Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Глава ФАС назвал виновных в завышении цен на авиабилеты в обход робота

Цены на авиаперелеты растут из-за вмешательства людей в деятельность автоматизированных систем по продаже билетов, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Служба сама хочет участвовать в ценообразовании, что недопустимо, говорит эксперт
Фото:  Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС
Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

Человеческий фактор

Повышение цен на авиабилеты во время проведения крупных мероприятий связано с намеренным вмешательством людей в алгоритм работы систем продажи билетов, заявил на слушаниях в Совете Федерации руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. По его словам, к такому выводу сотрудники службы пришли после проверки ценообразования в электронных системах бронирования авиабилетов.

«Авиакомпании все, от «Аэрофлота» до других, говорят, что это машина в автоматическом режиме устанавливает цены в зависимости от повышенного спроса. Мы точно установили, что никакая это не машина, а делаются эти алгоритмы вручную, и творцом является никакой не робот», — цитирует Артемьева «Интерфакс».

Глава ФАС сделал свое заявление, отвечая на вопрос одного из сенаторов, пожаловавшегося на гостиницы и авиакомпании, которые будто бы завышают цены во время проведения в регионах крупных экономических форумов, таких как ПМЭФ в Санкт-Петербурге или ВЭФ во Владивостоке. Артемьев ответил, что ссылки авиакомпаний на роботов и алгоритмы их работы несостоятельны. «С ума сошел этот робот, что ли? Нет, это люди этим управляют пока еще, ориентируясь на очень абстрактные представления о том, что спрос вырос на какие-то непонятные величины, и я думаю, что это ничем не обосновано или же обосновано в незначительной степени», — пояснил глава ФАС.

Артемьев уточнил, что его ведомство «пока в мягком варианте» будет пытаться вместе с авиакомпаниями изменить алгоритмы ценообразования, для того чтобы не допускать «несанкционированного ручного вмешательства», в результате которого повышаются цены на авиабилеты.

Он также посетовал на то, что антимонопольная служба не может воздействовать на ценообразование в гостиницах. «По гостиницам, к сожалению, высшая судебная инстанция отказала и сказала, что это конкурентный рынок и нам туда нельзя, иначе мы должны доказать картельный сговор. А его доказать трудно, поэтому пытаемся, но это такая сложная тема», — сказал Артемьев.

Импортный компонент

Владимир Путин в августе прошлого года поручил разобраться с автоматизированной системой формирования цен на авиабилеты, после того как Игорь Артемьев заявил, что российские авиакомпании импортировали из США и Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования, устанавливающие тарифы на авиабилеты в зависимости от спроса. Глава ФАС, в частности, указал на одну из крупнейших международных систем бронирования Amadeus.

В конце декабря 2017 года глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев потребовал от ФАС и Минтранса расследовать факты повышения цен на авиабилеты в некоторые города на время чемпионата мира по футболу 2018 года. Как писал РБК, они продавались в 2–5 раз дороже, чем в остальное время. Жалобы на дороговизну авиабилетов уже поступили в ФАС, однако регулятор не обнаружил тогда признаков сговора между авиакомпаниями, но пообещал усилить контроль. Сами авиаперевозчики объяснили рост цен повышением спроса.

Самый большой скачок цен РБК зафиксировал на авиабилеты в Волгоград, где пройдут четыре матча. Резко подорожали также перелеты в Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань, Самару и другие города.

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил во время встречи с российским президентом, что стоимость билетов на рейсы компании до городов, в которых пройдут матчи ЧМ-2018 с участием российской сборной, будет снижена для российских болельщиков до 5 руб. в один конец.

Отрегулировать цены

ФАС, которая должна следить за сохранением рыночного ценообразования и соблюдением конкуренции на рынке, по сути, хочет регулировать цены и диктовать их авиакомпаниям, считает руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, если ведомство выявило нарушения, то оно должно штрафовать перевозчиков, а не вмешиваться в процесс ценообразования.

По словам адвоката юридической компании Art de Lex Кирилла Дозмарова, если рост цен можно объяснить функционированием алгоритмов специального программного обеспечения, а также динамикой спроса на авиабилеты, то шансы ФАС повлиять на цены на авиабилеты стремятся к нулю. Авиакомпании имеют право использовать автоматизированные системы, но достаточно сложно доказать, что именно их использование привело к завышению цен, считает он.

«Если же рост цен явился результатом монопольной деятельности авиакомпаний — это основание для прямого вмешательства ФАС. Последствия для компаний в случае выявления фактов такой деятельности могут быть достаточно серьезными: начиная с оборотного штрафа, заканчивая предписанием перечислить весь доход, полученный вследствие нарушения законодательства», — пояснил Дозмаров.

«Сегодня гражданская авиация работает с минимальной прибылью, мы видим, что многие перевозчики даже убыточны. Чтобы конкурировать с иностранными авиакомпаниями, российские перевозчики используют те же инструменты и сервисы и не могут позволить себе повышать цены», — считает Гусаров. По его словам, цены на авиабилеты снижать нереально, они растут медленнее, чем уровень инфляции. По данным сервиса OneTwoTrip, средняя стоимость авиабилетов на внутренние направления в 2017 году уменьшилась на 7,5%, до 10,181 тыс. руб., а на международные — на 12,3%, до 20,948 тыс. руб. По данным Росстата, в 2017 году инфляция в России составила 2,5%.

В пресс-службах «Аэрофлота» и Amadeus отказались от комментариев. В авиакомпаниях S7, «Уральские ​авиалинии» и «ЮТэйр» и компании Sabre (владеет системой бронирования билетов, которую использует, в частности, «Аэрофлот») на запросы РБК к моменту публикации материала не ответили

Источник в авиакомпании, входящей в топ-10, сообщил РБК, что 70% билетов компании продают ниже себестоимости, еще 10% — на уровне себестоимости, 20% — выше себестоимости. «Спрос в низкий и высокий сезоны может отличаться в десять раз. Для обеспечения равномерной загрузки авиакомпании в низкий сезон устанавливают тариф ниже себестоимости, и за счет высокого сезона компенсируют убытки. Если бы такой сезонности не было, то авиакомпании могли бы предложить более сбалансированные тарифы», — заключил​ он.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 27 декабря
EUR ЦБ: 91,21 (-0,68)
Инвестиции, 26 дек, 17:59
Курс доллара на 27 декабря
USD ЦБ: 77,69 (-0,19)
Инвестиции, 26 дек, 17:59
Нетаньяху встретится с Трампом в США Политика, 03:10
В Нижегородской области решили учредить министерство демографии Общество, 02:52
В Киеве прогремели взрывы Политика, 02:41
В Белоруссии определили районы боевого патрулирования «Орешника» Политика, 02:08
Ким Чен Ын поздравил Путина с Новым годом Политика, 01:48
Трамп увидел шанс достичь мирной сделки на встрече с Зеленским Политика, 01:45
Путин поздравил сотрудников МЧС с днем спасателя Общество, 01:07
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
На Украине начали рассекречивать данные по ископаемым после сделки с США Политика, 01:01
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
Умер участник рок-группы The Cure Перри Бэмоунт Общество, 00:14
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Трамп скептически оценил представленный Зеленским мирный план Политика, 26 дек, 23:39
Рябков заявил о желании России видеть Украину дружественной страной Политика, 26 дек, 23:27
Трамп анонсировал разговор с Путиным Политика, 26 дек, 23:22