Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Глава ФАС предложил РЖД отказаться от морских портов в пользу БАМа

Артемьев считает, что компании лучше заняться БАМом и другими приоритетными проектами
Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что РЖД следует отказаться от планируемых инвестиций в морские порты и проектов за пределами 2025 года. Компания должна сфокусироваться на своей инвестпрограмме с достройкой БАМа и Транссиба
Игорь Артемьев
Игорь Артемьев (Фото: Алексей Никольский / РИА Новости)

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) предлагает РЖД отказаться от инвестиций в морские порты и «другие неосновные виды деятельности, а также от проектов за горизонтом 2025 года», чтобы госмонополия могла сосредоточиться на реализации своей долгосрочной программы развития до 2025 года. Об этом говорится в письме главы ФАС Игоря Артемьева от 11 ноября министру транспорта Евгению Дитриху и генеральному директору РЖД Олегу Белозерову (копия письма есть в распоряжении РБК, подлинность документа подтвердили в пресс-службе ведомства). В пресс-службе Минтранса подтвердили получение письма.

Какие планы РЖД просит пересмотреть ФАС

Сейчас РЖД участвуют в строительстве сразу нескольких объектов в морских портах, но глава ФАС относит их к неосновным. Вместо того чтобы заниматься ими, РЖД необходимо «совместно с крупными грузоотправителями и операторами вагонного парка определить критические участки в составе инвестпрограммы и сконцентрироваться на их реализации», пишет Артемьев.

РЖД участвуют в строительстве портового терминала Лавна в рамках создания Мурманского транспортного узла, угольного порта Суходол во Владивостоке и планируют получить 10% в сухогрузном порту Тамань в Краснодарском крае. В интервью газете «Коммерсантъ» Белозеров отмечал, что Суходол должен быть запущен в 2021 году, по Лавне заключены соглашения и РЖД уже строят подходы, на которые компания заложила 60 млрд руб. «Что касается Тамани, мы точно не выпускаем этот проект из виду, мы готовы участвовать в нем при более четком формировании модели», — говорил глава госмонополии. Финансовая модель порта Тамани до сих пор не утверждена. Как сообщали в четверг, 14 ноября, источники РБК, планируемые мощности морского порта сократятся более чем в четыре раза, до 15 млн т. В том числе из-за того, что проект покинули угольные компании «Кузбассразрезуголь» Андрея Бокарева и СУЭК Андрея Мельниченко.

На что предлагает обратить внимание ФАС

В ФАС напоминают, что год назад для увеличения пропускной способности инфраструктуры и наращивания объемов грузоперевозок в рамках инвестпрограммы госмонополия отстояла тарифную надбавку на экспорт в размере 8%, отмененную годом ранее. Ожидалось, что это поможет РЖД дополнительно получить до 38,5 млрд руб. выручки, треть из которой — от угольщиков.

Но несмотря на полученные год назад средства от тарифной надбавки, госмонополия не справляется с рядом поставленных в инвестпрограмме задач. По предварительным итогам 2019 года, у РЖД есть «существенное невыполнение мероприятий» по развитию БАМа и Транссиба (не потрачено 39,5 млрд руб.), подходов к морским портам Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов (не расходованы 29,8 млрд руб. и 6 млрд руб. соответственно), а также по обеспечению роста транзитного контейнерного потока (не потрачено 14,8 млрд руб.). Вследствие этого снижается погрузка на сети в перевозке угля и черных металлов, говорится в письме.

Как сообщили РБК в РЖД, компания «выполнит все взятые на себя в рамках долгосрочной программы развития (ДПР) обязательства, в том числе по целевым показателям инвестпроектов». «РЖД не останавливают своих планов по развитию грузовых перевозок и логистики в увязке с внедрением цифровизации, улучшением качества работы пассажирского комплекса, повышением эффективности всей компании, — отмечают в РЖД. — Следует отметить, что ход реализации ДПР будет ежегодно публично аудироваться внешней экспертной организацией, любые рассуждения на тему невыполнения ДПР в настоящее время следует считать спекуляциями». В компании подчеркивают, что реализация программы развития БАМа и Транссиба — «это не односторонний документ развития инфраструктуры за счет государства»: «Инвестиции подразумевают прирост перевозок по заявленным направлениям».

Несколько недель назад глава РЖД признавал, что погрузка на сети в 2019 году при негативном сценарии может упасть на 0,5%. Однако компания намерена к 2021 году наверстать отставание по погрузке от долгосрочной программы развития, анонсировал Белозеров. Проблемы с реализацией проектов из инвестпрограммы РЖД связывали с невыполнением подрядными организациями договорных обязательств, сообщали источники РБК.

По мнению гендиректора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, развитие подходов к портам и припортовых станций дает практически немедленный эффект для РЖД и для экономики страны. А развитие БАМа, Транссиба и других инфраструктурных проектов долгосрочнее. «Так что я бы поддержал РЖД в том смысле, что при ограниченности в финансировании сперва делаются нужные вложения с быстрой отдачей, а потом — инвестиции с длинной отдачей. А припортовые станции и подходы к портам будут приносить тарифную выручку», — отметил эксперт.

Изменение конъюнктуры рынка угля требует от РЖД изменения подходов к оценке рисков инвестиций в портовые активы, отмечает гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Как показал пример Тамани, снижение цен на уголь может поставить под угрозу инвестиции РЖД, так как грузоотправители окажутся не готовы финансировать терминалы и выполнять контракты ship-or-pay. Но ФАС не вполне адекватно оценивает влияние РЖД на погрузку», — сказал эксперт. При сложившейся неблагоприятной конъектуре монополия сделала «в целом адекватные тарифные скидки», а дальнейшие изменения в тарифах могли бы привести к сокращению доходов, пояснил Бурмистров.

Что еще предлагает ФАС для решения проблем РЖД

В ФАС «полагают необходимым на ведомственном и корпоративных уровнях обеспечить безусловное выполнение менеджментом РЖД своих обязательств по долгосрочной программе развития».

Для этого, как указывает Артемьев в письме, РЖД следует:

  • применять тарифные скидки, которые будут стимулировать перенаправление грузов с востока на другие направления;
  • рассмотреть возможность привлечения ресурсов Минобороны;
  • разобраться с причинами отказов в перевозках, принять меры в увеличении интенсивности движения за счет современных технологий;
  • организовать пакетный график на ремонтируемых участках БАМа и Транссиба (когда на межстанционном перегоне одновременно может находиться несколько поездов).
Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 00:03
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 00:03
Bloomberg узнал о возможной отставке руководителя отдела чипов Apple Технологии и медиа, 00:13
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Берлин подтвердил участие Мерца в переговорах по Украине в Лондоне Политика, 00:03
Хегсет заявил о неустанной работе США над окончанием конфликта на Украине Политика, 06 дек, 23:56
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 06 дек, 23:30
Под Солнечногорском в Подмосковье взорвалась «Газель» Общество, 06 дек, 23:11
Axios узнал о «сложном обсуждении» между Зеленским и советниками Трампа Политика, 06 дек, 23:05
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 06 дек, 23:00
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 06 дек, 22:46
Над тремя регионами России перехватили восемь дронов за четыре часа Политика, 06 дек, 22:41
Третий деловой центр Москвы: в чем феномен «Южного порта» Недвижимость, 06 дек, 22:34
Еврокомиссар счел, что рынок ЕС больше подходит помидорам, чем энергии Экономика, 06 дек, 22:31
В Госдепе увидели «вопиющую противоречивость» в отношениях США с Европой Политика, 06 дек, 22:31
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 06 дек, 22:23