Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
СК назвал имена убитых предпринимателей из дела Фургала Общество, 17:42 В Совфеде заявили об отсутствии необходимости переносить день голосования Политика, 17:38 Кремль назвал голословными обвинения Лондона в краже данных о вакцине Политика, 17:32 Берлин ответил на угрозы Помпео участникам «Северного потока-2» Политика, 17:31 В меню KFC появится куриное мясо из 3D-биопринтера Стиль, 17:31 СМИ узнали о предложенных «Локомотивом» €7 млн за игрока сборной Уругвая Спорт, 17:17 Обязанности президента ВФЛА будет исполнять Алексей Плотников Спорт, 17:15 Фондовый рынок Китая закрылся падением. Это важно для биткоина Крипто, 17:14 Серебряная пуля: как IT поможет компаниям справиться с кризисом РБК и Яндекс.Облако, 17:01 Заявление группы компаний РБК о суде с «Роснефтью» по иску на ₽43 млрд Общество, 17:00 Домашний фитнес: как запустить сервис онлайн-тренировок в период пандемии Экономика инноваций, 17:00  «Флэт биткоина очень скоро закончится». Дневник трейдера #27 Крипто, 16:59 Акции Dell подскочили на 15% из-за планов по реструктуризации бизнеса Инвестиции, 16:56 Защита не нашла свидетельств вины Сафронова в секретных документах Общество, 16:50
Война санкций ,  
0 

Количество ресторанов и кафе в Москве сократилось впервые за два года

Рестораторы Москвы с трудом выживают в новой реальности: импортные продукты и аренда подорожали, а россияне начали экономить в первую очередь на общепите. Если в ноябре в столице насчитывалось 2824 ресторана, то в январе – только 2778, подсчитала компания 2ГИС. Часть заведений может открыться с новой концепцией – их кухня откажется от подпавших под эмбарго продуктов и станет доступнее по цене
Tapa De Comida
Tapa De Comida (Фото: Официальная страница в Facebook)

Двери закрываются

Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров прогнозировал в декабре, что после новогодних каникул в Москве могут закрыться десятки ресторанов. Среди причин – снижение платежеспособности населения, запрет на курение в ресторанах, платные парковки в центре, добавлял директор консалтинговой компании RestCon Андрей Петраков.

Оценить масштаб проблемы помогла статистика компании 2ГИС, которая составляет электронные карты российских городов, в том числе собирает справочную информацию – адреса и телефоны коммерческих предприятий. Чтобы поддерживать базу данных в актуальном виде, специалисты 2ГИС периодически обзванивают все рестораны, кафе и бары, чтобы убедиться, что те продолжают свою работу.

Впервые за последние два года число ресторанов в Москве начало сокращаться, отметили специалисты 2ГИС: за два месяца – с ноября по январь – закрылось сразу 46 заведений. Раньше их количество увеличивалось от месяца к месяцу достаточно быстрыми темпами (см. инфографику). Закрываются и люксовые концепции, и скромные гастропабы, под ударом все форматы – суши-бары и пиццерии, восточные рестораны и кафе русской кухни.

В конце декабря 2014-го закрылся ресторан православной кухни «Воскресение» на Рочдельской улице, проработав около года. На своей страничке в Facebook он объяснил, что прекратил существование «по решению акционеров». «В последнее время посещаемость в ресторане сильно упала, – прокомментировал бывший бренд-шеф ресторана Максим Сырников. – Думаю, что он перестал приносить доход». 13 января о своем закрытии в Facebook объявил ресторан Tapa De Comida: «Добрый день, друзья! Ресторан Tapa De Comida прощается с вами. Дон Кихот устал бороться с ветряными мельницами, Дульсинея состарилась, Боливар не вынес своих двоих. С вами было весело. Простите и не грустите» (о других закрытых заведениях – в справке).

Известные рестораны, закрывшиеся после новогодних праздников
Фотогалерея 
<p><strong>Дом Карло&nbsp;</strong></p>

<p>Проект ресторанного холдинга Ginza открылся в 2011 году на Садово-Кудринской в двухэтажном особняке 19 века.&nbsp; Ранее в этом же здании находились рестораны &laquo;Гусаръ&raquo; и &laquo;1812 год&raquo;. Респектабельный ресторан авторской итальянской кухни был обязан своей популярностью шеф-повару Карло Греку &ndash; ученику Алена Дюкасса.</p>
<br />
Ресторан был известен в том числе благодаря своим светским мероприятиям &ndash; показам мод, закрытым вечеринкам для героев светской хроники московского глянца и т.д.&nbsp;
<p><em>Средний чек &ndash; более 2,5 тыс. руб</em>.&nbsp;</p>

«Я регулярно бываю в нескольких торговых центрах и заметил, что в одном из них закрылись два ресторана на фуд-корте, в другом – еще два, одно в третьем и одно в четвертом, – рассказывает Петраков из RestCon. – Кафе сейчас работают почти с нулевой прибылью, рестораторы жалуются на снижение среднего чека». Но это лишь начало тренда, настоящие проблемы начнутся весной, когда пойдут массовые увольнения в компаниях: «Тогда клиентов у ресторанов станет значительно меньше, и число ресторанов в Москве может сократиться на 20–25%».

