А.Илларионов: Удвоение ВВП к 2010г. – это реально
По его словам, для увеличения ВВП вдвое за 10 лет требуется среднегодовой темп прироста ВВП не менее чем 7,2%. Для увеличения ВВП вдвое к началу 2010 года (за 10 лет, с 2000 по 2009 год), с учетом фактического роста в 2000-2003 годах, требуется среднегодовой темп прироста ВВП не менее 7,9%. Для достижения таких результатов к концу 2010г. и с учетом фактического роста в 2001-2003гг. требуется среднегодовой темп прироста ВВП не менее чем 8,2%.
Сейчас, по словам А. Илларионова, в России наблюдается экономический бум. Такой вывод он сделал основываясь на данных о социально-экономическом развитии РФ за январь-май 2003 года. В частности, за указанный период, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ВВП увеличился на 7,1%, промышленное производство - на 6,7%, инвестиции в основной капитал - на 11,8%, экспорт и импорт товаров соответственно на 30,1 и 20,1%. Реальная зарплата выросла на 9,4%, а реальные доходы населения - на 14,3%. Однако, отметил советник президента, в прошлом году Россия занимала 64-е место в мире по фактическим темпам роста экономики и лишь 200-е место по скорректированным темпам роста. По его мнению, такая ситуация складывается из-за того, что Россия имеет низкую базу для роста.
Одним из факторов экономического роста А. Илларионов назвал благоприятные внешние условия. «Чистый грант», т.е чистый вклад в экономический рост, получаемый за счет внешних условий, за последние 4 года составлял 6-9% ВВП. Еще одним фактором, влияющим на рост, по мнению А. Илларионова, является внутренняя экономическая политика. Он полагает, что если к благоприятной внешней конъюнктуре прибавить внутреннюю политику, которая проводилась в 1999 году, то за 12 лет среднегодовой прирост ВВП составил бы 8,2%.
А.Илларионов подчеркнул, что экономическая политика, проводившаяся в 1999 году, может быть названа образцовой по сравнению с той, которая проводилась до и после 1999г. По словам советника президента, на тот момент были самые низкие объемы нерыночного сектора экономики, государственного сектора, монопольного сектора, низкий уровень тарифов на услуги монополий, низкий уровень госрегулирования, а также невысокое значение реального эффективного курса рубля.
Как отметил А.Илларионов, политика либерализации установления монополиями цен на свою продукцию приводит к тому, что нет сдерживающих факторов, влияющих на монополии. По его словам, ярким примером может служить ситуация, сложившаяся в последние годы. Советник президента подчеркнул, что в России за электроэнергию платится большая часть ВВП, чем в США. Монополии используют свои тарифы как перераспределение ресурсов в свою пользу.
Идеальным, по словам А.Илларионова, была бы ликвидация монополий и деятельность частных производителей электроэнергии, газа и др., но для этого необходимо рыночное ценообразование. До тех пор пока монополии существуют и пользуются государственными механизмами, подчеркнул А.Илларионов, государство должно влиять на ценообразование. В этом случае оно сдерживает перераспределение значительной части национальных ресурсов в пользу того сектора, который старается получить средства, им не заработанные, добавил советник президента России по экономическим вопросам.
Между тем Андрей Илларионов считает, что налоговую нагрузку в России можно сократить примерно вдвое - до 18-20% ВВП. Сейчас налоговая нагрузка составляет примерно 34% ВВП (данные 2002г.). Советник президента отметил, что снижение налоговой нагрузки на те или иные отрасли в избирательном ключе не приведут к созданию равных условий для ведения бизнеса.
А.Илларионов считает целесообразным снижение налоговой нагрузки для всей экономики, в том числе для перерабатывающих, сырьевых, высокотехнологичных отраслей, сферы услуг и др. Это, по его словам, приведет к тому, что "каждый бизнесмен сможет заниматься делом там, где сможет приносить наибольшую отдачу".