Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Морской логистический центр в Магадане обойдется в ₽20 млрд

В чем недостатки и преимущества проекта
Реконструкция морского логистического центра в Магадане должна завершиться к концу 2029 года. Часть рыбопромышленников говорят о сложной ледовой обстановке, которая затруднит реализацию проекта, другие считают его перспективным
Магадан
Магадан (Фото: Руслан Шамуков / ТАСС)

Власти Магаданской области начали поиск подрядчика, который спроектирует и построит причальную инфраструктуру нового морского логистического центра в порту Магадана за 12,33 млрд руб. Соответствующий тендер размещен в ноябре на сайте госзакупок. Запрос предложений в электронной форме опубликовало ООО «Морской логистический центр», принадлежащее Корпорации развития Магаданской области (контролируется правительством региона).

В обосновании начальной цены контракта говорится, что победитель тендера должен будет построить причальную стенку длиной 450 м, основной пирс длиной 200 м и шириной 100 м, инженерные сети. Строительство основных и вспомогательных объектов, в частности, обойдется в 8,3 млрд руб., проектно-изыскательские работы и госэкспертиза — в 393,9 млн руб. В контракт также включены расходы на подготовительные работы, организацию строительства вахтовым методом, резерв на непредвиденные расходы.

Объекты должны быть сданы к 31 декабря 2029 года, говорится в конкурсной документации. Сроки подтвердили в пресс-службе правительства региона, добавив, что проект будет вводиться поэтапно. «Причальные сооружения мы планируем ввести в конце 2029 года. Насыщение портовой инфраструктурой по отдельным направлениям будет идти параллельно», — отметили там.

Что известно про проект в Магадане

Магаданский рыбный порт прекратил работу в 2010-е. Концепция реконструкции объекта была разработана региональными властями и начала публично обсуждаться с осени 2023 года. В рамках федерального проекта «Генеральная уборка» со дна бухты Нагаева было поднято около 20 судов. Частный инвестор нужен для строительства инфраструктуры для перевалки, хранения и растаможивания рыбы.

Для чего проекту частный инвестор

Частная составляющая проекта, по оценке регионального правительства, потребует еще около 8 млрд руб. инвестиций. В пресс-службе региона утверждают, что интерес к проекту проявляют ведущие логистические компании России. Инвестор должен будет построить объекты по грузовой обработке судов, склады, судоремонтные и сервисные центры, мощности по заморозке и переработке продукции морского промысла.

В конце 2023 года интерес к проекту проявляла FESCO (входит в логистический дивизион «Росатома») — одна из крупнейших логистических компаний России. Соглашение о намерениях было подписано между руководством компании и областным правительством. В пресс-службе компании сказали, что она «продолжает свое участие в проекте». Но источник РБК, близкий к FESCO, говорит, что окончательное решение об участии компании в проекте на данный момент не принято. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники также указывал, что в качестве инвестора рассматривается местная рыболовная компания «Маг-Си Интернешнл». РБК направил запросы в «Маг-Си Интернешнл», а также другим крупным рыбопромышленникам — «Норебо» и Русской рыбопромышленной компании.

В Калининградской области запустили новый морской терминал в Пионерском
Общество

«Новый порт обеспечит комплексное обслуживание судов рыбопромыслового и транспортного флота. Безусловное преимущество Магадана — его близость к основным промысловым районам, а Тауйская губа в силу особенностей охотоморского побережья — единственное надежное укрытие. Рыбаки нуждаются в сервисе с возможностью межрейсовой стоянки, ремонта, снабжения и бункеровки судов, смены экипажей, а также в качественных стивидорных услугах», — передает слова руководителя департамента рыбного хозяйства Магаданской области Андрея Таболина пресс-служба администрации.

Новый порт сможет обеспечить ежегодную перевалку рыбы и других морепродуктов на уровне 250–300 тыс. т, а его общая грузовая база составит более 1 млн т в год, добавляют в областном правительстве.

«Этот проект не связан с импортными грузами — порт будет каботажным. Рыбная составляющая объясняется тем, что около 80% рыбы в Охотском море добывается именно в северной его части», — говорит собеседник РБК на логистическом рынке, знакомый с параметрами проекта.

Какие есть сложности у проекта

Собеседник РБК в одной из дальневосточных рыболовных компаний говорит, что основные объемы вылова биоресурсов в северной части Охотского моря, в которой и находится порт Магадана, наблюдаются в январе—апреле, когда прибрежные территории покрываются льдом. «В особо холодные зимы лед покрывает и отдаленные от берега участки моря. В этом случае промысел смещается южнее — в центральную часть Охотского моря», — объясняет рыбопромышленник.

