая его зажигает. Кроме того, важно говорить не только о собственных целях, но и о мечтах и задачах своей команды, чтобы ее члены чувствовали себя сопричастными к решению общей задачи.
При выступлениях на стороннюю аудиторию для формирования HR-бренда стоит использовать реальные кейсы и истории успеха команды. Это поможет потенциальным сотрудникам понять, чего они могут достичь, работая в компании. Простой пример. Недавно клиент делился, что после мероприятий ему часто говорят: «Я посмотрел ваши интервью и понял, что хочу с вами работать». Этот человек на разных площадках выступает как собственник бизнеса, где рассказывает о себе, своих ценностях и планах. Молодые ребята слушают и приходят к нему на работу, потому что им импонируют его видение, масштаб, цели и ценности. Регулярно рассказывайте о своих кейсах — это укрепляет репутацию работодателя, усиливает HR-бренд и помогает быстрее найти нужных сотрудников.
Как сделать публичные выступления трамплином для саморазвития
Каждый выход на сцену — это возможность совершенствоваться, исправлять ошибки и расти не только как спикер, но и как личность. Ниже несколько основных точек для развития с помощью выступлений.
- Работа с травмами и скрытыми паттернами. Каждое выступление — это стресс и, более того, кризис. В публичном поле спикер сталкивается с реальным собой, страхами и триггерами, к которым иногда бывает не готов. Тело и голос часто предают и выдают паттерны, которые хранятся глубоко в подсознании. Если в обычной жизни он их никому не демонстрирует, то на выступлениях они проявляются непроизвольно. Под софитами человек проходит через некий катарсис — проверку смыслов.
- Развитие мышления. Публичные выступления требуют от спикера умения излагать мысли в связной и убедительной речи. У каждого в голове витает множество мыслеформ, но структурировать их в связную речь и доносить свои смыслы другим — качество лидера.
- Умение управлять собой и другими. Это также и навык управлять аудиовизуальным восприятием других, рождать в умах слушателей картинки, работать с их и своей энергией. Спикер должен уметь контролировать себя, тогда он сможет делать это и в отношении других. Каждый опытный спикер четко понимает, с какой целью выходит на публику и к какому действию или эмоции ведет ее.
Публичные выступления — это не только инструмент продвижения и способ передать информацию, но и возможность для саморазвития и личностного роста. Используйте каждое выступление как шанс выйти за пределы зоны комфорта, и это подарит массу открытий — от инсайтов о себе и текущей ситуации до глобального переосмысления опыта и новых целей̆. После каждого выступления записывайте, что получилось хорошо, что можно улучшить и что лучше убрать. Так страх постепенно сменяется чувством контроля.
10 советов, как перестать бояться публичных выступлений:
- Выбирайте площадки, где собирается ваша аудитория — конференции, клубы, подкасты, эфиры в Telegram.
- Составьте календарь выступлений, привяжите их частоту к запуску вашего проекта.
- Подбирайте язык в зависимости от аудитории (провизор, терапевт, хирург).
- Начинайте с «безопасных» форматов: интервью, панели, совместные эфиры.
- Создайте структуру выступления: цель, тезисы, примеры, призыв к действию.
- Тренируйте голос, темп и паузы; записывайте себя на аудио или видео.
- Следите за языком тела и зрительным контактом.
- Проведите краш-тест вопросов и заранее подготовьте ответы.
- Добавьте интерактив: вопросы, мини-голосования, риторические «крючки».
- Используйте кейсы команды и выступления, чтобы усилить HR-бренд.
