Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Производитель лака «Прелесть»: «Российские компании растут как грибы»

Президент и бенефициар группы «Арнест» Алексей Сагал — о покупке российского производства Oriflame, заводов крупнейшего производителя алюминиевой банки Ball Corporation и пивоваренных заводов нидерландской Heineken в России
Алексей Сагал
Алексей Сагал (Фото: пресс-служба Арнест)

Парфюмерно-косметическая компания «Арнест» известна потребителям как производитель шампуней и лаков «Прелесть». Но исторически она — партнер мировых производителей бытовой и косметической продукции в России, по контракту на ее заводах производилась продукция для Henkel, Unilever, Beiersdorf, L’Oreal, Colgate-Palmolive, Coty, Oriflame. Сейчас в числе контрагентов АО «Арнест», согласно базе СПАРК, — российские подразделения Procter & Gamble, Unilever, L’Orеal, Beiersdorf, Colgate-Palmolive и другие.

Геополитическая ситуация и уход иностранного бизнеса из России после начала специальной военной операции привели к расширению бизнеса «Арнеста». О покупке российских производственных активов шведской парфюмерно-косметической компании Oriflame, приобретении российских заводов крупнейшего производителя алюминиевой банки американской Ball Corporation и пивоваренных заводов нидерландской Heineken в интервью РБК рассказал президент и бенефициар «Арнеста» Алексей Сагал.

Что такое «Арнест»

Невинномысский завод бытовой химии, на базе которого создан «Арнест», был основан в 1971 году. Завод мощностью 50 млн единиц готовой продукции выпускал, в частности, лак для волос «Прелесть» и инсектицид «Дихлофос». В 1993 году предприятие было приватизировано и переименовано АО «Арнест» (аббревиатура «АэРозоли-НЕвинномысск-СТаврополье»).

Административный корпус Невинномысского завода бытовой химии в Ставропольском крае, декабрь 1975 года
Административный корпус Невинномысского завода бытовой химии в Ставропольском крае, декабрь 1975 года

В середине 1990-х годов у Алексея Сагала, которому тогда еще не было 30 лет, уже была собственная торговая компания. «Я пришел на «Арнест» в 1996 году со своей компанией, и мы заключили дистрибьюторский контракт, стали продавать их продукцию. Она была достаточно популярна тогда и в России, и в странах СНГ — лаки для волос «Прелесть», дезодоранты, репелленты, инсектициды, известные кремы — «Женьшень», «Золотой корень» и т.д. Это был один из немногих заводов бытовой химии, которые развивались в эти годы», — вспоминает Сагал.

Новый владелец «Иль де Ботэ» — РБК: «Есть много брендов без заморочек»
Бизнес
Евгений Дроздов

Сотрудничество развивалось хорошо, рассказывает Сагал: «У нас стало получаться, и на нас обратило внимание руководство предприятия. Через год генеральный директор Анатолий Борисович Александров пригласил меня в совет директоров. Я стал работать независимым членом совета директоров».

Покупка контрольного пакета акций АО «Арнест», по словам Сагала, заняла пять лет: «С 2000 по 2004 год мы купили у менеджмента, фонда «Пиоглобал» и у ЕБРР контрольный пакет акций. В 2001 году ввели пост президента компании, им стал Анатолий Александров. В 2006 году я сменил его на этом посту и являюсь им до сегодняшнего дня, а также стал бенефициаром АО «Арнест», но кроме меня имеются еще около 130 акционеров».

Участие в бизнесе принимает и бывшая супруга бизнесмена — Елена Сагал, которая с 2009 по 2012 год занимала пост члена Совета Федерации от Ставропольского края. «Мы с Еленой развелись 11 лет назад, но сохранили хорошие отношения, она осталась моим деловым партнером», — рассказывает Сагал.

В 2007 году «Арнест» приобрел второе производство — завод «Аэрозоль Новомосковск», с этого момента началась история группы. «Я посмотрел цифры: с того момента, как мы пришли, и до сегодняшнего дня производство у «Арнеста» выросло примерно в 15 раз в штуках — с 25 млн в 1997 году до 375 млн в 2023 году», — говорит Сагал. Компания росла не только за счет собственных брендов, но и развивала контрактное производство, размещая на своих мощностях заказы от международных и российских компаний. Первым контрактным заказчиком для «Арнеста» в 2000 году были лаки для волос Taft (бренд принадлежит немецкой Henkel).

