Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 31 марта
EUR ЦБ: 83,76 (+0,28)
Инвестиции, 30 мар, 16:11
Курс доллара на 31 марта
USD ЦБ: 77,09 (+0,11)
Инвестиции, 30 мар, 16:11
Израиль обстрелял Дамаск с помощью ракет Политика, 02:51
В Эквадоре спасли охранника, которому к телу скотчем примотали бомбу Общество, 02:33
Стало известно, каким будет российский электропоезд-аналог «Ласточки» Технологии и медиа, 02:24
Столтенберг приветствовал ратификацию Турцией вступление Финляндии в НАТО Политика, 02:10
Трамп назвал предъявление ему обвинений «немыслимым» шагом демократов Политика, 01:49
УПЦ предупредила о провокаторах перед опечатыванием Киево-Печерской лавры Политика, 01:47
Эксперты в США заявили о конце избыточного торгового профицита России Экономика, 01:24
Харизма: как ее развивать и располагать к себе людей
На интенсиве РБК Pro за 5 дней вы научитесь поддерживать любой разговор и вызывать симпатию даже у тех, кто вам не нравится
Прокачать навык
Путин изменил программу переселения соотечественников пунктом о языке Политика, 01:15
Присяжные проголосовали за предъявление обвинений Трампу Политика, 00:45
Рогов сообщил о взрывах в подконтрольном Киеву Запорожье Политика, 00:43
Что изменится в законах в апреле Общество, 00:30
В Белгороде объяснили громкие звуки работой вооруженных сил России Политика, 00:27
Сотрудника МФТИ арестовали по делу о «фейках» об армии Политика, 00:22
В Пентагоне заявили о подготовленных 7 тыс. украинских военных Политика, 00:04
Обвал рубля ,  
0 

Автодилеры попросили у государства 20 млрд руб. на льготные кредиты

Автодилеры попросили у государства 20 млрд руб. на возобновление программы льготного автокредитования. Без этих денег продажи автомобилей в России в 2015 году могут упасть на 30%, считает отраслевая ассоциация дилеров. Столько же продавцов уйдет с рынка, предупреждает она
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила письмо (есть в распоряжении РБК) премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать авторынок за счет субсидирования процентной ставки по кредитам на покупку машины. На эти цели РОАД попросила у государства 20 млрд руб. на 2015 год, или 10 млрд руб. на первое полугодие.

По базовому прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2015 году продажи автомобилей в России снизятся на 24%, до 1,89 млн штук. Без поддержки сегмента автокредитования в текущем году авторынок упадет еще сильнее – на 28–30%, пишет РОАД. По оценке ассоциации, это приведет к сокращению ВВП страны на 0,5%.

Текущая банковская ставка составляет в среднем 23%, а для устойчивого спроса на автокредиты она должна быть не больше 15%, говорится в письме. С такой ставкой будет реализовано 30% от годовых продаж автомобилей, или 620–680 тыс. машин. Без господдержки доля автокредитов может «упасть в разы», уточняет президент РОАД Владимир Моженков.

В прошлом году, при ставке 13%, в кредит было продано менее 40% автомобилей против 45% в 2013 году при ставке 9%, подсчитало «Национальное бюро кредитных историй». С 2007 по 2012 год доля кредитных автомобилей составляла 30–35%, кроме 2009 года – 26%. В январе уровень продаж в кредит снизился до 8% против 35% годом ранее. Дилеры добавляют, что январские продажи оказались ниже прошлогодних примерно на 60%.

Топ-10 самых продаваемых автомобилей 2014 года
Фотогалерея 
Lada Granta

Бестселлер АвтоВАЗа, модель возглавляет рейтинг самых продаваемых автомобилей в России с 2012 года, когда была поставлена на конвейер. В 2014 году было продано 152,8 тыс. Granta – на 8% меньше, чем годом ранее.

Если государство не пойдет навстречу дилерам, из них в 2015 году с рынка может уйти 30–35%, говорит Моженков: «Исторически, при падении продаж на тысячу автомобилей, закрывается один дилерский центр, и наоборот». По его мнению, именно автокредитование является двигателем рынка автомобилей.

РОАД также предлагает разрешить использовать материнский капитал на покупку автомобиля, а также выделить финансирование на обновление автопарка фермеров, предпринимателей и сельских работников.

В декабре 2014 года Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам проработать вопрос возобновления программы льготного кредитования до 5 февраля. Но уже в январе глава Минпромторга Денис Мантуров высказался против возвращения данного механизма господдержки. В Минфине от комментариев отказались, в Минэкономразвития на запрос не ответили.

Программа льготного автокредитования уже действовала в 2013 году. Минпромторг тогда компенсировал 75% от ключевой ставки Центробанка для покупателей автомобилей отечественного производства. Тогда ставка ЦБ была 8% (сейчас – 17%). Всего по программе было выдано 280 тыс. льготных кредитов, совокупная поддержка государства составила 8,6 млрд руб. РОАД отмечает, что программа принесла бюджету в виде налогов 28 млрд руб. Программу предполагалось продлить до апреля 2014 года, но государство сочло это нецелесообразным.

По словам директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александра Морозова, в 2013 году государство субсидировало примерно 6% от базовой ставки банка, это 30–50% от эффективной ставки. «К ноябрю банки повысили базовые ставки с 12 до 18%, фактически отменив скидку от государства. Программа перестала быть выгодной для покупателя», – пояснил Морозов.

Государство продолжает поддерживать спрос на автомобили через программу утилизации. В 2014 году на нее было выделено 10 млрд руб., еще 20 млрд руб. предлагается направить в 2015 году. «Программа обновления автопарка, в плане поддержки спроса, – более эффективный механизм. По ней покупатель получает прямую выгоду. Наконец, бюджетная эффективность программы обновления автопарка сегодня выше: на каждый вложенный рубль государству возвращается более четверти», – добавил Морозов.

Льгота на автокредиты эффективна при банковской ставке 12–14%, говорит Андрей Рожков из ИФК «Метрополь», на текущих уровнях скидка от государства не сильно повысит привлекательность займов. По мнению аналитика, программа утилизации наиболее эффективна, чем предложения РОАД, но и она не решает фундаментальных проблем авторынка – падения спроса на фоне замедления экономики и падения доходов населения.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"