Доля продающихся в кредит автомобилей сократилась вдвое

Российские автодилеры отмечают снижение доли продаж автомобилей в кредит. В среднем по рынку этот показатель с весны снизился с 37 до 30%, говорит коммерческий директор ГК «Автомир» Виталий Грошенков, – примерно такие же показатели и по его компании. У «Рольфа» процент кредитных машин сейчас около 42% против 49% в начале года, отмечает исполнительный директор компании Виталий Павловский. Примерно столько же у «Автоспеццентра», отмечает его представитель. Наибольшее падение показателя – в массовом сегменте: 25% сейчас против 40% в начале года, уточняет представитель «Авилона».
За первые три квартала текущего года количество автокредитов снизилось более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 605,8 тыс. штук без учета кредитов Сбербанка, свидетельствует статистика Национального бюро кредитных историй (НБКИ). За тот же период, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в стране было продано 1,8 млн автомобилей. То есть соотношение «кредитных» машин сейчас, с учетом Сбербанка, – около 35–38% против 45% по итогам прошлого года, оценивают специалисты НБКИ. По данным «Автостата», в США доля автомобилей, купленных в кредит, составляет 83%, в Великобритании – 74%.
Участники рынка считают, что снижение доли автокредитов связано с повышением кредитных ставок и тарифов КАСКО – обязательного для всех кредитных автомобилей вида страхования. С начала года ставки по кредитам в среднем увеличились на 0,5 п.п., говорит директор департамента автокредитования банка «Сетелем» Владимир Мартюков, в ближайшее время они могут вырасти еще на 1–1,5 п.п. Страховщики за последние полтора года подняли тарифы примерно на треть, и из-за роста убыточности на 20–25% стоит ожидать повышения еще на 15–20%, объясняет гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев.

Снижение покупок автомобилей в кредит также связано с тем, что у людей выросли накопления, которые они держали в валюте, полагает директор по маркетингу автодилера «Авилон» Светлана Макеева. Когда курс вырос более чем в полтора раза, добавляет она, люди стали стремиться максимально использовать эту ситуацию, рассматривая автомобиль как объект капиталовложения.