Про сделку с Oriflame

В апреле 2023 года шведская компания Oriflame, которая еще в марте 2022 года приостановила инвестиции в маркетинг и экспорт произведенной в России продукции в Европу, сообщила о подписании соглашения о продаже «Арнесту» 100% своего российского бизнеса Cetes Cosmetics LLC. Сделка была завершена в мае: за российские активы Oriflame получила от «Арнеста» €28 млн, cледует из отчетности шведской компании. Из них €25 млн Oriflame получила за завод, а еще €2,6 млн за логистическое оборудование были зачтены как кредиторская задолженность.

Производство губной помады на предприятии Oriflame, март 2010 года
Производство губной помады на предприятии Oriflame, март 2010 года

McKinsey назвала главные тренды мировой индустрии моды на 2024 год
Бизнес
Фото:Jeff J Mitchell / Getty Images

«Арнест» с 2011 года производил для Oriflame аэрозольную продукцию и косметику по контракту. «К моменту сделки у нас с ними был накоплен многолетний позитивный опыт работы», — рассказывает президент «Арнеста». Когда стало известно, что шведская компания намерена продать свои производственные активы, «Арнест» решил предложить им рассмотреть продажу завода в Ногинске. «Мы написали письмо, они нас приняли в тендер. В нем участвовало несколько компаний, но по результатам приняли решение работать с нами. Я уверен, существенную роль сыграла история наших многолетних отношений: они знали нас, наш сервис и наши стандарты», — объясняет президент «Арнеста».

С октября 2023 года бывшая российская «дочка» Oriflame была переименована в «Арнест Косметикс». В сделку вошли только производство и логистический комплекс в Ногинском районе (на этом заводе производились шампуни, гели для душа, дезодоранты, губная помада и т.д.). Мощности этого завода были загружены производством брендов Oriflame лишь на 10% — после покупки «Арнестом» загрузка выросла в два раза. «Мощности завода — 260 млн единиц продукции в год, они делали 25 млн», — отмечает Сагал.

Бренды Oriflame не продавались и не рассматривались в сделке.

Задача «Арнеста» — максимально загрузить приобретенный у Oriflame завод на 100%, рассказывает президент компании. Впрочем, сам завод в масштабах группы небольшой: «По продажам это 1,6 млрд руб. в 2022 году, он дал нам всего 7% роста продаж. Но это перспективные мощности, которые надо довести до ума и дать возможность российским компаниям размещать там свои заказы. Обычно брендовые компании не пускают на свои заводы конкурентов. Но мы не считаем наших заказчиков своими конкурентами — приходите, заказывайте, можем работать в долгосрочной перспективе», — призывает Сагал.

Владелец Bosco di Ciliegi не нашел замену Chanel среди российских брендов
Бизнес
Михаил Куснирович на пленарной сессии форума BRICS+ Fashion Summit

Раньше у «Арнеста» были амбиции стать международным игроком в области контрактного производства, но теперь стратегия изменилась, говорит президент группы: «Мы поняли, что позиции международных компаний переменчивы — в один момент они могут снять все объемы, а головная боль останется у нас. Наша стратегия поменялась: приоритет для нас — внутренний рынок. Возможно, мы недооценивали собственные бренды. Мы делаем фокус на растущие российские компании, чтобы они развивались и давали нам больше заказов — как для внутреннего рынка, так и на экспорт».

О новых российских брендах

После того как международные производители косметики по разным причинам снизили свое присутствие на полках в России, «как грибы после дождя растут российские компании», говорит Сагал: «Существует огромное количество стартапов, десятки, сотни компаний стали активно развиваться — это видно на маркетплейсах типа Wildberries и Ozon». Год назад доля российских брендов на рынке была невелика — она составляла около 20%. «Остальные 80% — это либо были бренды зарубежных компаний, либо импорт. Сегодня доля российских компаний стремительно растет. Сколько она сейчас достигла, я не берусь оценить, но думаю, что 50% для нас — хорошая новость. Потому что бренды российские, заводы российские, качество российское, ингредиенты российские», — рассуждает глава «Арнеста».

В прошлом году из-за нарушения логистических цепочек отечественные косметические заводы не могли выпускать часть продукции, вспоминает Сагал: «Не было колпачка, активатора — ряд поставщиков отказались поставлять, да и международные контейнерные компании нам также доставили сложностей. Поэтому в 2022 году мы немного просели, но после этого научились максимально работать с импортозамещением, нашли максимум сырья и полуфабрикатов в России».

Бакальчук — РБК: «Когда у тебя кризисы, ты знаешь, с чего начинать»
Бизнес
Татьяна Бакальчук

Сейчас практически все ингредиенты для производства аэрозолей и косметики «Арнест» закупает у российских поставщиков. Стратегическое сырье — спирт, газ и алюминий — всегда было российское, а за счет программ импортозамещения у большинства импортных компонентов нашлись качественные отечественные аналоги, а оставшийся импорт переориентировался на страны Азии, ближнего зарубежья и других дружественных стран.

