Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Чтобы достичь мастерства, нужны не 10 тыс. часов практики, а нечто другое

Кажется, что если работать усерднее и больше, чем другие, то и результат будет выше. Но теперь у ученых есть данные: даже Моцарт, которого часто приводят в пример, добился всего не благодаря усердной практике, а вопреки. Мастерству не нужны такие жертвы
Фото: sheff / Shutterstock / Fotodom
Фото: sheff / Shutterstock / Fotodom

Публикуем отрывок из книги известного психолога доктора наук Адама Гранта «Скрытый потенциал. Наука достижения великих целей», выпущенной издательством «МИФ». Грант — выпускник Гарварда, ученый-инноватор. Эксперт Google, NBA, Bridgewater и Пентагона. Автор пяти мировых бестселлеров: Think Again, Give and Take, Originals, Option B и Power Moves, которые были проданы миллионными тиражами и переведены на 45 языков. Популярный спикер TED — его выступления посмотрели более 30 млн раз.

К­огда-то в мире стала популярна идея, согласно которой достижение мастерства требует десяти тысяч часов практики, и с тех пор все тренеры, родители и учителя настаивали на одном конкретном способе совершенствования навыков. Речь идет о целенаправленной практике, представляющей собой упорядоченное повторение действий, ориентированное на улучшение результатов и основанное на достижении четких целей и получении быстрой обратной связи.

Тем не менее необходимый объем практики — вопрос более тонкий, чем концепция десяти тысяч часов. Согласно результатам исследований, количество времени, необходимого для овладения тем или иным навыком, существенно варьируется в зависимости от данных конкретного человека и выбранного им вида деятельности.

Точно можно сказать лишь, что целенаправленная практика особенно полезна для улучшения способностей в тех делах, которые отличаются предсказуемостью и согласованностью, например взмахах клюшкой в гольфе, сборке кубика Рубика или игре на скрипке.

Примечательно, что даже вундеркинды, как правило, посвящают практике долгие часы. Отец Моцарта, будучи скрипачом, ­заставлял сына усердно упражняться и установил для него настолько изматывающий распорядок, что один из биографов композитора позже назвал его жизнь безоговорочным рабством. За подобный фанатизм, конечно, приходится расплачиваться. В письмах друзьям Моцарт рассказывал, что чувствовал себя невероятно изможденным, признавался, что в подростковом возрасте у него «болели пальцы из-за необходимости сочинять так много речитативов», а ближе к 30 годам сетовал, что «устал от постоянных выступлений». Сегодня у нас есть все основания полагать, что оглушительного успеха Моцарт добился вовсе не благодаря принудительной практике, а вопреки ей.

Согласно научным данным, люди, одержимые работой, тратят на нее больше времени, чем их коллеги, но добиваются менее высоких результатов. Зачастую такие личности страдают физическим и эмоциональным истощением: под влиянием монотонной целе­направленной практики у них повышается вероятность эмоционального выгорания и скуки. Да, «скука» — довольно популярное в психологии понятие. В то время как выгоранием называют эмоциональное истощение, накапливающееся из-за перегруженности, скука описывается как эмоциональное омертвение в тех ситуациях, когда на человека воздействует слишком мало стимулов. Для достижения высоких результатов целенаправленная практика, конечно, необходима, однако не стоит перегружать себя до такой степени, при которой процесс обучения теряет всякую привлекательность, как и зацикливаться на тяжелой изнурительной работе.

В ходе исследования биографий концертирующих пианистов, снискавших мировое признание до 40 лет, выяснилось, что лишь немногие из них были по-настоящему одержимы своим ре­меслом.

В юности большинство из них практиковались в игре на фортепиано всего по часу в день, ведь их воспитывали не надсмотрщики за рабами и не сержанты-инструкторы. Напротив, родители этих людей с энтузиазмом отреагировали на изначальную моти­вацию своих отпрысков. Когда те достигали подросткового воз­раста, объем ежедневно прилагаемых ими усилий естественно и стабильно увеличивался, но их увлечение не превращалось ни в одержимость, ни в рутину. «Они практиковались, потому что им было интересно, — объясняет психолог Лорен Сосняк, — и потому что им нравилось, как преподаватель преподносит информацию».

Движущей силой первоклассных музыкантов редко становятся одержимость и принуждение. Обычно им помогает развиваться то, что психологи называют «гармоничной страстью». Это стремление получать удовольствие от процесса, что в корне отличается от подхода, в рамках которого человек готов испытывать ради достижения результата давление. Не стоит совершенствоваться из позиции «мне следует». Мне следует больше учиться. Мне следует больше практиковаться. Лучше сделать выбор в пользу желания. Мне хочется научиться. Мне нравится практиковаться. Так намного проще перейти в нужное состояние: переключившись на режим полного впитывания, человек перестает отвлекаться на внешний мир и сливается со своим инструментом. Практика должна не контролировать вашу жизнь, а обогащать ее.

