Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Рогозин «устроил разнос» из-за недовольства работами на Восточном Общество, 02:59
ФБР покинуло связанный с Дерипаской дом в Нью-Йорке Бизнес, 02:36
Черчесов поддержал ввод формата плей-офф в чемпионат России по футболу Спорт, 02:14
«Коммерсантъ» узнал о деле о мошенничестве против замдиректора ЦЭНКИ Технологии и медиа, 02:04
В Воронежской области произошел взрыв в ТЦ Общество, 01:41
В Грузии задержали подозреваемых в убийстве гражданки России Общество, 01:21
Игрок «Аякса» повторил рекорд Лиги чемпионов в победном матче Спорт, 00:52
Bloomberg узнал условие России для увеличения поставок газа в Европу Политика, 00:51
Google представила новые смартфоны Pixel Технологии и медиа, 00:48
«Реал» разгромил украинский «Шахтер» в матче Лиги чемпионов Спорт, 00:35
Талибы впервые приедут в Москву после захвата власти в Афганистане Политика, 00:31
Самый бедный клуб ЛЧ потерпел первое поражение в лиге Спорт, 00:26
Вирусологи прокомментировали данные о штамме заразнее «дельты» Общество, 00:18
Салах установил рекорд «Ливерпуля» в ЛЧ и принес победу над «Атлетико» Спорт, 00:06
Бизнес ,  
0 

В Росавиации заявили о планах авиакомпаний создать конкурентов «Победе»

Глава Росавиации Александр Нерадько заявил о стремлении российских авиакомпаний создать лоукост-подразделения. Пока в России есть только один перевозчик такого формата — «Победа», но из-за пандемии цены снизили и другие компании
«Аэрофлот» AFLT ₽68,54 +0,68% Купить
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Руководитель Росавиации Александр Нерадько, выступая на пленарном заседании конференции «Транспортная неделя-2020», заявил о том, что российские авиакомпании заинтересовались развитием сегмента низкобюджетных перевозок (лоукост). «У многих авиакомпаний есть стремления создавать свои лоукост-подразделения. Нынешний период [пандемии] также характеризуется тем, что многие авиакомпании понизили стоимость авиаперевозок», — отметил он.

«У нас авиакомпания «Победа» — знаменитый лоукостер, который в период пандемии демонстрирует великолепные показатели перевозок пассажиров, и причем билет стоит очень дешево», — напомнил Нерадько. «Победа» стала единственной среди крупных компаний мира, которая по итогам третьего квартала 2020 года показала рост пассажиропотока на 12%, говорил в середине октября Андрей Чиханчин, заместитель гендиректора «Аэрофлота» («Победа» входит в группу «Аэрофлот») по коммерции и финансам.

Треть рынка

По оценкам отраслевого информационного портала CAPA — Centre for Aviation, доля низкобюджетных авиакомпаний на мировом рынке в 2019 году составила 32,9%, что на 0,4 п.п. выше, чем в 2018-м. Наибольшая доля кресел лоукостеров приходится на Европу — 41,7% от общего числа пассажиров, перевезенных местными авиакомпаниями. За ней следуют Латинская Америка — 39,6%, Северная Америка — 30,4% и Азиатско-Тихоокеанский регион — 29,7%.

На прошлой неделе экс-глава «Аэрофлота» Виталий Савельев (10 ноября был назначен министром транспорта) заявил, что количество лоукостеров в России должно быть больше. «Таких лоукостеров [как авиакомпания «Победа»] должно быть больше в нашей стране. Сейчас мировой тренд показывает, что вся авиация именно развивается в части низкобюджетных перевозчиков», — рассказал он, выступая на заседании профильного комитета Госдумы.

Что будет с «Победой»

В июле Савельев представил премьеру Михаилу Мишустину новую стратегию группы «Аэрофлот» до 2028 года: она предусматривает увеличение пассажиропотока с 60,7 млн до 130 млн человек в год, и основная ставка в ней делается на развитие «Победы». Если в 2019-м лоукостер перевез 10,3 млн пассажиров, то к 2028-му этот показатель должен увеличиться до 55–65 млн. Это должно сделать «Победу», которая получит среднемагистральные рейсы «Аэрофлота», крупнейшей на российском рынке (по итогам 2019 года ее доля составила лишь 8%).

«Аэрофлот» решил сделать «Победу» самой крупной авиакомпанией России
Бизнес
Фото:Роман Пятаков / РИА Новости

«Победа», встав на маршруты «Аэрофлота», существенно изменит картину ввиду дешевизны билетов — у нее 10% билетов продаются по цене сейчас 499 руб., а до этого продавалось по цене 999 руб. — это очень существенная для пассажира (почему и загрузка такая большая!) вещь», — рассказывал премьеру Савельев. По его словам, развитие этого лоукостера приведет к снижению средних цен на рынке примерно на 30% в экономклассе.

Глава «Победы» Андрей Калымков еще в 2016 году говорил, что приветствует появление новых лоукостеров, но их «пока не видать». С тех пор новых российских лоукостеров не появилось.

Что на это ответят конкуренты

Практически все авиакомпании в России сейчас в большей или меньшей степени развивают гибридную бизнес-модель с элементами лоукост-перевозок, отмечает директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. Даже у авиакомпании «Аэрофлот» (в одноименной группе позиционируется как компания премиум-сегмента) есть безбагажные тарифы, которые в принципе можно считать атрибутом лоукост-модели, напоминает эксперт. «Если толковать понятие лоукост как «без излишеств», то уж излишеств мы точно ни у кого не найдем», — добавляет он.

«Победа» назвала распродажу «Уральских авиалиний» путем к банкротству
Бизнес
Фото:Виталий Аньков / РИА Новости

«Уральские авиалинии» в конце сентября впервые запустили распродажу авиабилетов по цене от 499 руб. в одну сторону, назвав их «победными». Билеты продавались из Жуковского в Санкт-Петербург, Сочи и еще шесть городов (Нижневартовск, Казань, Волгоград, Архангельск, Пермь и Воронеж). В «Победе» тогда назвали такую распродажу путем к банкротству. В конце октября «Уральские авиалинии» отменили большинство из этих рейсов.

Авиакомпания Utair рассматривает возможность перехода на модель ультралоукостера, заявил на прошлой неделе ее вице-президент по управлению сетью и парком Дмитрий Белоконь. «Какие-то шаги на пути к «полулоукостовой» модели мы делали: внедряли безбагажные тарифы, отказывались от питания на борту. Все эти меры направлены на сокращение костов», — добавил он.

Представитель «Нордавиа» (бренд Smartavia) рассказал РБК, что кризисная ситуация, связанная с пандемией коронавируса, привела к тому, что компания была вынуждена внедрить в свою работу некоторые элементы низкобюджетного формата: отказаться от бизнес-класса, ограничить ручную кладь, ввести невозвратные билеты, перейти на платное бортовое питание, а также снизить тарифы в рамках частых акций. «Но вряд ли идея формата low cost (полной трансформации в лоукостер. — РБК) будет реализована на практике в обозримом будущем», — предупредил он.

S7 седьмой раз обогнала «Аэрофлот» по числу перевезенных пассажиров
Бизнес
Фото:Александр Кряжев / РИА Новости

Однако авиакомпания S7 Airlines, которая на протяжении семи месяцев (апрель—октябрь 2020 года) лидирует по количеству перевезенных пассажиров в России, опережая «Аэрофлот», не рассматривает возможность перехода в лоукост-сегмент и планирует оставаться полносервисной авиакомпанией (full-service), сказал РБК ее представитель.