В этом году «Арнест» видит рост числа заказов со стороны российских компаний. «Мы считаем, что российские производители могут делать качественную современную продукцию. Но бренды должны знать, где ее производить. И им необязательно каждому иметь свой завод — мы открыты для них».

В 2021 году на заказы со стороны российских компаний приходилось около 30%. По итогам 2023 года доля российских компаний в заказах выросла до 70%. Новые российские заказчики работают в разных ценовых сегментах. Например, Faberlic, «Юникосметик» (бренд Estel).

Сам «Арнест» — лидер среди производителей парфюмерно-косметической продукции в аэрозолях: компания занимает в этом сегменте долю более 65% на российском рынке. В успешном, по словам Сагала, 2021 году, когда АО «Арнест» отправляло на экспорт около одной трети продукции международных брендов, консолидированная выручка группы составила 22,8 млрд руб. В 2022 году продажи немного снизились — до 22,1 млрд руб., EBITDA составила 4,5 млрд руб., долг — 11,8 млрд руб.

Производственный цех заготовок алюминиевых баллонов компании «Арнест» в Невинномысске Ставропольского края, май 2022 года
Производственный цех заготовок алюминиевых баллонов компании «Арнест» в Невинномысске Ставропольского края, май 2022 года

В 2023 году серьезного повышения цен на продукцию «Арнеста» не было, утверждает Сагал: «Максимум — это в рамках инфляционных колебаний, и все. Мы серьезно приросли в штуках. Поскольку бизнес «Арнеста» — промышленное производство, у нас небольшая маржа, мы зарабатываем на объеме. Поэтому, если мы будем дорого производить, бренды закажут у другого. Наши цены очень демократичны, мы не можем их задирать».

Производитель «Прелести» и «Дихлофоса» продал завод в Шотландии
Бизнес
Фото:arnestcom.ru

Продажа завода в Шотландии

До 2022 года у «Арнеста» было производство в Шотландии, которое группа вынуждена была продать. Базирующийся в шотландском Эрвине завод производил спреи, шампуни, муссы, дезодоранты и другую аэрозольную продукцию под торговыми марками ретейлеров. Структуры «Арнеста», по информации Herald Scotland, выкупили 85% предприятия еще в 2007 году, а в 2013-м довели свою долю до 100%, пообещав инвестировать в развитие завода около £5 млн.

В начале марта 2022 года компания «Арнест», согласно ее бухгалтерской отчетности, продала принадлежащую ей компанию Barony Universal Products PLC. Продажа завода, как следовало из сообщения Daily Record, была вынужденной: газета писала, что из-за специальной военной операции на Украине местному бизнес-сообществу было рекомендовано прекратить торговые операции с Россией. С 9 марта 2022 года более 75% Barony Universal Products принадлежит проживающей в ОАЭ Майе Шаммас, указано в британском реестре компаний.

Прибыльный завод был продан за символическую сумму: общая сумма договора купли-продажи 999 тыс. акций шотландской компании, как указано в бухгалтерской отчетности АО «Арнест», составила всего 25 тыс. руб., или почти £179 по курсу ЦБ на день сделки. Весь шотландский завод, таким образом, был оценен чуть больше чем в 50 тыс. руб., или около £358. Выручка Barony Universal Products, согласно отчетности компании, в 2020 году составила почти £60 млн (около 5,6 млрд руб.), а прибыль до налогов — £673 тыс. (62,5 млн руб.).

Комментировать сделку по продаже предприятия Сагал отказался.

Про сделку с Ball Corporation

В сентябре прошлого года «Арнест» приобрел российские активы американского производителя алюминиевой банки Ball Corporation. В сделку вошли три завода — в Московской, Ленинградской и Челябинской областях. Стоимость сделки составила $530 млн, при этом американская компания получила опцион на обратный выкуп своих предприятий, говорится в отчетности Ball Corporation.

С американской корпорацией «Арнест» работал давно — она была одним из его поставщиков алюминиевых баллонов. «Мы знали друг друга больше десяти лет, и у нас есть позитивная история сотрудничества», — подчеркивает Сагал. О намерении Ball Corporation продать свой российский бизнес он узнал из СМИ в конце марта 2022 года и направил в американскую компанию письмо с предложением. Претенденты отбирались в рамках тендера, рассказывает Сагал: «В сентябре 2022 года Ball Corporation объявил «Арнест» победителем в конкурсе». С четвертого квартала 2022 года этот бизнес носит имя «Арнест Упаковочные решения» (АУР).