«Вторник без технологий»: 10 правил цифрового детокса от коуча Google
Образование
Фото:Melinda Nagy / Shutterstock / Fotodom

Страсть к своему делу важна не только в музыке. Согласно результатам 127 исследований, испытуемыми в которых стало ­свыше 45 тысяч человек, упорство чаще способствовало продуктивности в тех случаях, когда люди были по-настоящему увлечены своей деятельностью*. Но как же создать «строительные леса» так, чтобы они помогли почувствовать интерес и мотивацию к практике? Мой любимый ответ — заняться целенаправленной игрой.

* Моя коллега Нэнси Ротбард считает, что долгие часы практики могут казаться или не казаться тяжелыми в зависимости от отношения к ней. Депрессия, трудности со сном, повышение артериального давления, высокий уровень содержания холестерина в крови… Риск развития этих проблем возрастает в тех случаях, когда люди сидят за работой допоздна, руководствуясь одержимостью, а не страстным интересом к своему делу. Более того, доказано, что одержимость — предвестник существенного дисбаланса между работой и другими сферами жизни: если человеку едва удается отвлечься от работы, это способствует развитию эмоционального выгорания. Между тем гармоничную страсть исследователи связывают с повышением уровня удовлетворенности и балансом между работой и остальными сторонами жизни: не испытывая необходимости трудиться без перерыва, сохранять равновесие намного легче. (Прим. авт.)

Подробно об игре

Целенаправленная игра представляет собой упорядоченную активность, помогающую добавить процессу развития навыков увлекательности. Она сочетает в себе элементы заранее продуманной практики и свободной игры. В отличие от последней, целенаправленная игра не только доставляет радость, но и отличается структурой, способствующей обучению и совершенствованию. Целенаправленная игра разбивает сложные задания на простые слагаемые, позволяя оттачивать один конкретный навык. [...]

Особые структуры для мотивации избегают монотонности и наделяют свою увлеченность непрерывной гармонией. [...]

Во время целенаправленной игры элементами практики часто становятся нововведения и разнообразие. Это может выражаться в интересных способах обучения, смене инструментов, разнообразии целей, взаимодействии с людьми. В зависимости от развиваемого навыка целенаправленная игра может принимать форму обычной игры или ролевой игры, а также упражнения на импровизацию.

Когда я впервые изучил результаты исследования целенаправленных игр, это помогло мне понять, что привнести гармо­ничный интерес можно в любые способы совершенствования. Тогда я задумался: а есть ли способ превратить рутину в более традиционный вид профессионального обучения? В рамках эксперимента с участием медицинских работников мы с коллегами обнаружили, что, после того как мы побудили испытуемых добавить в процесс выполнения трудных задач элементы целенаправленной игры, степень эмоционального выгорания испытуемых уменьшилась. К примеру, медсестра, работающая с аллергиками, при знакомстве стала представляться как Сестра Быстрый Укол — это незамедлительно успокаивало ее юных пациентов. Кроме того, она позволила им засекать время, за которое будет делать укол, и в результате их просьбы позвать к ним Сестру Быстрый Укол мотивировали ее выполнять свою работу все быстрее и быстрее.

Стоит отметить, что люди все чаще добавляют в процесс профессионального развития элементы упорядоченной игры. На медицинских факультетах появились курсы комедийной импро­визации, призванные привнести легкость в процесс обучения интерпретированию невербальных сигналов. Так, в ходе вы­полнения упражнения под названием «Иностранный фильм» студенты слушают, как их одногруппники выкрикивают бессмысленные слова, а затем пыта­ются расшифровать их, наб­людая за жес­тами и мимикой тех, кто их произнес. По их словам, целена­правленная игра позволяет им не только получать удовольствие, но и совершенствоваться в своей профессии. Первоначальные достижения воодушевляют: после того как упражнения на импровизацию были включены в курс коммуникации в фармацевтических учебных заведениях, студенты стали добиваться более высоких результатов в ходе обследования пациентов. Это помогало им подготовиться к выявлению основных жалоб больных и затем проявить по отношению к ним эмпатию.

Подобное улучшение можно заметить не только в сфере здравоохранения. В рамках исследования на курсах по продажам обучающимся предложили сыграть в продавцов и покупателей. «Покупатель» должен был взять в руки коробку, а «продавец» — спросить, что в ней находится; затем им полагалось вести диалог в течение трех минут и при этом не растеряться. Позже, когда они в рамках практики получали задание продать билеты на спортивный матч, те из них, кто до этого выполнял описанное выше упражнение, продали на 43% больше, чем испытуемые из контрольной группы, не участвовавшие в нем. Более того, первой группе курс обучения в целом доставил больше удовольствия, чем второй.