Новые концепции​

Совладелец сети популярных детских ресторанов «АндерСон» Анастасия Татулова рассказывает, что в конце января было принято решение о закрытии ресторана Simon Says в высотке на Кудринской площади, на его месте появится новый «АндерСон». «Simon изначально был для нас непрофильным бизнесом, потому что наша сеть рассчитана на детскую аудиторию, а Simon Says – ресторан для взрослых, – объясняет Татулова. – Поэтому пришлось осваивать новый бизнес, создавать для ресторана отдельную управляющую компанию. Плюс в последние месяцы рентабельность Simon была очень низкой. Вместо Simon Says, куда принципиально не пускали посетителей моложе 21 года, появится «АндерСон» в новом формате – для тинейджеровРебрендинг обошелся всего в 1–1,5 млн руб.».

О ребрендинге ресторана «Рыбка» объявил президент холдинга BulldozerGroup (сети «Тануки» и «Бенвенуто», ресторан «Поехали» и др.) Александр Орлов: «В текущем году мы планируем изменить концепцию, ресторан был рассчитан на посетителя премиум-класса, средний чек был около 2,5 тыс. руб. Ресторанам такого уровня в принципе не просто найти своего гостя в России, плюс ко всему ситуацию осложнили введение санкций на рыбу и морепродукты, а также скачки валютных курсов. В результате мы решили сделать данный ресторан более демократичным – от меню до интерьера». Ребрендинг, по словам Орлова, может обойтись сети в 20–35 млн руб. Средний чек в новом ресторане будет составлять около 1,2 тыс. руб. «Меню будет ориентировано на одесскую кухню, в которой много черноморской рыбы. По закупкам мы уже заключили контракты с рядом поставщиков – все они российские компании из высшего эшелона», – добавил он.

Экономят на еде

Проблемы рестораторов находят подтверждение и в официальной статистике: в октябре 2014 года Росстат впервые с февраля 2010-го зафиксировал сокращение совокупной выручки отрасли – на 1,7%, до 109,8 млрд руб. При этом опрошенные РБК московские рестораторы называли данные Росстата не отражающими реальную картину на рынке общепита в Москве: снижение выручки компаний в прошлом году составило от 5 до 30%. Директор RestCon Андрей Петраков оценил среднее падение доходов в 10%.

В исследовании Sberbank CIB, посвященном потребительским настроениям среднего класса в России, аналитики отметили один из главных трендов – чувствительность к цене и пессимистичный настрой. Доля представителей среднего класса, которые стали экономить на еде, выросла до 60% в четвертом квартале 2014-го.

Левада-Центр в декабре также сообщал, что 79% населения считают, что Россия вступила в экономический кризис, из-за этого 37% опрошенных решили экономить на еде, 22% – сократить затраты на развлечение, отдых или вообще отказаться от них.

Россияне экономили на развлечениях даже в предновогоднее время и новогодние каникулы, когда традиционно кафе и рестораны зарабатывают в несколько раз больше обычной месячной выручки. По результатам январского опроса Synovate Comcon, только каждый третий ходил в кафе или ресторан – это на 14% ниже показателя 2014 года, отмечают социологи. Каждый пятый горожанин (23%) вынужден был изменить планы на новогодние каникулы из соображений экономии. Также более половины участников исследования (55%) признались, что им пришлось сократить расходы на продукты для новогоднего стола.

Но снижение все же не такое масштабное, как в кризисный пик, зафиксированный в начале 2009‑го, говорится в отчете Synovate Comcon. По данным отраслевого ресурса «Весь общепит России», в 2009 году около 12% отраслевых предприятий прекратило существование, еще 8% провело ребрендинг. Лучше всего кризис пережили сегменты фастфуда. По оценке Synovate Comcon, на конец 2010-го завсегдатаями ресторанов называли себя 38,8% россиян, хотя годом ранее этот показатель был почти вдвое ниже (26%).

Холдинг «Г.М.Р. Планета гостеприимства» принял решение о закрытии почти всех ресторанов «Маленькая Япония». «Эти точки имели не очень привлекательные бизнес-модели, и для компании проще было их закрыть, чем заниматься ими, – рассказал президент холдинга Мераб Бен-Эл (Елашвили). – Для ресторанов японской кухни наступили непростые времена».

Почти четверть ресторанов закроется в течение года, считает эксперт Buffet Group Владимир Воронский«Собственники помещений хотят привязать аренду к доллару. Кому удается договориться, там заведение остается. Кому не удается, съезжают очень быстро. Также сейчас происходит переоценка ценностей потребителя. Он становится более экономным. Поэтому тенденция будет такой: на месте ресторанов с чеком в 3 тыс. руб. будут открываться рестораны с чеком в 1,5 тыс. руб.».

Магазин исследований: аналитика по теме "Рестораны"