Минпромторг заявил о полном импортозамещении алюминиевых банок
Экономика
Фото:Justin Sullivan / Getty Images

В ответ на вопрос об условиях сделки, опционе на обратный выкуп бизнеса и возможном возвращении Ball Corporation в Россию Сагал ссылается на NDA (соглашение о неразглашении).

Условия возвращения

Право на обратный выкуп бизнеса у Ball Corporation, как следует из ее отчета, есть в период с сентября 2025-го по сентябрь 2032 года, а цена call-опциона в случае его исполнения будет соответствовать для приобретателя (то есть для «Арнеста») обычной доходности в размере сложного годового процента за период между покупкой бизнеса и исполнением опциона. Процент будет начислен на стоимость бизнеса, определенную исходя из денежных потоков за этот период.

АУР решила завершить строительство еще одного завода в Ульяновске по производству алюминиевой банки, которое Ball Corporation заморозила в марте прошлого года — завод будет запущен в первом квартале 2024 года.

О сделке с Heineken

В августе 2023 года голландская пивоваренная компания Heineken объявила о продаже своих российских активов группе компаний «Арнест». За €1 и обязательство погасить долг российского бизнеса перед головной структурой в размере €100 млн «Арнест», в частности, получил 100% акций «Объединенные пивоварни» (ООО «ОПХ»), а также семь пивоваренных заводов.

Производство пива стало совершенно новым направлением для компании, специализирующейся на выпуске косметики и алюминиевой банки. Но Сагала это не смущает: «Здесь сыграл мой опыт в FMCG. Что косметика, что банка — это все товары народного потребления. Пиво тоже стоит на полках супермаркетов, в которых уже продается наша продукция. Так что это не какой-то другой сегмент, который мог бы нас испугать. Единственное — не было отраслевой экспертизы, то есть своей команды, но мы ее нашли в менеджменте ОПХ».

Узнав из СМИ, что Heineken хочет уйти из России, в конце февраля 2023 года Сагал написал в голландскую компанию письмо с предложением выкупить бизнес. Ответ пришел лишь в июле 2023 года, а уже через два месяца сделка была закрыта. Были ли другие кандидаты, Сагал не знает: «Они не комментировали ничего. Они сказали, что согласны провести с нами переговоры, потому что знают наш опыт и тех, кто продал нам свой бизнес, то есть Ball и Oriflame. У нас был очень короткий промежуток времени и не было возможности менять те условия, которые они предложили».

Heineken продала бизнес производителю «Прелести» и «Дихлофоса»
Бизнес
Фото:Виталий Тимкив / РИА Новости

На вопрос о сумме сделки с Heineken Сагал реагирует эмоционально: «Про €1 только ленивый ничего не написал. Наши обязательства по оплате составят по факту 11,5–12,0 млрд руб. На эту сумму мы взяли кредиты. ОПХ, когда покупал российские пивоварни, инвестировал в них заемные средства материнской компании. Они обслуживали эти займы, но так и не смогли по ним полностью рассчитаться. Именно обязательство по возврату этого займа является ключевым элементом сделки, а не €1».

Новый владелец ОПХ также не согласен с тем, что чуть больше чем за €100 млн получил активы на €400 млн, так как Heineken в своем пресс-релизе заявила, что потеряла €300 млн при продаже российского бизнеса. «Не мы предлагали условия сделки Heineken, а они нам. У нас не было торга, мы приняли их условия и пошли на определенный риск, так как сделка проходила в условиях дефицита времени. В отчете независимого оценщика, которого выбирала Heineken, стоимость бизнеса ОПХ в несколько раз меньше суммы потерь, указанной в пресс-релизе Heineken».

При этом «Арнест», как сообщали СМИ, интересовался покупкой и другой пивоваренной компании — «Балтики» датской Carlsberg, которая в итоге была передана в управление Росимуществу. «Да, мы проявляли интерес, но у нас ничего не сложилось. Сейчас я знаю про «Балтику» ровно столько, сколько написано в открытых источниках, потому что то, что сегодня [происходит] в «Балтике», меня не интересует, меня интересует своими делами заниматься», — комментирует Сагал.

Гораздо больше самого Сагала волнует другой вопрос: «Они [Heineken] забрали основные международные бренды еще до нашего прихода. В рамках сделки нам дали три года на выпуск по лицензии трех марок («Крушовице», «Гессер», «Эдельвейс») на русском языке. То, что сегодня осталось из брендов, — лишь часть того, что было. При этом бизнес у компании был построен так, что ушедшие международные бренды были наиболее маржинальными. В 2023 году по объемам производства ОПХ остались примерно на прежнем уровне, но маржинальность бизнеса резко упала». Исключение из портфеля ОПХ маржинальных лицензионных брендов Heineken в 2022–2023 годах прямо повлияло, по мнению Сагала, на условия продажи приобретенного им бизнеса.