По его словам, в теплое время года объемы вылова на этой территории относительно невелики. Этот фактор усложняет проект по созданию в Магадане крупного рыбного порта. «Основная часть выловленных на Дальнем Востоке рыбы и морепродуктов (75–80%) переваливается в портах Владивостока и Находки. При этом большая часть продукции не добирается до суши, так как сразу отправляется на экспорт», — объяснил собеседник.

Алексей Осинцев, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), говорит, что с промысловых судов рыбопродукция отгружается на транспортные суда, которые доставляют ее в российские порты, в первую очередь в порт Владивостока — крупнейший логистический хаб региона. Контейнерные мощности также развиваются в Петропавловске-Камчатском и на Сахалине. По его словам, в порту Магадана есть два серьезных ограничения. «Порт недоступен без ледокольного сопровождения примерно с конца ноября до начала мая. Второе ограничение — отсутствие логистических путей из Магадана, кроме небольшого потока контейнерных отгрузок. Поэтому новый логистический комплекс актуален в первую очередь для прибрежного рыболовства — в случае доставки живой, свежей и охлажденной продукции, которую можно переработать на берегу. Тогда как для океанического — с учетом сезонности», — считает Осинцев.

Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), отмечает, что ежегодно в российские порты поступает около 2 млн т рыбы и морепродуктов, основная часть которых добывается на Дальнем Востоке. Около 90% дальневосточной рыбы обрабатывает порт Владивостока, в том числе рыбу, добытую в отдаленных районах — Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской и Северо-Охотоморской подзонах. В 2023 году рыбопромышленники добыли в этих районах 1,5 млн т водных биоресурсов (минтая, трески, сельди, сардины иваси, краба), что составляет почти треть всех российских уловов, сказал президент ВАРПЭ.

«Именно архаичная транспортная и логистическая инфраструктура — одна из главных проблем рыбной отрасли Дальнего Востока. Строительство нового порта в Магадане позволит рыбакам, ведущим промысел в отдаленных районах, снизить количество судо-суток, которые тратятся на переход из районов промысла во Владивосток, и тем самым снизить себестоимость продукции», — говорит он.

Рыбопромышленники рассказали о «ценовом неравенстве» с красной икрой
Бизнес
Фото:Сергей Петров / news.ru / Global Look Press

Появление новых мощностей должно позитивно сказаться и на стоимости услуг в портах за счет повышения конкуренции между терминалами, что положительно скажется на экономике компаний рыбной отрасли. Ежегодно рыбаки тратят на услуги, связанные с заходом и выходом из порта, более 1,5 млрд руб., говорит Зверев.

Он добавил, что реконструкция порта Магадан ведется при поддержке членов ВАРПЭ — ГК «Морской волк» и Магаданской ассоциации рыбопромышленников. «Магадан способен стать «северными воротами» Охотского моря. Это единственный порт на побережье, способный принимать большие грузы. Восстановление причальных стенок и создание инфраструктуры для хранения грузов и их таможенного оформления позволят создать новые транспортные коридоры для доставки дальневосточной рыбопродукции как на внутренний, так и на внешние рынки и разгрузить порты Приморья», — считает глава ассоциации.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 13:41
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 13:41
Путин и Моди на сессии бизнес-форума в Индии. Трансляция Политика, 14:05
Путин и Моди приехали на бизнес-форум Политика, 14:04
Баканов пожелал успехов выдвинутому Трампом кандидату на пост главы NASA Политика, 14:02
Какие антиэйдж-технологии в косметологии ждут в ближайшие 5 лет РБК и КИТ МЕД, 14:00
Белорусский биатлонист выиграл масс-старт на этапе Кубка Содружества Спорт, 13:58
Вы имеете дело с инфантильным сотрудником: какие 4 фразы на это указывают Образование, 13:54
Опубликовано совместное заявление Путина и Моди из 70 пунктов Политика, 13:49
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Монетизация данных о клиентах: норма или повод для паники РБК и PostgresPro, 13:46
Snapchat заблокировали в России. Что это за мессенджер и почему закрыли Life, 13:44
Венгер назвал главного фаворита ЧМ-2026 Спорт, 13:43
Минцифры снова расширило «белый список» сайтов Технологии и медиа, 13:42
Шесть критериев качества жизни в новостройке РБК и ПИК, 13:37
Курс доллара на рынке Форекс впервые за 2,5 года упал ниже ₽75 Инвестиции, 13:35
Тимур Иванов объяснил происхождение своих особняков и дома Мастера Политика, 13:35