Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Разработчик электромобиля «Атом» сравнил его с гаджетом

По словам гендиректора компании «Кама», разрабатывающей «Атом», электромобиль выйдет в массовый сегмент, хотя характеристики у него «близкие к премиальным». При этом машина будет скорее похожа на «гаджет»

Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»
Фото: Пресс-служба «Атом»

До конца 2025 года на российских дорогах должен появиться первый разработанный с нуля в стране электромобиль — «Атом». Машина будет больше похожа на «гаджет», чем на привычный автомобиль, рассказал РБК гендиректор компании «Кама» Игорь Поваразднюк в рамках Петербургского международного экономического форума. В компании сообщили, что его стоимость будет «заметно ниже большинства электромобилей», представленных на рынке сегодня, — но финальную цену раскрывать пока не стали.

По словам Поваразднюка, по ощущениям от использования «Атом» ближе к гаджету, чем к классическому автомобилю. При этом его характеристики сопоставимы с премиальными, а ценовой сегмент будет ориентирован на массовый рынок.

«Думаю, наше преимущество — в найденном балансе: современные автомобильные и IT-решения, упакованные в лаконичный и удобный гаджет», — отметил он.

Ранее глава КАМАЗа Сергей Когогин в разговоре с РБК поделился, что проект «Атома» стал ответом на нежелание молодежи покупать автомобили. По его словам, молодые люди стали по-новому относиться к концепции владения автомобилем: они больше не хотят покупать машины, им удобнее пользоваться авто «по потребности», поэтому им нужен «удобный и быстрый сервис».

Глава КАМАЗа рассказал об ответе на нежелание молодежи покупать машины
Бизнес
Сергей Когогин

О стоимости «Атома»

Говорить о финальной цене «Атома» преждевременно из-за высокой волатильности российского авторынка, говорят в «Каме». «В последние три года цены колеблются на десятки процентов, поэтому лучше говорить о конкурентном позиционировании, а не об абсолютной величине цены», — пояснил Поваразднюк.

Он привел статистику за 2024 год: средневзвешенная цена бензиновых автомобилей в России составила около 2,7 млн руб., электромобилей — 5,7 млн руб., гибридов — почти 7 млн руб. «Наша задача — предоставить клиентам один из лучших по потребительским свойствам электромобиль, при этом существенно отстроившись по цене от действующих электрических и гибридных автомобилей, какой бы она ни была на момент запуска», — уточнил он.

В компании подсчитали потенциальную экономию при владении электромобилем: при интенсивной эксплуатации разница в расходах на топливо, техническое обслуживание, ремонт, парковку и налоги может превысить 2 млн руб. за три—пять лет по сравнению с бензиновыми машинами.

По итогам 2023–2024 годов на «Атом» было собрано более 100 тыс. предзаказов. Сейчас компания распределяет их по годам и месяцам — с учетом планов по постепенному наращиванию производства. Первые 30 автомобилей собраны в условиях завода, до конца 2025 года планируется несколько тестовых партий — для отладки процессов, сертификации и пробной эксплуатации. Одновременно «Кама» готовится к запуску конвейера. В компании считают возможным, что в течение пяти лет электромобили в России станут массовыми, а общий объем рынка может достичь 350 тыс. автомобилей в год.

Какие льготы доступны владельцам электромобилей

На собираемые в России электромобили полагается государственная субсидия — до 35% от стоимости, но не более 925 тыс. руб., сумму получает конечный приобретатель автомобиля. Владельцы электромашин в России сегодня также освобождены от транспортного налога, имеют льготы при страховании ОСАГО, право на бесплатные парковки в ряде регионов, в Москве — на бесплатную зарядку. В январе правительство продлило право бесплатного проезда по платным федеральным трассам для электромобилей отечественной сборки до конца 2025 года — эксперимент стартовал в начале весны 2023 года.

