Именно Юмашев в 2012 году помог урегулировать акционерный конфликт в «Норникеле» в 2012 году. Тогда он предложил Потанину встретиться и объявил, что арбитром в спорах бизнесмена с Дерипаской готов стать Роман Абрамович, как писал Forbes. В итоге в декабре 2012 года бизнесмены договорились, что Абрамович выкупит небольшой пакет у Дерипаски и Потанина, а на куплю-продажу акций «Норникеля» будет действовать ограничение в течение пяти лет — до декабря 2017 года.
С истечением срока этого ограничения Абрамович захотел продать часть своей доли в «Норникеле» (4%), и отношения между Потаниным и Дерипаской обострились вновь. Crispian в соответствии с акционерным соглашением сделала предложение Whiteleave Holdings Потанина и UC Rusal Дерипаски как крупнейшим акционерам «Норникеля» выкупить 4% акций «Норникеля» по цене, предложенной Потаниным ($1,48 млрд). Оба акционера ответили согласием, однако UC Rusal заявила о нарушении акционерного соглашения и обратилась в Высокий суд Лондона с требованием запретить сделку по продаже Абрамовичем акций «Норникеля». Абрамович и Потанин потребовали от суда взять с Дерипаски залог $500 млн на случай, если Потанин понесет ущерб. Разбирательство в Высоком суде Лондона должно начаться после 5 марта.
Акционерное соглашение, заключенное между Дерипаской, Потаниным и Абрамовичем в декабре 2012 года, также включает механизм shoot-out («русская рулетка»): когда один из акционеров — Потанин или Дерипаска — может предложить другому выкупить его долю по средневзвешенной цене за полгода с премией 20%. Другой может либо принять оферту, либо сам выкупить долю партнера за ту же цену, либо назвать более высокую цену за свой пакет. Инициатор «рулетки» в ответ может либо выкупить пакет партнера по новой цене, либо предъявить свой пакет к выкупу. Отказ от «русской рулетки» может трактоваться как нарушение акционерного соглашения, и пакет «нарушителя» выкупается второй стороной по цене $1 за акцию (в ADR десять акций). О готовности Дерипаски воспользоваться «русской рулеткой», сообщили в минувший понедельник «Ведомости».
Поскольку вопрос о дивидендах — главный камень преткновения в споре акционеров, то Юмашев, например, мог бы поддержать UC Rusal и добиться снятия ограничения по выплате дивидендов в 30% EBITDA, полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Этого было достаточно, чтобы примирить UC Rusal, считает он. Аналитик напоминает, что Абрамович, даже продав 4%, останется с долей 2,37% в компании и акционерное соглашение продолжит действовать, то есть для него сохранится возможность голосовать пакетом 20,87% акций, которые «Интеррос» и UC Rusal передали на специальный счет в рамках акционерного соглашения.
Дивиденды «Норникеля» помогают алюминиевой компании Дерипаски обслуживать ее высокий долг (чистый долг на 30 сентября составлял $7,6 млрд). Но Потанин неоднократно заявлял о своей позиции по росту инвестиций за счет сокращения дивидендов. Компания намерена вложить в экологическую программу («Серный проект») в Норильске около $2,5 млрд, а также договорилась инвестировать $4 млрд в совместное предприятие с «Русской платиной» Мусы Бажаева). Сейчас акционеры «Норникеля» могут рассчитывать на дивиденды 60% от уровня EBITDA, если отношение чистого долга к EBITDA не выше 1,8, в диапазоне между 1,8 и 2,2 доля дивидендных выплат рассчитывается по плавающему коэффициенту, а при превышении 2,2 дивиденды уже составляют лишь 30% EBITDA. Потанин предложил снизить этот порог до двух.
Авторы
Наталья Галимова, Петр Канаев, Светлана Бурмистрова