Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 2 июня
EUR ЦБ: 86,58 (+0,08)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 2 июня
USD ЦБ: 80,97 (-0,03)
Инвестиции, 16:41
Мантуров назвал сроки возрождения выпуска «Волги» на ГАЗе Бизнес, 23:09
ЕСПЧ обязал Украину выплатить штраф за отказ регистрировать гей-брак Политика, 23:06
Минюст внес американскую структуру ФБК в список нежелательных организаций Политика, 22:49
Байден упал на выпускной церемонии в академии ВВС США. Видео Политика, 22:43
США ограничат информирование России по договору о ядерном вооружении Политика, 22:30
Моравецкий не исключил выгоду для Польши от восстановления Украины Политика, 22:09
Роналду заявил, что останется играть в Саудовской Аравии Спорт, 22:01
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Путин посетил детский реабилитационный центр в Подольске Политика, 21:59
Суд в Петербурге разрешил собакам-поводырям ездить в метро без намордника Общество, 21:41
Бензема отреагировал на сообщения об уходе из «Реала» Спорт, 21:31
Беспилотник сбросил бомбу на электроподстанцию в курском селе Политика, 21:25
В Германии провели обыск по украинскому следу в подрыве Nord Stream Политика, 21:23
Матвиенко удивилась отсутствию автоматической коробки у Lada Vesta Авто, 21:08
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:03
Бизнес ,  
0 

Компания Бокарева и Махмудова построит поезда на водороде за ₽3 млрд

«Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева и Искандера Махмудова построит первые в России поезда на водороде и поставит их Сахалинской области. Общая стоимость семи таких поездов оценивается более чем в 3 млрд руб.
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

«Трансмашхолдинг» (ТМХ) Андрея Бокарева и Искандера Махмудова, РЖД, «Росатом» и правительство Сахалинской области решили создать железнодорожное пассажирское сообщение на Сахалине на водородных топливных элементах.

ТМХ к 2024 году поставит на Сахалин семь поездов на водороде общей стоимостью более 3 млрд руб. Стоимость билета на такой поезд составит от 1,8 руб. до 27,30 руб. за км.

Это следует из презентации РЖД, опубликованной в Telegram-канале «Энергичный инсайт». Ее подлинность РБК подтвердил источник, близкий к одному из участников проекта.

Косвенно это подтвердили и официальные представители участников проекта. ТМХ в пятницу, 23 апреля, сообщил, что договорился с «дочкой» «Росатома» «Русатом Оверсиз» создать совместное предприятие для организации заправочной инфраструктуры и энергетических установок для поездов на водородных топливных элементах с целью эксплуатации на территории Сахалинской области. «Компании ставят перед собой цели обеспечить локализацию на территории России передовых зарубежных технологий водородной энергетики для транспортного сектора, а также организовать разработку, создать условия для профессионального владения и управления инфраструктурой водородного транспорта, а также сбыт водорода для применения в транспортном секторе», — говорится в пресс-релизе ТМХ. «Это значимый пилотный проект для региона, который прорабатывается РЖД, госкорпорацией «Росатом», «Трансмашхолдингом» и правительством Сахалинской области, и мы приложим максимальные усилия для его успешной реализации. Значительные перспективы развития водородного транспорта также видим и в других регионах России», — заявил президент «Русатом Оверсиз» Евгений Пакерманов (его слова приводятся в сообщении).

Как будет устроен проект

Как следует из презентации, ТМХ поставит пять двухвагонных и два трехвагонных поезда на водороде. Стоимость поезда из двух вагонов оценивается в 405 млн руб., из трех — в 492 млн руб.

РЖД приобретут эти поезда в финансовую аренду и создадут инфраструктуру, а «Росатом» организует производство водорода на площадке, которую ему предоставит правительство Сахалинской области. Инвестиции РЖД оцениваются в 260 млн руб., «Росатома» — в €9,2 млн (примерно 833 млн руб.).

22 апреля «Русатом Оверсиз» подписала меморандум о взаимопонимании с французским производителем промышленных газов Air Liquide и правительством Сахалинской области. Этот меморандум предусматривает сотрудничество «с целью изучения возможности организации производства низкоуглеродного водорода» в Сахалинской области. Пакерманов отметил, что «в перспективе» партнеры планируют создать на острове комплекс по производству низкоуглеродного водорода, мощность которого может составить от 30 тыс. до 100 тыс. т водорода в год. «Мы планируем уже до конца 2021 года получить результаты технико-экономической оценки проекта и первичную проектную документацию, после чего сможем принять максимально эффективное решение об объемах производства водорода», — добавил он.

Производить водород на Сахалине «Росатом» планирует методом паровой конверсии метана с улавливанием диоксида углерода, сообщили РБК в пресс-службе «Росатома», отказавшись от дальнейших комментариев. Ранее госкорпорация заявляла, что планирует экспортировать водород, произведенный на Сахалине, в Японию, обеспечив до 40% спроса этой страны. РБК направил запросы в пресс-службу РЖД, ТМХ и администрации Сахалинской области.

Согласно презентации РЖД, Сахалинская область предоставит проекту льготные тарифы на электроэнергию (2,5 руб. за киловатт-час) и природный газ, а также налоговые льготы: ставку налога на прибыль в размере 13,5% на пять лет эксплуатационной фазы и ставку налога на имущество — 1,1% на десять лет.

В среднем выбросы в атмосферу диоксида углерода при использовании водорода в качестве топлива оцениваются в 726 кг на 100 км против 2,3 т и 2,6 т от газа и дизеля. Стоимость водородного топлива оценивается в 600 руб. за килограмм, говорится в презентации. В Сахалинской области по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко запланирован эксперимент по торговле углеродными единицами (выбросами парниковых газов). В результате планируется впервые в России создать систему торговли углеродными единицами и обеспечить достижение углеродной нейтральности региона уже к 2025 году.

Первый в мире поезд, работающий на водородных топливных элементах, — Coradia iLint — запустила французская машиностроительная компания Alstom на северо-западе Германии в сентябре 2018 года. Он способен развивать скорость до 140 км/ч и преодолевать практически бесшумно на одной заправке порядка 1 тыс. км. На его крыше установлены цистерна с водородным топливом и топливный элемент, который преобразует энергию водорода в электрический ток, обеспечивающий движение состава. Образующиеся в процессе излишки энергии передаются в литий-ионные батареи, расположенные под полом. Они включаются и используются для питания, когда поезд замедляется.

Авторы