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

ФНС и ФСБ вскрыли теневые схемы производства пива «под прикрытием»
Экономика
Варочный цех на территории пивоваренного завода

Основные заводы ОПХ построены десятки лет назад, основное производственное оборудование было введено в эксплуатацию 10–15 лет назад, и износ оборудования составляет более 60%, рассказывает Сагал. «Рынок пива в этом году практически не растет, доходность игроков на рынке ограничена акцизом, и на входе, к своему большому огорчению, мы увидели за девять месяцев 2023 года убыток ОПХ в сумме 123,7 млн руб. ОПХ в том виде, как мы ее купили, представляет собой колоссальный вызов и для меня, и для менеджмента. Я уверен, что мы справимся, но путь к росту доли на рынке и восстановлению рентабельности не будет простым и быстрым, я это сейчас четко вижу», — добавляет собеседник РБК.

Сейчас, по словам Сагала, ОПХ находится в процессе формирования маркетингового бюджета, но уже понятно, что в течение 2024–2025 годов необходимо будет инвестировать в продвижение оставшихся у компании марок. Какой бренд станет флагманом, Сагал пока не раскрывает: «Позиции меняются. Мы, естественно, будем поддерживать свои бренды и вкладываться и в «Охоту», и «Бочкарев», и другие федеральные и региональные бренды».

Оставшиеся у ОПХ бренды, по словам Сагала, занимают около 10% рынка в натуральном объеме продаж. При этом у пивоваренной компании остается около 40% свободных мощностей, поэтому ОПХ намерена активно развивать контрактное производство и СТМ пива, сидра и безалкогольных напитков — как раз в безалкогольных напитках в настоящее время идет серьезный рост.

Кроме того, Сагал признается, что ему очень нравится экспорт: «Почему бы из Хабаровска не поставлять в Китай? Или из Иркутска. Китайский рынок самый большой на сегодняшний момент в мире и самый привлекательный. Такие амбиции у нас есть, но на это нужно тоже время. Поэтому я вижу, что 2024 год у нас уйдет на определенные перезагрузки. Важно отметить, что по всем приобретенным активам перед нами на ближайшие годы остались обязательства по сохранению и увеличению численности персонала, налогов и размеру инвестиций», — резюмирует Сагал.

Пять фактов про Алексея Сагала

Родился 5 августа 1967 года в городе Невинномысске Ставропольского края.

В 1991 году окончил Ставропольский государственный политехнический институт, квалификация «инженер-технолог».

В 1996 году пришел работать в компанию «Арнест».

В 2001–2003 годах получил второе высшее образование в Высшей коммерческой школе при Министерстве экономического развития и торговли, курс MBA — стратегический менеджмент, квалификация «мастер делового администрирования».

С 2006 года по настоящее время — президент группы «Арнест».

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 2 ноября
EUR ЦБ: 105,84 (+0,32)
Инвестиции, 01 ноя, 18:02
Курс доллара на 2 ноября
USD ЦБ: 97,44 (+0,42)
Инвестиции, 01 ноя, 18:02
Орешкин рассказал о непубличных действиях России и БРИКСЭкономика, 14:23
Минаев сообщил о запуске нового журнала «Чтиво»Технологии и медиа, 14:04
Вратаря «Динамо» впервые в карьере признали игроком недели в КХЛСпорт, 13:54
Евгения Медведева рассказала о смене армянской фамилии из-за травлиСпорт, 13:43
Орешкин заявил о способности ИИ решить проблемы демографииОбщество, 13:39
Губернатор Ростовской области ушел в оставкуПолитика, 13:36
Тамбовский губернатор ушел в отставку со словами «волк теперь товарищ»Политика, 13:29
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как приготовить стейк: 8 простых шаговРБК и Мираторг, 13:25
Зеленский поздравил Санду с победой на выборах в МолдавииПолитика, 13:13
Трамп задолжал городам США сотни тысяч долларов за митингиПолитика, 13:11
Relevo узнало о недовольстве тренеров «Реала» игрой Мбаппе в оборонеСпорт, 13:01
Чем известна Камала Харрис: самые интересные факты из биографии13:00
Лавров заявил о планах НАТО вести «оборонительные бои» в АзииПолитика, 12:57
В Москве открылся Национальный центр «Россия»Общество, 12:54