Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Власти разработают стандарт для борьбы с «псевдоорганической» косметикой

Как это отразится на покупателях экотоваров
Минпромторг разработает стандарт для борьбы с маскирующейся под органическую косметикой
Минпромторг создаст единую систему сертификации натуральной косметики и бытовой химии для борьбы с «псевдоорганическими» товарами. На рынке признают «проблему гринвошинга», но опасаются удорожания продукции
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Минпромторг планирует создать в России национальный стандарт сертификации органической косметики и бытовой химии по примеру регулирования продовольственной отрасли законом «Об органической продукции», сообщили РБК в ведомстве.

Первое обсуждение единой системы добровольной сертификации для отрасли Минпромторг с Роскачеством проведут в апреле, уточнили в министерстве и в организации, не уточнив конкретной даты.

Зачем нужен стандарт для экокосметики

В Минпромторге отметили, что сегодняшнее саморегулирование зеленой косметики и бытовой химии «не увенчалось успехом», потому что участники рынка не смогли выработать единый подход сертификации. Так, сегодня в отрасли действуют около 30 различных экологических стандартов и экомаркировок, при этом проверить сертификаты, подтверждающие улучшенные качества таких товаров, невозможно, и это снижает уровень доверия со стороны потребителя. В Минпромторге убеждены, что заняться решением этого вопроса должны «проверенные, аккредитованные органы».

«Подготовка такого стандарта позволит сформировать для отрасли единые понятные и эквивалентные общемировым требования к продукции и ее производству», — добавили в Минпромторге. В ведомстве привели пример крупных зарубежных сертификаторов, которые разработали единый стандарт натуральной и органической косметики: их подтверждение включает в себя полный обзор влияния продукта на человека и окружающую среду.

Речь идет о разработке единого стандарта сертификации органической косметики и бытовой химии, аналогичного тому, который действует в России для органических продуктов питания, отметили в Роскачестве. Чтобы производитель мог доказать особые потребительские свойства, в данном случае экологичность продукции, это должны подтвердить независимые и аккредитованные органы по сертификации.

В случае если единый стандарт будет принят, без прохождения процедуры сертификации размещать на упаковке надпись «органический» производители косметики и бытовой химии не смогут, уточняют в организации.

Минпромторг рекомендовал убрать «псевдоорганическую» еду из магазинов
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

Как экосертификация работает в продовольствии

С 1 января 2020 года, когда вступил в силу закон «Об органической продукции», производители могут писать на упаковке продукта, что он «органический», только если у них есть сертификат, подтверждающий, что при производстве соблюдались соответствующие национальные и международные стандарты. Документ выдается после проверки специальными органами по сертификации, аккредитованными Росаккредитацией (среди таких организаций в том числе Роскачество). Также компания должна быть внесена в Единый государственный реестр органической продукции, которым заведует Министерство сельского хозяйства. Получение сертификата о соответствии проходит на добровольной основе, но при его отсутствии компания не может позиционировать и продавать свою продукцию как органическую (то есть произведенную без применения агрохимикатов, пестицидов, стимуляторов роста).

Осенью 2022 года Минпромторг напомнил производителям продуктов и торговым сетям о необходимости соблюдать требования органического законодательства. В октябре министерство направило профессиональным отраслевым ассоциациям рекомендацию не допускать на полки магазинов продукцию, которая «мимикрирует» под органику, то есть называется органической на русском или английском языке либо имеет приставки «эко» и «био», но не имеет необходимого подтверждающего сертификата.

После рекомендации Минпромторга нескольким участникам косметического рынка поступили вопросы о наличии российской экосертификации от сетей, специализирующихся на продажах продукции повседневного спроса. В частности, такие письма от ретейлеров получили один из крупнейших производителей косметики Natura Siberica и несколько членов Союза производителей органической, натуральной и экокосметики ONE (объединяет компании «Краснополя­нская косметика», Levrana, BLA­GOVKUS и других). В Минпромторге, впрочем, разъяснили, что та рекомендация касалась только продукции, попадающей под ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства», который распространяется на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, позиционирующие себя как органический продукт.