Учителя и тренеры часто применяют во время целенаправленной игры метод скаффолдинга, однако успехов можно добиться и самостоятельно. Например, если вы хотите улучшить навык чтения нот при игре на фортепиано, попробуйте бросить себе вызов: проверяйте, сколько нот из новых композиций вы понимаете правильно, отслеживая свой прогресс неделю за неделей. Если же вы стремитесь улучшить способность составлять анаграммы для игры в скрабл, можно попрактиковаться следующим образом: наберите случайные костяшки с буквами и пробуйте составить из них как можно больше слов за одну минуту.

Целенаправленная игра особенно популярна в спорте. Результаты множества исследований свидетельствуют, что атлеты, ко­торые на ранних этапах карьеры сосредоточиваются на каком-­либо одном виде спорта, достигают профессионализма быстрее остальных, однако затем теряют работоспособность. Если с ранних лет жизни изнурять себя слишком большим объемом работы, это повышает риск развития проблем с физическим и ментальным здоровьем. Тем не менее с использованием метода целенаправленной игры получать удовольствие и добиваться более высоких результатов становится намного легче.

Личный компас: как ценности помогают добиваться целей и принимать решения
Образование
Фото:New Africa / Shutterstock / Fotodom

В спорте целенаправленная игра обычно организована вокруг ­какого-либо слагаемого результативности или соревнования: к примеру, в теннисе можно совершенствовать навык подачи, подавая мяч как можно больше раз подряд, чтобы поставить личный рекорд. Успехом можно считать победу над соперником, улучшение собственного результата или способность успеть выполнить задачу в отведенное время. При этом не нужно считать часы — лучше отслеживайте свое развитие. Число достижений не означает победу, а служит средством для измерения личного прогресса.

В ходе одного небольшого эксперимента бразильские спортивные психологи сравнили целенаправленную игру и целенаправленную практику как две стратегии обучения юных баскетболистов. В рамках эксперимента часть игроков провела больше половины тренировочного времени за целенаправленной практикой. Тренеры обучали их ведению мяча, передаче и броскам (как с участием защитников, так и без), регулярно предоставляя обратную связь.

У других испытуемых три четверти тренировок были проведены по методу целенаправленной игры. Для развития их навыков тренеры использовали не упражнения, а специальные игры. Например, одному из членов команды разрешалось передавать мяч, но запрещалось выполнять броски или запускалась неравная борьба: один против двоих, трое против четвертых. Спустя несколько месяцев психологи испытали мыслительный процесс и креативность спортсменов обеих групп, оценивая их способность передвигаться на пустые участки поля и передавать мяч. Оказалось, что именно целенаправленная игра — а не целенаправленная практика — стала движущей силой улучшения навыков этих баскетболистов.

Создавая почву для гармоничной страсти, целенаправленная игра предотвращает эмоциональное выгорание и скуку. Это чем-то напоминает игрофикацию*, однако эти два метода все же принципиально отличаются. Игрофикация зачастую представляет собой просто хитрый трюк — попытку скрасить неинтересную работу, добившись всплеска дофамина, спасающего от скуки и помогающего отсрочить утомление. Конечно, рейтинговая таблица тоже может служить мотивацией, побуждая трудиться, несмотря на боль, но это все равно не заставит вас полюбить ненавистную рутину**. Суть целенаправленной игры заключается в трансформации задачи таким образом, чтобы она и мотивировала, и помогала совершенствоваться.

* Игрофикация (от англ. gamification) — использование игровых приемов и принципов для достижения целей в различных, как правило, неигровых сферах деятельности.

** Недавно я узнал, что впервые в истории беговые дорожки появились в качестве орудия пыток. В начале 1800-х годов британских тюремных заключенных заставляли по шесть часов в день наступать на лопасти, прикрепленные к большим цилиндрам, которые качали воду или приводили в движение мельницы. Один из тюремных надзирателей писал, что «весь ужас» заключался «не в тяжести» труда, а в его «однообразии и непрерывности». (Прим. авт.)

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 03:52
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 03:52
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
В Ирландии начали расследование пролета дронов у самолета Зеленского Политика, 03:49
В Рязани упали обломки беспилотников Политика, 03:19
Сырский назвал неприемлемым отказ Украины от территорий Политика, 03:14
В Киеве, Чернигове и Днепре прогремели взрывы Политика, 02:48
Глава ЕК и Мерц не добились согласия Бельгии на изъятие активов России Политика, 02:27
Госдеп раскрыл детали переговоров Уиткоффа и Кушнера с украинцами Политика, 02:00
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Актера из сериала «Эмили в Париже» арестовали в Японии из-за экстази Общество, 01:46
Убившим добровольца из США и военкора Sputnik запросили до 15 лет Общество, 01:12
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В пригороде Воронежа обломки дрона повредили ЛЭП Политика, 00:58
Кадыров призвал украинцев выступить против действий Киева Политика, 00:54
Болгария начала спасать атакованный в Черном море танкер Kairos Политика, 00:39
В Ивановской области объявили беспилотную опасность Политика, 00:15