Целевой аудиторией проекта в компании называют городских жителей, ориентированных на цифровые сервисы, бесконтактные покупки и доставку «в один клик». В «Каме» рассчитывают, что доступ к «Атому» будет максимально упрощен — с возможностью протестировать автомобиль по подписке или в каршеринге, собрать нужную конфигурацию и оформить доставку.

В сегменте b2b (бизнес для бизнеса) производитель нацелен на прямые продажи корпоративным клиентам. Такой подход, по словам Поваразднюка, упрощает внедрение электромобилей в автопарки.

Сколько электромобилей продают в России

По итогам 2024 года в России было продано рекордное количество новых электромобилей — показатель достиг 17,8 тыс. авто и превысил уровень 2023 года более чем на четверть (+26,4%). С начала 2025-го на рынке идет заметный спад: по итогам января—мая продано 3,4 тыс. новых электромобилей — на 63% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Всего по состоянию на 2024 год в стране было зарегистрировано 59,6 тыс. электромобилей. Среднегодовой темп роста с 2015 по 2024 год составил 225%. В 2023 году на российском рынке было реализовано 14,4 тыс. электромобилей, в 2022-м — 3 тыс.

О конкуренции с китайцами

Китайские электромобильные бренды новой волны глава «Камы» называет «основным ориентиром» для «Атома». Скорость выпуска новых моделей и технологий, по его словам, основная сложность в конкуренции с ними во всем мире. «Поэтому технологически нам важно оставаться актуальными, а с точки зрения продукта — стремиться сделать лучше, чем они», — говорит Поваразднюк.

В 2024 году, по его словам, бренду Zeekr удалось занять около 40% российского рынка электромобилей — несмотря на высокие цены и отсутствие официального сервиса. «Это показывает, что электромобиль, который нравится пользователям, может занимать очень существенную долю», — убежден собеседник РБК.

Про IPO

Компания рассматривает возможность выхода на биржу. «Идея проведения IPO в проекте всегда существовала, поскольку это самый классический путь электромобильных стартапов в мире. Более активное рассмотрение данной возможности будет происходить после запуска производства — с учетом конъюнктуры рынка IPO», — сообщил глава «Камы».

«Атом» — российский электромобиль, разработанный на первой отечественной платформе для электромобилей. Стартап был основан совладельцем и генеральным директором КАМАЗа Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном. Сообщалось об инвестициях в проект со стороны «Росатома» (6,2 млрд руб.), а также о вхождении в проект самого КАМАЗа. Всего в 2021–2023 годах проект собрал инвестиций на общую сумму 24 млрд руб.: 14 млрд руб. — средства частных инвесторов, еще 10 млрд руб. — заем Фонда развития промышленности. В 2024 году планировалось привлечь еще 31 млрд руб., в том числе от частных инвесторов — 10 млрд руб., через механизмы Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ — 15 млрд руб.

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 01:26
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 01:26
Путин обновил состав СПЧ Политика, 01:44
Axios сообщил о попытках США отдалить Зеленского от европейских союзников Политика, 01:31
В Netflix раскрыли позицию Трампа насчет выкупа студии Warner Bros. Бизнес, 01:13
Трамп заявил, что «ничего» не дал Украине Политика, 01:02
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В трех аэропортах Северного Кавказа ограничили полеты Политика, 01:00
Трамп оценил статью о «бессильной» Европе в стороне от мира на Украине Политика, 00:46
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Конец эры в «Формуле-1». Почему гонщики опасаются нового сезона Спорт, 00:30
В ЮАР радиоведущей предъявили обвинение в вербовке в армию России Политика, 00:25
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Белоруссия поставила рекордный объем бензина в Россию. Что это значитПодписка на РБК, 00:01
Глава СК предложил расширить применение конфискации в делах о коррупции Политика, 00:00
Александр Бастрыкин: «Борьба с коррупцией – это марафон» Мнение, 00:00
В аэропортах Краснодара и Волгограда ограничили полеты Политика, 08 дек, 23:38