Бизнес увидел риск изъятия с полок биокефира из-за закона об органике
Бизнес
Фото:Виктор Драчев / ТАСС

Что думают участники рынка

Инициатива российских властей по созданию единой сертификации для экокосметики не выбивается из общемировых тенденций, считает член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова. По ее словам, правительства некоторых стран сейчас обдумывают подобные меры. «Во всем мире очень много «гринвошинга» (от англ. greenwashing, маркетинговые уловки, которые формируют ложное представление об экологичности), не все компании выполняют обещанное на упаковке. В таком случае бренды, которые действительно проповедуют философию экологичности, проигрывают маркетинговую и ценовую конкуренцию, а потребители не доверяют никому», — говорит эксперт.

Но для производителей важен вопрос, на каких условиях они будут получать сертификаты и каких это потребует инвестиций, продолжает Дычева-Смирнова. На косметическом рынке нужно представлять новинки каждый сезон. «Для небольшого игрока с 50 продуктовыми наименованиями получать сертификат стоимостью, например, 100 тыс. руб. совершенно невозможно», — объясняет эксперт.

Директор департамента исследований и разработок ГК Natura Siberica Екатерина Брем также отмечает, что компанию беспокоит неконтролируемое количество «гринвошинга» на парфюмерно-косметическом рынке. «Грамотное государственное регулирование может быстро сократить количество псевдоэкобрендов на рынке», — указывает Брем, добавляя, что важно не только разработать единый стандарт для натуральной косметики, но и регулярно подтверждать свое ему соответствие.

При создании единого стандарта для экологической косметики должна быть определена четкая терминология, подчеркивает директор союза ONE Татьяна Лебедева: «Натуральная, экологичная, органическая, зеленая, clean beauty или косметика с экологическими преимуществами? О чем идет речь, когда Минпромторг говорит о едином стандарте для экологичной косметики? Во всем мире это разные понятия», — говорит Лебедева.

Производители столкнулись с трудностями замещения импортной помады и туши
Бизнес
Фото:Rafael Marchante / Reuters

Опасения, по словам Лебедевой, вызывает и отсутствие достаточной экспертизы на молодом рынке, и необходимость пересертификации иностранных ингредиентов. «В нынешних условиях это не просто удорожит конечный продукт, но и может оказаться невозможным, так как многие активы производители должны приобретать через пятые-шестые руки», — пояснила эксперт. Эксперт считает, что для выработки единого подхода к сертификации и построения доверия потребителей нужен длительный период — пять—десять лет.

Исполнительный директор ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский считает, что выделение среди товаров бытовой химии органической или зеленой линейки не имеет научного обоснования — это в любом случае химическая продукция. «Органическая бытовая химия — это вода», — заключает эксперт, добавляя, что подобная маркировка возможна только в маркетинговых целях в отношении конкретных ингредиентов.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 15:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 15:21
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27
Netflix объявила о покупке студии Warner Bros. Бизнес, 15:25
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Чем известна певица Лариса Долина и что случилось с ее квартирой 15:12
Интернет-банк ПСБ для бизнеса признан лучшим на рынке по версии Markswebb Пресс-релиз, 15:11
Белый «Облачный танцор» стал цветом года. Что это значит и как носить Life, 15:09
Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества Тимура Иванова Политика, 15:07
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Запасы биткоинов SpaceX за два месяца сократились на $500 млн Крипто, 15:05
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Губернатор Красноярского края проверил работу предприятий АПК Пресс-релиз, 14:59
Основатель «Белой дачи» связал запоздалое завещание с крахом бизнеса
РАДИО
Бизнес, 14:57
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
Движение вверх: что авиации дает прогноз погоды Национальные проекты, 14:52
В чем проявляется эстетика бренда. Разбираем на примере IKEA и Patagonia Образование, 14:50