Рынок бизнес-джетов сократится впервые с 2009 года из-за Китая и России
Рынок деловой авиации в ближайшие десять лет сократится впервые с 2009 года, сообщает Bloomberg со ссылкой на ежегодный опрос производителя авионики и двигателей для бизнес-джетов Honeywell International Inc., представленный 15 ноября. Как сказано в исследовании, совокупная стоимость заказанных на период до 2025 года бизнес-джетов составит $270 млрд — на 3,6% меньше, чем ожидалось в аналогичном исследовании год назад. Поставки самолетов в количественном выражении упадут на 2,6% — до 9,2 тыс. аппаратов, следует из опроса.
Падение отражает слабость экономик стран БРИК — Бразилии, России, Индии и Китая, а также влияние политических конфликтов на Ближнем Востоке и в Африке, отмечает глава подразделения Honeywell по бизнес- и основной авиации Брайан Силл. Особенно сильно оказался подорван спрос на частные самолеты в Азии — в связи с замедлением темпов роста экономики Китая (в третьем квартале нынешнего года показала минимальный рост с 2009 года — на 6,9%), отмечает Чарльз Парт, директор по маркетинговому анализу и планированию в аэрокосмическом подразделении Honeywell.
Однако о серьезном падении рынка пока говорить не приходится, добавляет Брайан Силл: «Факторы (препятствующие росту рынка. — РБК), которые мы видим в странах БРИК, компенсируются спросом в Северной Америке, который остается довольно сильным». Кроме США, спрос на бизнес-джеты растет в Латинской Америке, следует из опроса менеджеров в регионе, которые планируют в ближайшее время покупать самолеты, и в Мексике, которая является крупнейшим рынком бизнес-авиации в регионе.
В аналогичном прошлогоднем прогнозе Honeywell предупреждала о возможных колебаниях числа заказанных самолетов, однако не ожидала падения рынка в стоимостном выражении. В этом году тенденция изменилась из-за падения спроса на большие бизнес-джеты, которые помогали отрасли расти в посткризисные годы, отмечает Bloomberg. Среди таких самолетов — американский Gulfstream G550 и Global 6000 производства канадской Bombardier, которые были особо востребованы среди топ-менеджеров на развивающихся рынка для полетов в мировые финансовые центры, например, в Нью-Йорк и Лондон.
В мае этого года Bombardier заявила, что собирается сократить производство своих самых крупных бизнес-джетов Global 5000 and Global 6000, ссылаясь на падение спроса в России и Китае. Президент Bombardier Business Aircraft Эрик Мартел отмечал Bloomberg, что на продажах самолетов в России сказалось резкое падение цен на нефть и санкции, введенные Канадой, США и ЕС. Также спрос на бизнес-авиацию в Западной Европе ухудшился из-за укрепления доллара по отношению к евро, отмечал тогда Мартел.
По данным немецкого консалтингового агентства WINGX Advance, Россия и Турция в октябре продемонстрировали наибольшее падение числа рейсов бизнес-джетов в Европе — более чем на 25%. Число рейсов деловой авиации в Европе в целом в октябре сократилось на 3,4% год к году — до 67,2 тыс.
В начале этого года российский аэропорт Внуково выбыл из пятерки крупнейших европейских хабов бизнес-авиации в Европе. Число рейсов с января по март 2015 года сократилось на 17,3% — до 2380 рейсов. Тенденция началась еще в конце прошлого года, эксперты связывали это с экономической ситуацией.