«Я регулярно бываю в нескольких торговых центрах и заметил, что в одном из них закрылись два ресторана на фуд-корте, в другом – еще два, одно в третьем и одно в четвертом, – рассказывает Петраков из RestCon. – Кафе сейчас работают почти с нулевой прибылью, рестораторы жалуются на снижение среднего чека». Но это лишь начало тренда, настоящие проблемы начнутся весной, когда пойдут массовые увольнения в компаниях: «Тогда клиентов у ресторанов станет значительно меньше, и число ресторанов в Москве может сократиться на 20–25%».
Новые концепции
Совладелец сети популярных детских ресторанов «АндерСон» Анастасия Татулова рассказывает, что в конце января было принято решение о закрытии ресторана Simon Says в высотке на Кудринской площади, на его месте появится новый «АндерСон». «Simon изначально был для нас непрофильным бизнесом, потому что наша сеть рассчитана на детскую аудиторию, а Simon Says – ресторан для взрослых, – объясняет Татулова. – Поэтому пришлось осваивать новый бизнес, создавать для ресторана отдельную управляющую компанию. Плюс в последние месяцы рентабельность Simon была очень низкой. Вместо Simon Says, куда принципиально не пускали посетителей моложе 21 года, появится «АндерСон» в новом формате – для тинейджеров. Ребрендинг обошелся всего в 1–1,5 млн руб.».
О ребрендинге ресторана «Рыбка» объявил президент холдинга BulldozerGroup (сети «Тануки» и «Бенвенуто», ресторан «Поехали» и др.) Александр Орлов: «В текущем году мы планируем изменить концепцию, ресторан был рассчитан на посетителя премиум-класса, средний чек был около 2,5 тыс. руб. Ресторанам такого уровня в принципе не просто найти своего гостя в России, плюс ко всему ситуацию осложнили введение санкций на рыбу и морепродукты, а также скачки валютных курсов. В результате мы решили сделать данный ресторан более демократичным – от меню до интерьера». Ребрендинг, по словам Орлова, может обойтись сети в 20–35 млн руб. Средний чек в новом ресторане будет составлять около 1,2 тыс. руб. «Меню будет ориентировано на одесскую кухню, в которой много черноморской рыбы. По закупкам мы уже заключили контракты с рядом поставщиков – все они российские компании из высшего эшелона», – добавил он.
Экономят на еде
Проблемы рестораторов находят подтверждение и в официальной статистике: в октябре 2014 года Росстат впервые с февраля 2010-го зафиксировал сокращение совокупной выручки отрасли – на 1,7%, до 109,8 млрд руб. При этом опрошенные РБК московские рестораторы называли данные Росстата не отражающими реальную картину на рынке общепита в Москве: снижение выручки компаний в прошлом году составило от 5 до 30%. Директор RestCon Андрей Петраков оценил среднее падение доходов в 10%.
В исследовании Sberbank CIB, посвященном потребительским настроениям среднего класса в России, аналитики отметили один из главных трендов – чувствительность к цене и пессимистичный настрой. Доля представителей среднего класса, которые стали экономить на еде, выросла до 60% в четвертом квартале 2014-го.
Левада-Центр в декабре также сообщал, что 79% населения считают, что Россия вступила в экономический кризис, из-за этого 37% опрошенных решили экономить на еде, 22% – сократить затраты на развлечение, отдых или вообще отказаться от них.
Россияне экономили на развлечениях даже в предновогоднее время и новогодние каникулы, когда традиционно кафе и рестораны зарабатывают в несколько раз больше обычной месячной выручки. По результатам январского опроса Synovate Comcon, только каждый третий ходил в кафе или ресторан – это на 14% ниже показателя 2014 года, отмечают социологи. Каждый пятый горожанин (23%) вынужден был изменить планы на новогодние каникулы из соображений экономии. Также более половины участников исследования (55%) признались, что им пришлось сократить расходы на продукты для новогоднего стола.
Но снижение все же не такое масштабное, как в кризисный пик, зафиксированный в начале 2009‑го, говорится в отчете Synovate Comcon. По данным отраслевого ресурса «Весь общепит России», в 2009 году около 12% отраслевых предприятий прекратило существование, еще 8% провело ребрендинг. Лучше всего кризис пережили сегменты фастфуда. По оценке Synovate Comcon, на конец 2010-го завсегдатаями ресторанов называли себя 38,8% россиян, хотя годом ранее этот показатель был почти вдвое ниже (26%).
Холдинг «Г.М.Р. Планета гостеприимства» принял решение о закрытии почти всех ресторанов «Маленькая Япония». «Эти точки имели не очень привлекательные бизнес-модели, и для компании проще было их закрыть, чем заниматься ими, – рассказал президент холдинга Мераб Бен-Эл (Елашвили). – Для ресторанов японской кухни наступили непростые времена».
Почти четверть ресторанов закроется в течение года, считает эксперт Buffet Group Владимир Воронский: «Собственники помещений хотят привязать аренду к доллару. Кому удается договориться, там заведение остается. Кому не удается, съезжают очень быстро. Также сейчас происходит переоценка ценностей потребителя. Он становится более экономным. Поэтому тенденция будет такой: на месте ресторанов с чеком в 3 тыс. руб. будут открываться рестораны с чеком в 1,5 тыс. руб.».